Безударная гласная в корне слова. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Слайд 1

Цели урока: закрепить умение определять ударение в словах, написание слов с безударными гласными, подбирать проверочные слова, умение различать слова с непроверяемыми и проверяемыми гласными.

Задачи урока:

– формировать навыки написания слов из словаря;
– развивать умение анализировать звуковой состав слова, определять части речи, разбирать предложение по членам предложения;
– развивать устную и письменную речь, обогащать словарный запас учащихся;
– учить рассуждать, применяя алгоритм;
– воспитывать умение работать в коллективе, развивать мышлениe, орфографическую зоркость;
– прививать любовь к русскому языку, как средству самовыражения;
– формировать навыки и умения по предупреждению и сохранению здоровья;
– воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: запись песен из сборника333-Детские любимые песни”: “Зимы я не боюсь”, “Рождественская песенка”, музыка из сборника П.И.Чайковского “Времена года”. Святки (декабрь). У камелька (январь); мультимедийная презентация; “шапочки” (баночки от йогурта); сигналы “Да” – зеленый круг, “Нет” – красный круг; таблички и веера с гласными буквами; снежинки с отрывками из стихотворений русских поэтов о зимней природе; ёлочка из картона; картинки с новогодними игрушками, подвесные “держалки”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Слайд 2

Учитель: Скажем друг другу добрые слова:

Доброе утро, птицы запели,
Добрые люди, вставайте с постели.
Всем, всем доброе утро

2. Мотивация учебной деятельности.

Учитель: Пусть этот день несет радость общения, наполнит сердце благородными чувствами. Сегодня на уроке мы поговорим о красоте зимней природы, закрепим умение проверять безударные гласные и подбирать к ним проверочные слова, вспомним слова с непроверяемой гласной.

Звучит песня “Зимы я вовсе не боюсь” из сборника “Детские любимые песни”.

Слайд 3

– В стране Здоровячков, в густом лесу жила – была елочка. Она была очень любопытная и задавала много разных вопросов. Закройте глазки и шепотом произнесите слово “ зима”. Какое чувство у вас возникло? Почему?

Дети отвечают:

– Мне стало сразу холодно, потому что зима – самое холодное время года.

– Мне стало радостно, потому что зимой можно кататься на санках, коньках, играть в снежки и лепить снежную бабу.

– Мне стало грустно, я представил себе, что зима скоро пройдет и вся красота исчезнет.

Слайд 4

3. Работа в тетради.

Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою, ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Вспоминаем правило посадки при письме: на голову надеваем “ шапочку” (баночку от йогурта), проверяем расстояние от глаз до парты (Фото 1).

1) Записываем число и тему урока.
2) Каллиграфическая минутка (Рисунок 2).

Слайд 5

Дети, стоя на ковриках с пуговицами, прописывают буквы Е, е туловищем, ногой, рукой по воздуху; затем, сидя за партой, пишут в тетради. (Фото 3)

Соедините букву Е с предметами, которые начинаются с этой буквы.

Чем особенна эта буква? (обозначает два звука) (Рисунок 4)

3) Работа со словами из словаря:

Учитель загадывает загадку, дети отгадывают, записывают, ставят ударение, подчеркивают непроверяемую гласную, проверяют написанное на экране.

Слайд 6.

По полю рыщет, поет да свищет.
Деревья ломает, к земле преклоняет. (Ветер)

Слайд 7

Гость – гостил, мост – мостил.
Без топора и клиньев. (Мороз)

Слайд 8

И ни снег, и ни лед,
А серебром деревья уберет. (Иней)

Слайд 9

Назовите-ка, ребятки, месяц в этой вот загадке.
Дни его – всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга до весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

Слайд 10

Учитель: У нас в гостях – Снеговичок , который просит вас запомнить написание этих слов с непроверяемой гласной.

4. Актуализация опорных знаний.

1) Индивидуальная работа: ( у доски 4 человека)

1 ученик:

– Исправь ошибки, объясни написание.

Ночю ударил силный марос. Он скавал летком реки.

2 ученик:

– Вставь пропущенные буквы, определи части речи, разбери предложение по членам предложения.

З_ма зав_лила горо_ пуш_стым сне_ ком.

3 ученик:

– Произвести звуко-буквенный анализ слова — СНЕЖКИ.

