Цель: формирование умения проверять безударные окончания имён существительных в предложном падеже единственного числа.
Задачи:
- ознакомить учащихся с правописанием безударных окончаний имён существительных в предложном падеже;
- развивать умения сознательно использовать падежные формы существительных (с предлогами и без предлогов) для точного выражения мыслей;
- отрабатывать навык распознавания типа склонения существительных в косвенных падежах;
- развивать внимание, речь, логику, умение анализировать;
- воспитывать уважение к семейным ценностям.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Сегодня у нас открытый урок. Мы приветствуем наших гостей. Перед нами стоит задача: показать хорошие знания и умение работать быстро и дружно. Будьте внимательны на уроке!
2. Чистописание. (Число, классная работа записаны в тетрадях дома заранее).
На доске - сочетания букв: ем ей ью ом ой (записаны печатными буквами).
- Рассмотрите сочетания. Запишите их, правильно выполнив соединение букв между собой.
- Вам ничего не напоминают эти сочетания? (Напоминают окончания имён существительных в творительном падеже).
- Запишите их ещё раз во вторую строчку, но сгруппировав.
- Проверка. По какому принципу вы их объединили? Какое сочетание букв лишнее? Почему? (По склонениям: - ой, - ей (1скл.), - ом, - ем (2 скл.),- ью - лишнее, т.к. не является окончанием. Окончание 3-его склонения: - ю).
- Докажите это примерами из домашней работы. (Учебник Т.Г.Рамзаевой, М., Дрофа, 2006 г., ч.1, с109-110, упр.211).
3. Проверка домашней работы.
- Прочитайте имена существительные 3-го склонения (усталостью, смелостью:), 1-ого склонения (дедушкой, яблоней :), 2-ого склонения (селом, товарищем:).
- Какой предлог вам часто встречался в данном упражнении? (с)
- А с каким падежом он ещё употребляется? (С родительным. Например, упал с крыши).
- Есть предлог, который употребляется только с родительным падежом. Вспомните его: в нём три гласные буквы "о". (Предлог "около").
4. Словарная работа.
- Запишите слово "около" с использованием зелёной ручки.
- Проверка. Какие гласные вы записали зелёным цветом? (Безударные).
- Допишите к предлогу следующие существительные: "аллея" (около аллеи), "деревня" (около деревни).
- Объясните окончания существительных, поставьте ударение.
- А это слово записано в транскрипции. Прочтите его. (Учитель показывает карточку: [р о ш]). (Слово "рожь").
- Сколько в нём звуков, букв? Объясните постановку мягкого знака.
- Запишите слово "рожь" вместе с предлогом "около": (около ржи).
- Прочтите записи, которые получились: около аллеи, около деревни, около ржи.
- Это словосочетания? (Нет, это существительные с предлогами).
- Чем окончание в последнем существительном отличается от окончаний предыдущих? (Оно ударное).
- А раз оно ударное, то мы в нём совсем не сомневаемся. (Нет, сомневаемся. Здесь действует правило: ЖИ- ШИ пиши с буквой И).
- Вывод: даже в ударных окончаниях можно допустить ошибку.
5. Введение в тему урока.
- Предлагаю вам поработать с безударным окончанием: выберите окончание (- е или - и) и докажите свой выбор. (На доске записано словосочетание).
Подарок Кол е/и. (Подарок (кому?) Коле -1 скл., дат.п. Подарок (чей?) Коли -1 скл., родит.п.).
- В каком из данных падежей можно было не определять склонения? (В родительном, а в дательном определять обязательно: в разных склонениях - разные окончания).
- Посмотрите на таблицу (на стенде).
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение | |
Родительный | - И | - И | |
Дательный | - Е | - И | |
Предложный | - Е | - Е | - И |
- Как вы считаете, какой падеж самый простой, а какой самый сложный в определении безударных окончаний у имён существительных? (Самый простой - родительный, а самый сложный - предложный падеж).
- На какие вопросы отвечает предложный падеж, с какими предлогами употребляется?
- Кто догадался, какова тема сегодняшнего урока?
- Давайте проверим по учебнику, всё ли мы сказали о предложном падеже.
6. Работа с учебником: с.110 - 111.
- Прочтите тему урока, правила.
(Не сказали о роли существительных в предложении (второстепенный член), об употреблении предлогов - о и - об).
7. Изучение нового материала.
А). Сравнение 1-ого и 3-его склонений.
- Сначала поупражняемся в определении окончаний существительных 1-го и 3-го склонений. На доске записаны существительные 3-го склонения (без окончаний). Спишите, вставьте окончания. От данных слов с помощью суффиксов образуйте родственные слова 1-ого склонения:
3 склонение | 1 склонение |
о ветв__ | (о ветке) |
о морков___ | (о морковке) |
о пыл___ | (о пылинке) |
о сет___ | (о сетке) |
- Допишите в нужный столбик слова "мать" (о матери), " мама" (о маме), мамочка (о мамочке). (Последнее слово - по составу. Акцентируется внимание на суффиксе - очк - как уменьшительно-ласкательном).
