Урок письма "Буква Я". 1-й класс (система Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Цели урока:

  • учить писать букву Я, слоги с этой буквой;
  • развивать мелкую мускулатуру пальчиков, способствовать развитию мышления, памяти, речи учащихся;
  • воспитывать аккуратное отношение к работе, усидчивость, желание и интерес к занятиям письма.

Ход урока

Зарядка для пальчиков

– Вот за партами ребята (раздвинули широко пальчики)
Расшалились, как котята (шевелим пальцами).
Парты пальчиками трут,
Словно лапками скребут (подушечками пальчиков трем о парту).
Наши пальцы, как котята,
Тоже вздумали играть (стучим подушечками пальцев по парте).
Что за ловкие ребята! (пальцы “борются”).
Как же можно их ругать?

– Перед началом урока у меня вот такое настроение! (показываю изображение солнца).

– А какое настроение у вас? Покажите.

(На столе у каждого ребенка лежат карточки с изображением солнца, солнца за тучей, тучи).

Актуализация опорных знаний

Буква Я шагает гордо.
Всем на свете буква Я
Доложить всегда готова
– А вы знаете, кто Я?
Вы не знаете, кто Я.
Я не только буква Я -
Буква, слог и слово!

– Какая же буква гость нашего сегодняшнего урока?

– Что вы о ней знаете? Чем она занимается?

– Почему автор стихотворения называет букву Я, указывая на – букву, слово, слог. Докажите.

Отгадывание загадок

– Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые,
И маленькие детки. (Яблоко)

– Может и разбиться,
Может и свариться,
Если хочешь в птицу
Может превратиться. (Яйцо)

– Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык)

– Бегает среди камней,
Не угонишься за ней.
Ухватил за хвост, но – ах!
Удрала, а хвост в руках. (Ящерица)

– Домик круглый, домик белый,
Домик был сначала целый,
А как треснул, наконец,
Так и выскочил жилец. (Яйцо и цыпленок)

– Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода, а уже лед.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернулось солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

“Правила красивого письма”

а) Учимся писать букву Я.

Начинаем писать чуть выше нижней линии рабочей строки. Пишем вверх вправо, закругляем влево, доводим овальчик до верхней линии рабочей строки, доводим безотрывно, и проводим линию с закруглением внизу.

б) “Письмо” пальцем на ладошке.

в) “Письмо” пальцем на спине товарища.

Работа на листочках

Письмо на рабочей строке буквы Я.

Физкультминутка

Мы сидели и писали,
Мышцы тела все устали.
Потянулись и зевнули,
Спинки дружно все прогнули,
Повернулись вправо, влево –
Стало гибким наше тело.
И на стуле скок, скок, скок.
Ну как будто колобок.
А теперь попляшут ножки
Пробежали по дорожке
Быстро-быстро – топ, топ, топ.
И в ладоши – хлоп, хлоп, хлоп.
Ножки вытянем вперед,
Вправо, влево поворот.
Чтобы мышцы сильнее стали,
Поработают суставы.
Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Подбородком дотянулись
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.

Упражнение в письме слов с буквой Я

– Почему эти слова записаны с большой буквы?

– Какое задание вы предложите выполнить на следующей строке?

– Прочитайте предложение. Что можете о нем сказать?

– Запишите предложение.

Физкультминутка для глаз

Работа с ребусами

– Отгадайте слова “ спрятанные” в ребусах.

– Запишите их.

В магазин придешь и видишь:
Куча яблок на прилавке.
И я подумала, друзья-
Вот бы яблоку
Две лапки,
Вышла б сразу
Буква Я.

Итог урока. Рефлексия.

– Что вам понравилось на уроке?

– Какие задания показались интересными и почему?

– Как вы работали на уроке? За что вы можете себя похвалить?

– Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы на уроке, на уроке всем было интересно и уютно?

– А мне очень понравилось, как вы работали.

– И я готова повторить слова из чистоговорки. Помните? “Вы, ребята, …”. Чуть не сказала “огурцы”.