Методика преподавания химии в 8-м классе общеобразовательной школы (II полугодие). Часть X: "Генетическая связь классов неорганических соединений"

Разделы: Химия


Изучение темы разбивается на 2 блока: первый – понятие генетического ряда, второй – связь генетических рядов (получение солей). Внутри каждого блока представлено пошаговое изучение материала, которое может быть скорректировано в соответствии с количеством часов, имеющимся в распоряжении учителя. Домашние задания и ссылки в тексте на упражнения и задания соответствуют [1].

Для лучшего усвоения этой темы удобнее всего использовать  схему связей генетических рядов, которая выстраивается постепенно, урок за уроком, при изучении соответствующих классов (Приложение 8). Вертикальные ряды соответствуют генетическим рядам;  поперечные и диагональные стрелки, соединяющие классы генетических рядов – способам  получения солей.

БЛОК №1. Выстраивание генетических ярдов. Классификации классов.

Шаг №1

Понятие генетического ряда. Простые вещества.

Генетический ряд веществ – это вещества разных классов, которые являются соединениями одного химического элемента, связанные последовательными взаимопревращениями.

Существует 6 классов неорганических соединений: 2 класса простых – металлы и неметаллы и 4 класса сложных – оксиды,  основания и  кислоты ( гидроксиды), соли.
Металлы классифицируют как основные  (с валентностью 1-2) и амфотерные (все остальные с валентностью 2-7).

Шаг №2

ОКСИДЫ

При взаимодействии простых веществ  с кислородом получают оксиды – бинарные соединения, один из элементов которых кислород. Общая формула данных соединений  Э2Оn, где Э – элемент,  n – валентность элемента (при четной валентности индексы сокращают на 2).
Оксиды металлов классифицируются на основные (оксиды металлов с валентностью I-II), амфотерные (оксиды металлов c валентностью II-V)  и кислотные ( оксиды металлов с валентностью VI и VII).
Неметаллы при соединении с кислородом образуют два типа оксидов: несолеобразующие (например, СО,  N2О, NО, SО – элементы-неметаллы в ниже низшей валентности) и кислотные (солеобразующие) (Приложение 1).

Соединяем две схемы последовательно в одну.

Домашнее задание: §30 (до с. 91), упр.1,3, с.92

Шаг №3

ГИДРОКСИДЫ. ОСНОВАНИЯ

При соединении с водой* (прямым или косвенным путем) оксиды металлов (с валентностью I-V) образуют основания – сложные вещества, в состав молекулы которых входят атомы металлов и гидроксильные группы –ОН. Общая формула данных соединений – Ме (ОН)n, где  Ме – элемент – металл, n – валентность металла. Классификацию оснований на растворимые (щелочи) и нерастворимые обязательно связывают с характером элементов – металлов (активные – щелочные и часть щелочно-земельных, средне- и малоактивные – все остальные) (Приложение 1).

*Домашнее задание: § 29, упр. 6, с. 87
Домашнее задание: §31 (до с.95), упр. 2, 3а, зад. 4, с. 99; упр.2, с.87 (5 уравнений)

Шаг №4

КИСЛОТЫ

При соединении с водой кислотные оксиды образуют кислотосодержащие кислоты. Солеобразующие оксиды неметаллов напрямую взаимодействуют с водой (за исключением оксида кремния (IV) – SiO2) с образованием соответствующих кислот – сложных соединений, с состав молекул которых входят атомы водорода и кислотный остаток (Приложение 2, Приложение 3). Общая формула данных соединений – НmА, где Н – элемент кислород, А – кислотный остаток, m – валентность кислотного остатка. При классификации кислот по признаку содержания элемента – кислорода в составе молекулы обязательно акцентируются способы получения данных кислот: бескислородные кислоты получают путем растворения соответствующих газов в воде, а кислородсодержащие – путем взаимодействия соответствующих оксидов в воде (реакция соединения). (Приложение 4).
При освоении учащимися данного материала (если позволяет время) наиболее удачной формой работы является фронтальная работа. Уроки ведутся в виде диалога; на доске прописываются формулы, уравнения реакций, которые диктуются либо учителю, либо ученику.  В этом случае проговариваются все стандартные ситуации, выявляются систематические ошибки, повышается интенсивность урока.

