Цель: научится моделировать, используя среду электронных таблиц.
Тип урока: практическая работа.
Возраст учащихся: 9 класс.
Продолжительность: 45 мин.
Оборудование и программа: ПК, мультимедийный проектор, MS Excel 2003.
План урока.
- Определение цели урока – 5 мин.
- Практическая работа – 35 мин.
- Рефлексия – 3 мин.
- Подведение итогов урока. Домашнее задание – 2 мин.
Ход урока
1. Определение цели урока.
Приветствие учащихся.
Цель урока выясняется в процессе эвристической беседы:
- Всегда ли можно работать с реальным объектом? (Нет)
- Что такое модель? (Некий новый объект, который отражает существенные свойства объекта)
- Что такое моделирование? (Метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей)
- Чем характеризуется объект на определенный момент времени? (Набором свойств и их значений)
- Можно ли рассматривать объект как систему? (Да)
- Что необходимо иметь для полного описания системы? (Элементный состав и взаимосвязи этих элементов)
- Какие типы информационных моделей используют для отражения систем с различными структурами? (Табличные, иерархические, сетевые)
- Какая из изученных программ позволяет производить табличные вычисления? (Электронные таблицы)
Цель: научится моделировать в среде электронных таблиц.
2. Практическая работа.
Учитель заранее копирует по локальной сети файл Задача_1.xls (Приложение 1) на персональные ПК. Распечатывает для каждого ученика Отчет_1.doc (Приложение 2) и Этапы моделирования.doc (Приложение 3) и раздает на столы.
Ученики открывают файл Задача_1.xls (Приложение 1). Используя раздаточный материал, выполняют практическую работу, сохраняют в своих папках.
По окончании работы учитель открывает файл Результаты моделирования.doc (Приложение 4) и показывает таблицу на экране, используя мультимедийный проектор. Учащиеся сравнивают свои результаты с образцом. Учитель отвечает на вопросы.
3. Рефлексия: Составить синквейн “Моделирование”.
Учащиеся разбиваются на три группы (3-4 человека), совместно составляют синквейн, затем зачитывают их вслух.
4. Подведение итогов.
Учитель спрашивает: “Какой из этапов моделирования вызвал у Вас наибольшее затруднение? Довольны ли Вы своей работой на уроке? Оцените свою деятельность по пятибалльной шкале, подняв на правой руке соответствующее число пальцев.
Раздаточный материал учащиеся берут себе и используют его как образец при решении домашней задачи.
Домашнее задание.
Задача: Садовый участок прямоугольной формы имеет площадь S. Определить при каких размерах длины и ширины участка длина изгороди будет минимальной. (S = 600)
На следующий урок принести решение на любом носителе, промоделировав в среде ЭТ.
Литература
Информатика. 9 класс / Под ред. Н.В. Макаровой. – спб: Издательство “Питер”, 2010.