В течение ряда лет в Гимназии № 1529 г. Москвы, где последние 4 года я возглавляла сначала методическое объединение учителей истории, экономики и МХК, а затем кафедру гуманитарных предметовобъединяющей учителей русского языка и литературы, истории, экономики и МХК, практиковался такой вид методической работы как создание и использование электронного портфолио методического объединения.
Портфолио методического объединения - это способ систематизации и анализа материалов всех педагогов образовательного учреждения, демонстрирующий как уровень активности и профессионального роста конкретных преподавателей, так и вклад всех учителей-предметников в реализацию программы развития Гимназии. Оно выступает в первую очередь как вид отчета о деятельности педагогов в течение учебного года, а не как собрание разработок уроков или дидактических материалов.
Такое портфолио позволяет эффективно решать несколько практических задач:
- Оно определяет общие стратегию и тактику развития предметной области
- Обозначает общие проблемные зоны и пути выхода из них (например, стали разрабатываться единые подходы к работе с неуспешными учениками, к подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по предметам)
- Портфолио и его анализ позволили рационализировать работу каждого отдельного педагога, четко определив его место в коллективе
Благодаря общим методическим подходам, выстраивается линию личностного профессионального роста учителей в связи с общими целями и задачи образовательного учреждения
Портфолио оказало большое содействие развитию межпредметных связей и интеграции, показав, где совпадают профессиональные интересы учителей-предметников, где им проще найти точки соприкосновения
В Гимназии № 1529 была выработана следующая структура портфолио:
- Общие положения о функционировании кафедры гуманитарных предметов: цели, задачи кафедры на текущий год, критерии эффективности работы, устанавливаемые при работе связи с внешними организациями и другими методическими объединениями и кафедрами Гимназии
- Персональный состав кафедры: сведения о педагогах кафедры, их квалификационном разряде, преподаваемом предмете, теме самообразования
- Анализ основных направлений работы:
- Учебная деятельность: включает в себя статистику открытых уроков, анализ предметных недель, разработку элективных курсов и дидактических материалов, анализ качества обученности, работу с неуспешными учащимися
- Внеклассные мероприятия: отчет об экскурсиях и образовательных поездках, статистика творческих конкурсов и предметных олимпиад, деловых и познавательных игр по предметам гуманитарного цикла, гимназические мероприятия, направленные на развитие интереса к изучаемым предметам
- Экспериментальная деятельность: организация проектной, исследовательской деятельности учащихся по предметам, участие в мероприятиях в рамках работы ассоциированной школы ЮНЕСКО
- Воспитательная работа: мероприятия по гражданско-патриотическому и правовому воспитанию учащихся, творческие игры и конкрусы
- Методическая работа: работа над темами самообразования, участие в профессиональных конкурсах, разработка и систематизация дополнительного методического материала по курсам, работа над совершенствованием учебных кабинетов, повышение квалификации
- Трансляция опыта: статистика участия в семинарах, конференциях, педагогических советах; обобщение и публикация методических разработок
- Перспективы работы на следующий год: анализ работы в прошедшем учебном году, выявление проблемных зон, знакомство с перспективами работы в следующем учебном году, определение главных направлений деятельности и личностного роста педагогов, нуждающихся в дополнительном совершенствовании.
Основные этапы работы над портфолио представлены ниже в таблице.
Этап | Содержание | Ответственный | Сроки |
1 этап | Разработка общих требований к документации кафедры, методической документации учителя | Заместитель директора по научно-методической работе | Август - сентябрь |
2 этап | Первичный сбор информации о планируемой работе в течение года | Заведующий кафедрой, учителя | Сентябрь - октябрь |
3 этап | Сбор материалов личного портфолио
педагогами. Сбор материалов о работе кафедры, ведение текущей документации кафедры |
Учителя Заведующий кафедрой |
В течение года В течение года |
4 этап | Сбор информации и составление полугодового отчета о работе кафедры | Заведующий кафедрой | Декабрь-январь |
5 этап | Отчет по темам самообразования | учителя | Февраль-апрель |
6 этап | Сбор итоговой информации. Составление годовых отчетов и анализа работы кафедры | Заведующий кафедрой, учителя | май |
7 этап | Презентация электронного портфолио | Заведующий кафедрой | июнь |
На первом и втором этапе происходит уточнение того, что именно необходимо отбирать для итогового отчета в течение года, уточняются планы работы. На 3 этапе, который длится в течение всего года, совпадая по времени с последующими, происходит сбор фактического материала, который ляжет затем как в основу личных портфолио педагогов, так и в основу анализа работы кафедры, в основу электронного представления итогов педагогической деятельности всего коллектива. Второе полугодие учебного года, как видно из приводимой таблицы, связано с первичной обработкой получаемых от педагогов материалов, с составлением статистических отчетов. А в мае месяце, на основании всей собранной информации, формируется электронное портфолио, презентуемое на совместном заседании с администрацией Гимназии в июне месяце.
Нужно отметить, что большим подспорьем в создании электронного портфолио кафедры является единое информационное пространство Гимназии, включающее в себя в первую очередь локальную сеть доступ к которой есть у всех учителей-предметников. Там находятся как папки заместителей директора Гимназии по учебной, научно-методической и экспериментальной работе, так и папки учителей-предметников. Это позволяет осуществлять электронный документооборот, облегчает доступ к нормативной документации, хранящейся в электронном виде, к образцам документов. В папке заведующего кафедрой можно найти примеры методических разработок и рекомендаций к урокам по разным курсам, отчеты о прошедших мероприятиях. Все это необходимо для создания электронной версии портфолио кафедры.
При составлении портфолио кафедры в предлагаемых сведениях очень велика степень обобщения. Не везде можно найти прямые ссылки на то, какой именно педагог добился тех или иных результатов, чьи именно ученики принимали участие в конференциях. Это неслучайно, такое представление результатов позволяет охватить весь объем работ, выполненных коллективом. В то же время, опираясь на персональные сведения о педагогах, приведенные в начале портфолио, можно с легкостью оценить вклад каждого. Таким образом, портфолио выступает не набором каких-то отдельных материалов и методических разработок, но целостным документом, высвечивающим самые разные аспекты работы кафедры в зависимости от цели обращения к нему
В первую очередь портфолио презентуется на совместном с администрацией итоговом заседании кафедры в конце учебного года. Это позволяет оценить всю проделанную работу, отметить успешных педагогов, откровенно обсудить полученные результаты.
Помимо этого, существует печатная версия портфолио, которая может предъявляться по мере необходимости.