Программное содержание:
- Познакомить с прошлым обуви;
- Учить различать и называть существенные детали обуви, классифицировать обувь, группировать обувь по определённому признаку;
- Закреплять навыки использования в речи глагольной лексики, согласования прилагательных и существительных;
- Формировать умение видеть необычное в знакомом, привычном.
Оборудование: различная обувь, лапти, картинки с изображением обуви, символы для классификации обуви, колпачок на каждого ребёнка, бумажные заготовки в форме обуви, карандаши.
Ход занятия
1. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, на доску выставляются ответы-картинки.
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки:
В них мы бегаем зимой:
Утром в школу, днём - домой.
(валенки)
Если дождик, мы не тужим -
Бойко шлёпаем по лужам,
Станет солнышко сиять,
Нам под вешалкой стоять.
(резиновые сапоги)
Всегда шагаем мы вдвоём, похожие, как братья.
Мы за обедом под столом, а ночью под кроватью. (туфли, тапки)
Воспитатель: Как всё это можно назвать одним словом? (обувь)
2. Дидактическая игра "Что хорошо, что плохо".
Воспитатель: Когда-то давным-давно на Земле всегда было лето, было тепло, и люди ходили босиком. Но босиком ходить было неудобно. Почему, как вы думаете? (больно, грязно, камни, колючие растения:)
И решили люди сделать себе обувь из дерева. Какая получилась обувь? (деревянная).
Воспитатель: Удобно ли было ходить в деревянной обуви?
(прочные, не промокают, ноги не колет, но тяжёлые, не гнутся, шершавые)
Воспитатель: Затем люди решили сделать обувь из глины. Какая получилась обувь? (глиняная). Чем хороша эта обувь? Чем она не удобна? ( в ней нельзя ходить по лужам).
Воспитатель: Люди подумали-подумали и стали плести обувь из лыка, коры деревьев. Такую обувь называли - лапти. Посмотрите и расскажите какие они. (прочные, лёгкие, удобные:)
3 Дидактическая игра "Классификация обуви". (разная обувь и картинки-символы)
Воспитатель: Я приглашаю вас на выставку обуви. Посмотрите, какую обувь носят сейчас.
Воспитатель: Покажите домашнюю обувь. Какая она? Отнесите её к соответствующему символу (домик).
Воспитатель: Выберите спортивную обувь. Какая она? Отнесите её к нужному символу. (гантеля).
Воспитатель: Найдите зимнюю (летнюю) обувь. Какая она? Где соответствующий символ? (снежинка, цветок)
Воспитатель: Какая обувь осталась? (демисезонная). Когда её носят? (осенью и весной). Какая она? Из чего сделана?
4 Дидактическая игра "Подбери пару".
Воспитатель: Давайте, внимательно рассмотрим обувь и подружим её между собой. (Дети ищут сходство по какому-то элементу: пряжка, каблук, язычок: цвет, назначение:)
5 Физминутка: Представьте, что мы надели резиновые сапоги и шлёпаем по лужам (хлюп-хлюп-хлюп), теперь идём в маминых туфлях с каблуками (тук-тук-тук), переоделись в шлёпанцы (шлёп-шлёп-шлёп), побежали в валенках по снегу (хруп-хруп-хруп) и т.д.
6 Игра "Волшебные превращения".
Воспитатель: Ребята, возьмите волшебные колпачки. Мы стали сказочниками. Давайте, превратим обувь в различные предметы. (туфельку - в лодочку, валенок - в норку:)
7 Воспитатель: Милые сказочники, придумайте обувь, которой нет в магазинах, и расскажите, чем она хороша, а чем плоха.
- Бумажная (лёгкая, складывается, рвётся, мокнет:)
- Стеклянная (красивая, прозрачная, тяжёлая, бьётся:)
- Железная, цветочная, каменная:
8 "Ленивый художник". (вырезанная из бумаги различная обувь, карандаши)
Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько обуви у художника. Но он никак не соберётся её раскрасить. Давайте превратим эту обувь в нарядную, красивую, необычную. (дети раскрашивают обувь).
Занятие заканчивается выставкой детских работ.