Лего – одна из самых известных и распространенных ныне педагогических систем, широко использующая трехмерные модели реального мира ее предметно – игровую среду обучения и развития ребенка.
В ходе занятия с лего-конструктором, повышается коммуникативная активность каждого ребенка, формируется умение работать в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к обучению.
Работая парами, дети, независимо от их подготовки, могут строить модели и при этом обучаться, получая удовольствие.
Конструктор Лего помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.
Общие задачи:
- Формировать активное отношение к собственной познавательной деятельности в области математических представлений, умение выделять в ней цель и основы и способы достижения, рассуждать о них, объективно оценивать свои результаты.
- Развивать представление о свойствах (величине, форме, количестве) предметов окружающего мира на наглядной основе; о различных способах познания этих свойств.
- Развивать умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать
простейшие закономерности, связи и отношения; объяснять ход решения
творческой или проблемной задачи.
Поощрять уместное использование математических терминов и символики. - Способствовать активному использованию математических понятий в познавательной и игровой деятельности, в повседневной жизни; совершенствовать представления о них.
- Развивать потребность в интеллектуальном общении, поддерживать разговор на интересующую ребенка тему.
Игра – важнейший спутник детства. Лего – позволяет учиться играя и обучаться в игре.
– Конструктор Лего можно использовать для решения задач образования и воспитания, психокоррекции и диагностики по следующим направлениям: конструктор Лего – средство активизации познавательной деятельности у дошкольников.
– Использование Лего для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
– Лего применяется в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.
– Использование Лего в коррекционной , развивающей работе с детьми по формированию у детей восприятия величины, цвета, формы, ориентации в пространстве, развития зрительного внимания, памяти.
– Диагностическая и терапевтическая работа с конструктором Лего, тестовые методики для выяснения личностной проблемы ребенка.
– Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими проблемы общения со сверстниками.
Направления программы:
- Количество и счет (Формирование представлений о числе и количестве).
- Величина (Развитие представлений о величине).
- Развитие представлений о форме.
- Развитие пространственной ориентировки.
- Развитие ориентировки во времени.
Занятие на тему: “Волшебная лестница”.
Цель занятия: Учить детей соотносить цифру с числом, выполнять задания по алгоритму, считать в прямом и обратном порядке. Закреплять названия цифр.
Материал: Кубики и кирпичики лего-конструктора, цифры.
Ход занятия
Дети выкладывают числовой ряд от 0 до 5 либо от 5 до 10. Над каждой цифрой по предложению воспитателя они выкладывают число деталей (кубиков), соответствующее цифре. Получается лестница с четырьмя ступеньками. Далее воспитатель дает детям задание построить такую же лестницу, чтобы спускаться вниз на противоположную сторону.
Задание:
- Посчитайте, сколько ступенек идет вверх, сколько ступенек идет вниз.
- Посчитайте, сколько деталей в каждом ряду.
- Пронумеруй ступеньки снизу вверх и сверху вниз.
- Посчитай, с какой стороны больше ступенек.
Ключевые слова: Вверх, вниз, справа, слева.
Занятие в младшей группе.
Тема: “Змейка”
Цель: Развивать математические знания у детей, развивать конструктивные навыки, закрепление умения соединять кирпичики, закреплять понятия (длинный, короткий).
Материал: кубики, кирпичики и кубики с глазиками из лего-конструктора.
Ход занятия
Педагог обращает внимание детей на разнообразие деталей, лежащих перед ними на столе, и предлагает несколько упражнений на выбор деталей по названию с показом образца и на различие цвета. Малыши повторяют за ним названия деталей. Затем педагог с детьми рассматривают игрушечную змейку. Говорят какая красивая она.
После педагог предлагает по образцу, вместе сделать змейку. Дети с радостью выполняют.
Сравнивают своих змеек. Одинаковые они, либо у кого-нибудь длиннее или короче.
Педагог предлагает поиграть в сороконожку. Дети выстраиваются друг за другом, держат друг друга за пояс и перемещаются по группе.
А педагог читает стихотворение:
Мама и крошки
– Со-ро-ко-нож-ки
Шли в “Детский мир”
Покупать босоножки
Ласково солнышко
Их провожало,
С ними оно
По дорожке бежало.
Средняя группа.
Занятие на тему: “Творим, строим, измеряем”.
Цель: Учить детей сравнивать величину предметов с помощью “мерки”. Развивать конструктивные навыки. Учить детей измерять постройку путем увеличения количества деталей.
Материал: Плата, кубики, кирпичики.
Программное содержание:
Перед детьми лежат плата и конструктор, педагог предлагает детям на плато выложить дом. Дошкольники выполняют работу по словесной инструкции воспитателя. После того как дети закончили, педагог читает стихотворение. После дети с помощью кирпичиков измеряют дом и отвечают на вопросы педагога.
Старшая группа.
Занятие на тему: “Лес”.
Цель: Учить детей сравнивать предметы по высоте с помощью условной мерки; составлять предмет из геометрических фигур; ориентироваться в пространстве, пользоваться словами: близко, упражнять счет.
Материал: плато, кубики и кирпичики из лего-конструктора.
Предварительная работа: Рассматривая с детьми иллюстрации в книгах, картины, обращайте внимание на деревья.
Программное содержание:
1-й вариант. На столах лежат карточки, педагог загадывает загадку:
Что же эта за девица?
Не швея не мастерица?
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год!
Педагог предлагает отгадать загадку и выложить на плато ответ. На общем столе собирается “лес” из плат с выложенными елками.