Беседа "28 ноября - Всероссийский день матери".
Б). Сравнение 2-го и 3-го склонений. Физминутка.
- А теперь ваша задача: не спутать 2-е и 3-е склонения.
- Что напишете на конце: ЛЕ или ЛИ? (Если ЛИ - сидите, ЛЕ - встаньте, при этом обязательно доказывайте окончание: так как все слова даны в предложном падеже, то называйте только склонение):
в портфеле (2), о метели (3), об учителе (2), в картофеле (2), о капели (3), о карусели (3), на спектакле (2), в автомобиле (2), о писателе (2), о вермишели (3), в печали (3), о руководителе (2), на тополе (2), в бутыли (3), в бутылке (1скл.).
В). Сравнение всех 3-х склонений.
Домашнее задание.
- А вот в домашней работе вам встретятся существительные всех трёх склонений.
(Упражнение №221, с.113-114).
- Прочитайте задание.
- Найдите в упражнении существительные 3-го склонения.
- Как вы думаете, почему я предлагаю вам найти существительные именно этого склонения? (У этих существительных в предложном падеже будут окончания -И-, и мы такие слова в упражнении все нашли, значит, у остальных существительных - окончание -Е-).
- Верно. Но не будьте такими легковерными. Ведь только что в физминутке у вас была ловушка. А вдруг такая же ловушка вас ожидает и в домашней работе. Поэтому выполнять упражнение нужно очень внимательно.
8. Изучение нового материала (продолжение).
- Итак, мы берём все три склонения. Придумайте и запишите к словам "сидеть" и "висеть" имена существительные с предлогами. Главное требование: окончание существительного должно быть безударным. Над каждым словом проставляйте склонение. Первое слово называю я, а вы продолжайте.
1). Сидеть на стуле (2), : на лошади (3), в кресле (2), в лодке (1), на месте (2), на крыльце (2), на дереве (2), на камне (2), на лавке (1), на скамейке (1).
Дополнительно (предлагает учитель): сидеть на шее. Объяснить прямое значение словосочетания (Например, "Комар сидит на шее") и переносное как фразеологического оборота ("Сидеть на шее у родителей").
2). Висеть на вешалке (1),: на верёвке(1), на заборе(2), на кровати(3), на кроватке (1), на ёлке (1), на ели (3).
3). Самостоятельная работа.
- Допишите к слову "рисовать" три имени существительных разных склонений.
Рисовать : в альбоме (2), в тетради (3), в тетрадке (1).
- Взаимопроверка.
9. Работа с предложением.
Устно.
- А теперь помогите разобраться с этими предложениями. Объясните, почему слово "ветка" имеет здесь разные написания? (Учитель читает стихотворение, два предложения записаны на доске).
Я прилагаю всё старанье.
Хочу понять правописанье.
Но вызывает тем не менее
Правописанье удивление.Летят на веткИ воробьи,
Чтоб обсудить дела свои.
Сидят на веткЕ воробьи:
Сидят на -Е, летят на -И.
На доске. Летят на ветки воробьи.
Сидят на ветке воробьи.
(На ветки - существительное множественного числа, винительный падеж; на ветке - существительное единственного числа, предложный падеж).
Письменно.
- Каким членом предложения является имя существительное в предложном падеже? (Второстепенным).
- Сейчас мы это проверим. Запишите предложение (на доске и в тетради).
В роще невысокой липа да орешник разрослись широко. (А.Апухтин).
- Найдите имя существительное в предложном падеже, объясните окончание. (Разрослись (где?) в роще - 1скл., предл.п.)
- Найдите остальные орфограммы.
- Дайте характеристику предложению. (По цели высказывания - повествовательное, по интонации - невосклицательное, по наличию второстепенных членов - распространённое).
- Синтаксический разбор предложения.
- Чем осложнено предложение? (Однородными подлежащими).
- Нужна ли запятая между ними? (Нет. Предлог "да" употреблён в значении "и").
10. Проверочная работа: буквенный диктант.
1 вариант | 2 вариант |
в сарае | на фронте |
на площади | на улице |
на ёлке | на ели |
в колыбели | в колыбельке |
в мае | в овраге |
в радости | в печали |
на крыше | на крышке |
ВСЕМ: о Елене Владимировне. (Учитель: "Надеюсь, в моём имени и отчестве ошибок не будет).
11. Итог урока.
- Подведём итоги. Закончите фразу: "Мы сегодня познакомились с правописанием безударных окончаний имён существительных: в предложном падеже единственного числа".
- Сделайте вывод: когда нужно писать в окончаниях -Е-, а когда -И-?