Домашнее задание: §30, упр. 6(1, 3), с. 93; §31, упр. 6, с. 87; §32, упр. 8(1-7), с. 104; §33 (до с. 107), упр.1-3, с. 112

БЛОК № 2. Взаимодействие генетических рядов.

Изучение связи генетических рядов начинают с классификации класса  солей по признаку состава молекулы.Необходимо подчеркнуть, что именно класс солей является продуктом взаимодействия веществ, принадлежащих к разным генетическим рядам.

Шаг №5

СОЛЬ – ПРОДУКТ РЕАКЦИИ ОБМЕНА – ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КИСЛОТЫ И ОСНОВАНИЯ, которая называется РЕАКЦИЕЙ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ. Поэтому соли надо рассматривать как ПРОДУКТ ЗАМЕЩЕНИЯ АТОМОВ ВОДОРОДА В КИСЛОТЕ НА АТОМЫ МЕТАЛЛА (ИЛИ ГИДРОКСОГРУПП В ОСНОВАНИИ НА КИСЛОТНЫЕ ОСТАТКИ)

Тема «Номенклатура солей» вызывает у учащихся некоторые трудности, поэтому необходимо акцентировать внимание на принцип формирования названия солей: традиционно оно состоит из латинского названия кислотного остатка и названия металла. Для кислых солей используется приставка гидро-, а для основных солей – гидроксо-, с указанием числа атомов водорода Н или гидроксогрупп –ОН. (Приложение 5)
После закрепления базовых понятий, следует провести обобщающий урок по номенклатуре и классификации классов неорганических соединений (Приложение 6), упр.1, с.112, а для домашнего задания использовать индивидуальное задание (Приложение 7).
Следующим этапом работы является понятие принципа взаимодействия веществ различных классов, основанных на филосовском законе единства и борьбы противоположностей. Учащиеся должны четко усвоить, что взаимодействие возможно лишь между веществами, принадлежащим к разным генетическим рядам. Для упрощения работы в выстроенной схеме генетических рядов проводятся горизонтальные и диагональные стрелки между теми классами неорганических веществ, взаимодействие между которыми осуществимо. (Приложение 8)
Таким образом, задача учащихся при определении химических свойств конкретного вещества заключается в определении класса данного неорганического соединения и его положения в указанной схеме, по которой подбирается второй реагент.

Шаг №6

Химические свойства солей по данной схеме не определяются, так как являются продуктами взаимодействия различных генетических рядов. Поэтому освоение этой темы проще представить в виде логической схемы.

ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА СОЛЕЙ.

Исходя из определения класса солей, как сложных веществ, молекула которых включают атомы  металла  и кислотный остаток, в процессе химической реакции возможно замещение частей этих молекул на другие части.

Соли вступают в химические реакции  в двух случаях:

1. Выпадение осадка (использование таблицы растворимости)

  1. Кислота + соль (выпадение осадка новой соли)
  2. Щелочь + соль (выпадение осадка нерастворимого основания)
  3. Соль + соль (выпадение осадка новой соли)

2. Вытеснение из исходной соли менее активной ее части (использование таблиц силы кислот и рядов активности металлов и неметаллов)

  1. Кислота + соль (вытеснение  более слабой бескислородной кислоты в виде газа)
  2. Соль + металл (вытеснение менее активного металла)
  3. Соль + неметалл (вытеснение менее активного неметалла).

Домашнее задание: §30, упр. 2(6-10),6(2,3-5), с.93;  §31, упр. 5,6(1,2), с. 99;  §32, упр.8 (8-24), с. 105; §33, упр. 6, 9, с. 112

Шаг №7

Заключительным этапом освоения темы является подготовка (упр.10, с112) и проведение  контрольной работы [4].

Источники информации.

  1. Рудзитис Г.Е.и др. Неорганическая химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. 12 изд., испр., – М.:Просвещение, ОАО «Московские учебники, 2009. – 176 с.:ил.
  2. Врублевский А.И. Решение заданий химических превращений с тестовым самоконтролем для школьников и абитуриентов – Мн.:ООО Юнипресс», 2003.–176с.– (Серия «Для школьников и абитуриентов»)
  3. Гузей Л.С. Химия. 8 класс: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Гузей, В.В. Сорокин, Р.П. Суровцева. – М.: Дрофа, 2000.
  4. Богданова Н.Н., Мещерякова Л.М. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Химия 8-9 класс. /под ред. Оржековского П.А., Татура А.О. – М.: «Интеллект-центр», 2005 – 128 с.