4 ученик:

– Произвести разбор слова по составу — ЛЕДЯНАЯ.

Слайд 11

2) Фронтальная работа

Учитель: Елочка просит остальных ребят выписать в 3 столбика слова, повторив изученные орфограммы.

1 ряд – слова с мягким знаком (правило);

2 ряд – слова в сочетаниях с гласными после шипящих (правило);

3 ряд – слова с парными согласными (правило).

(На экране записаны слова)

Проверка индивидуальной работы учителем и фронтальной работы парами (использование сигналов “Да” – зеленый круг, “Нет” – красный круг), оценивание ответов.

Физическая минутка. (Рисунок 5) ( дети стоят на ковриках, с нашитыми пуговицами)

Путь дорога нелегка и замерзли мы слегка.
Руки мы сейчас погреем, все на свете мы умеем.
А сегодня у зимы – новоселье, мы с тобой приглашены на веселье.
Дом построим из сугроба, чтобы сильным быть и ловким,
Приступаем к тренировке.
А какой вышины?
– Вот такой вышины (поднимем руки вверх, потягиваясь).
Белый коврик у порога, а какой ширины?
– Вот такой ширины (разводим руками).
Погляди-ка, потолки ледяные, высоки-превысоки кружевные (поднимаем голову).
Мы по лестнице идем, выше ноги, топ-топ (шагаем).
Двери комнат отворяем, справа – хлоп, слева – хлоп (хлопаем).
Здравствуй, зима! Ты хозяйке поклонись-ка (наклоняемся).
– Здравствуй, зима!

5. Работа по теме.

1) Составление предложений о зиме.

Слайд 12, 13

На экране – картины зимней природы. Звучит музыка из сборника П.И.Чайковского “Времена года”. Святки (декабрь).

Учитель: Ребята, а что вам нравится в зимней природе?

Дети: (например)

– Мне нравится, что вся земля покрыта снегом.
– Мне нравится, что деревья все в снегу.
– Мне нравится, что березка стоит, как хрустальная.
– Мне нравится, когда деревья покрыты инеем.

Учитель: А как люди называют зиму?

Слайд 14

Дети: Гостья, матушка, зимушка, хозяйка, волшебница, чародейка, проказница, долгожданная, морозная, вьюжная, метельная.

Читаем лозунг на доске “Здравствуй, зимушка-зима!”.

Дети устно составляют предложения о зиме, одно наиболее понравившееся предложение записывают под диктовку ученика.

2) Коллективная работа с комментированием. Работа с учебником. Упражнение 21, с. 71

Слайд 15

Учитель: Давайте вспомним, как проверить безударную гласную?

Дети хором говорят правило:

Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударение.
Ударение над гласным, может сделать букву ясной.

Слайд 16

Учитель: Выберите и запишите группы однокоренных слов из упражнения 21. Выделите корень в каждом слове. Подчеркните безударные гласные в кроне. Дети по желанию комментируют вслух, остальные записывают.

Образец рассуждения:

Зима – зимний, зимовать, зимушка, зимовщик. Корень – зим.

1) ставим ударение: а – под ударением, и – безударная; 2) подбираем проверочное слово так, чтобы и стояла под ударением: зимний, зимушка. Подчеркиваем безударную – и в словах: зима, зимовать, зимовщик.

Физическая минутка.

Упражнение для моторики пальцев и кистей рук. (Пальцами правой руки по очереди “здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками)

(фото 6)

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, тоненький дубок!
Мы живём в родном краю –
Всех я вас приветствую!

Слайд 17

3) Самостоятельная работа.

Учитель: (На экране записано стихотворение). Найдите и выпишите слова с безударной гласной, подберите проверочное слово.

Ой, ты, зимушка-зима, все дорожки замела,
Все поля снежком покрыла, все овражки завалила,
Льдом одела все озёра, реки заморозила.

Слайд 18

Дети читают слова, которые появляются на экране с пропущенными гласными, вместо них – маленькие снеговики; записывают в тетради самостоятельно. При проверке находят буквы, которые размещены в любых местах класса (на шкафах, полках, стенах, занавесках и.т.д.), показывают движением руки, подбирают проверочные слова или доказывают, что это непроверяемые гласные. На экране появляются пропущенные буквы, дети проверяют написанное, исправляют ошибки

6. Закрепление пройденного материала.

