Программное содержание.
- Закрепить знания детей о русских народных сказках.
- Закреплять умение использовать геометрические фигуры для выкладывания силуэта без образца (“Танграм”).
- Совершенствовать умение работать с бумагой (сгибать лист в разных направлениях, сглаживать сгибы). Воспитывать аккуратность.
- Закреплять знания детей о домашних животных (что едят, какую пользу приносят людям), о труде людей по уходу за домашними животными.
- Развивать диалогическую речь.
Оборудование.
Демонстрационный материал: “Книга сказок”.
Раздаточный материал: “Танграм” (два набора), квадрат белого цвета (21х21), цветные карандаши.
Предварительная работа.
- Чтение русских народных сказок на занятиях по ознакомлению с художественной литературой и вне занятий, рассматривание иллюстраций, беседы по содержанию произведения.
- Изготовление поделок из бумаги по технике “Оригами”.
- Выкладывание силуэтов животных, птиц из геометрических фигур (“Танграм”).
- Знакомство с домашними животными на занятиях по экологии и ознакомлению дошкольников с окружающим миром.
Словарная работа.
Присказка, посечи, вершки, заломаю, амбар, сусечка.
Ход занятия
Педагог: Дети, сегодня мы с вами вспомним русские народные сказки.
- Назовите мне свою любимую русскую народную сказку.
- Кто главные герои в русских народных сказках? (Люди. Животные)
- Чем сказки отличаются от других художественных произведений? (Сказки начинаются с присказки, в них есть волшебство, добро всегда побеждает зло)
- Какие присказки вы знаете? (“Жили были дед и бабка…”, “В некотором царстве, в некотором государстве…”, “В тридевятом царстве, в тридевятом Государстве…”)
- Почему все эти сказки мы называем русскими народными? (Их придумал, сочинил русский народ)
(За дверью слышится плач)
Педагог: Ребята, вы слышите, кто-то плачет. (Заходит колобок с книгой в руках)
Педагог: Что случилось, колобок? Почему ты плачешь?
Колобок: Я заблудился и потерял свою сказку.
Педагог: Но у тебя в руках книга со сказками, давай откроем ее и найдем твою сказку.
Колобок: Да я бы рад, но книга непростая, волшебная, и открыть ее не так-то просто.
(Входит Сказочница)
Сказочница: Здравствуйте, ребята. Хотела прийти в гости к вам со сказками, но не нашла своей книги. (Видитколобка) - Да вот же книга моя. А ты колобок, почему, не в сказке.
Колобок: Я заблудился, да еще и книгу открыть не могу.
Сказочница:
Что бы книгу нам открыть,
В сказках разобраться.
Выполнить заданья надо,
Надо постараться.
- Но один ты, колобок, не справишься.
Колобок: Ребята, а вы мне не поможете?
Педагог: Ну что, ребята, поможем колобку?
Сказочница: Что бы выполнить первое задание нужно поделится на две команды.
Задание для первой команды:
Я веселый серый заяц.
Ничего я не боюсь.
Но вчера упал я с кочки,
Развалился на кусочки.
Собирал меня енот-
Получился пароход.
Помогите! Помогите!
Из кусков меня сложите.
Задание для второй команды:
Я веселая лиса,
Мне вцепилась в хвост оса,
Я бедняжка, так вертелась,
Что на части разлетелась!
Три сороки возле пня
Стали складывать меня.
Между ними вспыхнул спор:
Получился мухомор!
Помогите! Помогите!
Из кусков меня сложите.
- Девочки, вы кого будете складывать? (Зайца)
- А вы, мальчики, кого будете складывать? (Лису)
(Дети складывают изображения лисы и зайца из геометрических фигур)
Сказочница: Вы справились с заданием и помогли лисе и зайцу. (Книга открылась. На первой странице изображена иллюстрация из сказки “Заюшкина избушка”).
Сказочница: Ну что, колобок, это твоя сказка?
Колобок: Да моя. А может и не моя. Я не знаю.
(Выходит “заяц” и плачет)
Колобок: О чем, заинька, плачешь?
Заяц: Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, у лисы – ледяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Попросилась лиса ко мне, да меня же и выгнала. Помогите мне лису прогнать.
Сказочница: Колобок тебе не поможет.
- Ребята, а кто помог зайчику в этой сказке? (Петух)
(Выходит петух)
- Не горюй, заинька, я тебе лису выгоню.
- Нет, не выгонишь. Собаки гнали, гнали – не выгнали, серый волк гнал, гнал - не выгнал, старый медведь гнал, гнал – не выгнал. А ты и подавно не выгонишь.
- Нет, выгоню.
(Заяц с петухом уходят)
Петух:
Ку-ка-реку!
Иду на ногах,
В красных сапогах,
Несу косу на плечах:
Хочу лесу посечи,
Пошла леса, с печи!
Сказочница: Ребята, из этой ли сказки колобок? (Нет)
- Как называется эта сказка? (“Заюшкина избушка”)
- Ребята, петушок встает рано утром и обязательно делает зарядку. А вы не хотите вместе с ним выполниь эти упражнения.