2-й вариант. Педагог задает вопросы: Какие деревья вы знаете? Таня у тебя какое любимое дерево? Каждый ребенок выбирает образец любимого дерева и выкладывает на плато. (Дуб, яблоня, береза и т.д).
Подготовительная группа.
Занятие на тему: “Транспорт”.
Цель: Учить детей составлять целое из геометрических фигур путем прикладывания одной детали к другой, преобразовывать одну фигуру в другую, добавляя детали.
Материал: Плато, кубики и кирпичики.
Программное содержание:
Дети по словесной инструкции выкладывают самолет, потом предлагает педагог изменить свой самолет, сделать больше или меньше, и рассказать, что для этого понадобилось им. После по словесной инструкции, дети выкладывают корабль.
Ключевые слова: водный, воздушный транспорт.
Тема занятия: “Юные волшебники”.Цель: Закрепление знания детей о геометрических фигурах.
Задачи:
- развитие творческого воображения;
- умение преобразовывать фигуры из большого в меньший и наоборот;
- развитие конструктивных навыков.
Материал: плата, лего-кирпичики и лего-кубики.
Ход занятия
Педагог предлагает детям на плата с помощью лего-кубиков и лего-кирпичиков, выложить: треугольник, прямоугольник, трапецию и квадрат. После того как дети справились с заданием, педагог предлагает подумать , с чем можно соотнести эти геометрические фигуры. Дети отвечают: квадрат – часы, треугольник – крыша, прямоугольник – паровоз и т.д.
Конспект занятия по лего-конструированию.
(Для детей средней группы 4-5 лет).Тема: “Путешествие на цветочную поляну”.
Цель: Познакомить детей с разнообразием цветочного мира, обратить их внимание на части цветка.
Задачи:
- развивать у детей воображение, внимание, память;
- развивать у детей творчество;
- развивать у детей конструктивные навыки с помощью лего-конструктора;
- учить передавать особенности и своеобразие цветов через лего-конструирование;
- развивать умение располагать фигуру на плато;
- развивать умения работать индивидуально;
- учить получать радость от результатов работы.
Материал: лего-конструктор (кирпичики, кубики); плата; иллюстрации с изображением цветов.
Ход занятия
Дети под музыку входят в зал.
Педагог: Ребята, мы сейчас с вами отправимся на прогулку.
(Звучит музыка М.Старакадомский – С.Михалков “Веселые путешественники”).
Звучит музыка “Шумы – птицы в лесу”.
Педагог: Ребята, посмотрите! Как красиво вокруг, мы с вами оказались на цветочной поляне. Здесь растут цветы удивительной красы. Ярко светит солнышко и все вокруг переливается!
(Звучит классическая музыка, появляется Фея – цветов).
Фея цветов: Здравствуйте ребятки! Я Фея-цветов! Я очень рада, на моей полянке видеть вас. А как вы здесь оказались?
Педагог: Мы с ребятками гуляли и заблудились. И теперь мы не знаем, как выбраться из твоей прекрасной поляны.
Фея цветов: Выбраться? С моей поляны, сложно. Для этого вы должны выполнить задания.
Педагог: Какие задания Фея?
Фея цветов: Для начала вы должны угадать названия цветов.
(Фея достает из корзинке цветы, дети называют).
Педагог: Фея, мы же выполнили твои задания. А ребята еще знают стихи про цветы.
(Дети читают стихи).
Фея: Молодцы, ребятки! Только слышала я, что в какой – то удивительной стране, цветы растут не на земле, их не надо поливать и в букеты собирать. Что же это за цветы? Не подскажите ли вы?
Педагог: Фея, мы тебе расскажем и цветы тебе покажем.
– Ребятки, ведь Фея говорит про страну ЛЕГО!
– Ребята, мы сделаем с вами для феи цветы?
Дети: Да!
Педагог: Для этого нам понадобится конструктор лего.
(Дети садятся за столы).
Педагог:
Если б в поле расцветали только белые цветы.
Любоваться бы устали ими скоро я и ты.
Если б в поле расцветали только желтые цветы,
Мы б с тобой скучать бы стали
От подобной красоты!
Хорошо, что есть ромашки, розы, астры, васильки,
Одуванчики и кашки, незабудки и жарки!
У ромашки белый цвет,
У гвоздики – красный.
Цвет зеленый у листвы,
Это так прекрасно!
Педагог: А у нас вами в лего-конструкторе разноцветные детали из которых мы с вами и сделаем цветы. Для этого нам понадобится (педагог показывает детали, а дети отвечают: кубики! кирпичики! А делать цветы мы будем на ….(плата!)).
Педагог проводит пальчиковую гимнастику:
Вырос высокий цветок на полянке (ручки у детей вперед поднимаем).
Утром весенним раскрыл лепестки (ладони раскрыли).
Всем лепесткам красоту и питание (шевелят пальчиками).
Дружно дают под землей корешки (ручки опустили вниз и пошевелили пальчиками).
Педагог: Теперь ребята, приступаем к выполнению задания. Посмотрите, у нас есть образцы. (Дети выбирают образцы.)
Педагог раздает детали. Дети приступают к работе (звучит “вальс цветов” П.И. Чайковского). По окончанию работы дети называют какие цветы они сделали.
Педагог: Фея! Посмотрите, какие цветы сделали наши дети для тебя.
Фея: Так вот они какие чудесные цветы. Ребята, а как называется страна где растут эти цветы. (Дети отвечают “ЛЕГО”). Спасибо, вам ребятки! Вот ваша тропинка по которой надо идти!
Педагог: Ребятки, пришло наше время возвращаться в детский сад.
(Звучит музыка, дети покидают музыкальный зал).