1) Экологическая беседа

Учитель: Вокруг нас так много интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду – лес. Люди вырубают леса, чтобы построить новый город, железную дорогу, ради древесины. Поэтому с каждым годом на Земле остается все меньше лесов, а это– ведет к гибели и исчезновению животных. А что мы можем сделать, чтобы не навредить лесу?

Слайд 19

Дети:

Не будем срывать цветы! Пусть красивые растения останутся в природе!

Слайд 20

Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!

Слайд 21

Не будем ловить бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых!

Слайд 22

Не будем ловить диких животных и уносить домой!

Слайд 23

нельзя разводить костры в лесу!

Слайд 24

Нельзя оставлять мусор!

Лес – это дом для зверей и птиц. Давайте шагнем в лес и встретимся с некоторыми животными. Отгадайте загадки и запишите слова в два столбика:

1 столбик – слова с проверяемыми гласными, 2 столбик – слова с непроверяемыми гласными.

2) Игра “Угадай-ка”

Слайд 25

Он всю зиму в шубе спал, лапу бурую сосал.
А проснувшись, стал реветь, это зверь лесной… (медведь)

Слайд 26

Хитрая плутовка, рыжая головка.
Пушистый хвост-краса. Кто же это? (лиса)

Слайд 27

По полю скачет, ушки прячет .
Встанет столбом, ушки торчком. (заяц)

Слайд 28

И в лесу заметьте, дети, есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих, мыши прячутся дрожа.
Кто же этот сторож? (сова)

(Проверка работы ведется с помощью вееров с гласными буквами)

3) Игра “ Найди слова из словаря”

Слайд 29

Учитель: Трудно живется зимой животным в лесу. Голодно и холодно и птичкам. А как вы помогаете нашим пернатым друзьям? (Ответы детей)

– Закончи предложение:

Всю зиму в наших лесах живут птицы…

Слайд 30

Учитель: Какие слова надо проверять? Почему? Какие необходимо запомнить?

На слайде появляются по очереди картинки птиц – воробьи, вороны, синицы, снегири, дятлы, клест.

Слайд 31

4) Поэтическая минутка.

Звучит фонограмма П.И.Чайковского “Времена года”. У камелька (январь)

Снег пушистый, серебристый
Мягким стелется ковром.
И снежинки, как пушинки,
Вьются весело кругом.

Учитель: Прекрасен мир живой природы, а люди – часть его. Недаром поэты слагают стихи, композиторы сочиняют музыку, а художники рисуют картины. Снеговик с Елочкой приглашает вас на прогулку в зимний лес. Снеговичок вам прислал снежинку, на которой записаны стихи русских поэтов о зимней природе. Прочитайте эти стихи парами и найдите слова с безударной гласной.

(См. приложение “Поэтическая минутка”)

(Дети выборочно читают стихи, называют слова с безударной гласной)

5)Веселая минутка. (Рефлексия)

Звучит “Рождественская песенка” из сборника “ 333 Лучшие детские песни”

Учитель: Ребята, наша елочка замерзла в лесу, давайте пригласим ее к нам на Новый год. Какими игрушками вы ее нарядите?

(На “держалках” висят игрушки из картона, на обратной стороне которых – слова с пропущенной гласной. Дети снимают игрушки и называют проверочное слово, наряжают елочку (муляж)

Звезда, шары, свеча, снегурочка, сова, снежинка, снеговик, хлопушка.

Слайд 32

7. Домашнее задание.

Учитель: Елочка просит выполнить упражнение № 27 и составить устно предложение о зимней природе.

Слайд 33

8. Итог урока.

Учитель: Снеговик и Елочка спрашивают:

  1. Чем занимались на уроке?
  2. Что запомнили?
  3. Что вам больше всего понравилось на уроке?

Ученикам, которые активно работали на уроке, раздаются снежинки со словами: “Умница!”, “Спасибо за творческую работу”, “Спасибо за выразительное чтение!”, “Дружочек, ты стараешься!”, “Молодец!”, “У тебя всё получится!” и.т.д.

Слайд 34

Учитель: В стране Здоровячков Доктор Любовь дарит всем хорошее настроение. Какое у вас сейчас настроение? Улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог хорошего настроения. Так мы дарим друг другу здоровье и радость. Спасибо вам, ребята, за работу на уроке!

Приложение

Музыка