Физминутка.
Утром встал петух на лапки, Потянулись, руки вверх.
Приготовились к зарядке. Руки перед грудью.
Повернулся влево, вправо, Повороты влево – вправо.
Приседанье сделал справно. Приседания.
Сказочница: Для того, что бы открыть следующую страницу, слушайте второе задание –
Отгадайте загадки:
Рогат, да не козел.
С копытами, да не лошадь.
Похож на корову, да молока не дает. (Бык)
По долам, по горам
Ходит шуба, да кафтан. (Баран)
Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине Спинка,
А на ней щетинка. (Свинья)
Сказочница: Вы справились с этим заданием. (Переворачивает страницу).
- Вы догадались, что это за сказка? (“Зимовье”)
- Кто герои этой сказки? (Домашние животные)
Педагог: Ребята, а каких вы еще знаете домашних животных?
- Почему они называются домашними животными? (Живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает)
- Чем они отличаются от диких животных? (Дикие животные живут в лесу, сами добывают себе пищу)
- Как вы думаете, почему животные из этой сказки убежали в лес?
Сказочница: Ну что, колобок, твоя сказка?
Колобок: Нет, не моя. Мне в сказке встречались только дикие животные.
Сказочница: Тогда продолжаем наш путь.
- Что бы перевернуть следующую страницу, нам придется потрудится.
(Выходит девочка. Смотрит наверх, по сторонам, будто ищет кого-то)
Колобок: Девочка, ты тоже потерялась?
Девочка: Нет, я не потерялась, я братца своего потеряла. Гуси-лебеди кружились над домом, а куда они полетели, я не видела. Помогите мне отыскать гусей-лебедей. Они приведут меня к братцу.
Педагог: Ребята, давайте поможем девочке, сделаем гусей-лебедей.
(Дети делают поделку из бумаги “Гуси-лебеди” (оригами))
Сказочница:
Ну, гуси-лебеди, летите
Путь-дорогу укажите.
Что ведет в дремучий лес
И полным-полна чудес.
Физминутка.
Педагог: Покружились гуси-лебеди над полем. Сели на берегу реки травки пощипать. Посидели и полетели к дремучему лесу.
Сказочница: А ты, девочка, беги за ними, они приведут тебя к братцу.
Девочка: Спасибо, ребята. До свидания! (Девочка уходит)
Сказочница: (переворачивает страницу, иллюстрация к сказке “Гуси-лебеди”)
- А это не твоя сказка, колобок?
Колобок: Нет, не моя. Эта сказка “Гуси-лебеди”.
- А для того, чтобы перевернуть страницу, вы должны отгадать героев из следующей сказки и сказать, как она называется.
(Выходят дети в костюмах медведя и мужика)
Диалог героев:
- Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.
- Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, а мне корешки.
Отдал мужик медведю всю ботву, а репу наклал на воз и повез продавать.
Навстречу ему медведь:
- Мужик, куда ты едешь?
- Еду медведюшка в город корешки продавать.
- Дай-ка попробовать, каков корешок.
Мужик дал ему репу, медведь съел да как заревет:
- А-а, мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладенькие. Теперь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.
На другой год мужик посеял на том же месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидает:
- Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю!
- Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз и увез домой. Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог. Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя вражда пошла.
Сказочница: Узнали, ребята, эту сказку?
- Как она называется? (“Мужик и медведь”)
- Колобок из этой сказки, ребята?
- А давайте поиграем с медведем, чтобы он не сердился. Заводите хоровод.
Игра малой подвижности “Ау”
Мишка, мы теперь в лесу,
Мы кричим тебе “Ау”.
Ты глаза не открывай,
Нас по голосу узнай.
Сказочница: И эта сказка не твоя. Что же нам делать?
- Может, колобок, ты помнишь свою песенку?
Колобок: Песенку я свою помню и сейчас ее спою для вас.
Я колобок, колобок!
По амбару метен,
По сусечкам скребен,
На сметане мешан,
В печку сажен,
На окошке стужен.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
От тебя, лисица, не хитро уйти.
(Слышится голос бабки)
Бабка: Колобок! Колобок! Где же ты. (Входит в группу)
-Я уже с ног сбилась. По лесу бегаю, тебя ищу. Пойдем домой, а то без тебя нашу сказку не рассказать детям.
Колобок: А как называется наша сказка, бабушка?
Бабка: А так и называется “Колобок”. (Герои прощаются и уходят)
Сказочница: (Переворачивает страницу. Иллюстрация к сказке “Колобок”)
- Ну, наконец-то колобок вернулся в свою сказку. Теперь в сказках порядок. Да и мне возвращаться пора. До свидания, ребята.
Педагог: Сказочница, а как же книга, ты ее забыла.
Сказочница:
Книгу вам я оставляю,
И от всей души желаю
Вам со сказками дружить,
Этой дружбой дорожить.
- Потому что не зря в народе говорят: “Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок. (Прощается. Уходит)
Педагог: Вот и закончилось наше путешествие по русским народным сказкам.