Школа уверенно переходит к новой форме итоговой аттестации – Единому государственному экзамену, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку. Как и любой вид письменной работы, подобно сочинению, изложению или диктанту, тест требует своей технологии выполнения, а значит – своей методики подготовки.
Поскольку цель ЕГЭ – проверить знания выпускника по всему курсу русского языка, то и задания экзамена охватывают все разделы русского языка, как на теоретическом, так и на практическом уровне. А. это значит, что подготовку к новой форме аттестации нельзя откладывать на последние дни, ей стоит уделить все время обучения в старшей школе. В этом хорошим помощник может стать курс «Экспресс-подготовка к ЕГЭ», который адресован школьникам-старшеклассникам общеобразовательных учреждений, готовящимся к Единому государственному экзамену по русскому языку.
Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.
Цель предлагаемого курса:
- Отработка умений и навыков тестовой проверки знаний.
- Модульное изложение материала.
- Выявление степени готовности к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, определение тех разделов курса, в которых по каким-то причинам выявились пробелы.
- Повторение норм русского языка с целью не допустить речевых и грамматических ошибок при выполнении части C Единого государственного экзамена.
- Проверка умений мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, грамотно излагать свою точку зрения, с опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт, формирование культуры восприятия поэтического слова.
- Критическое осмысление чужого и своего опыта, сопоставление различных точек зрения, развитие гибкости и смелости мышления.
- Повышение личной ответственности каждого школьника за результат работы и желание приобретать, применять и приумножать знания.
- .В изложении теоретического и практического материала учтены наиболее часто встречающиеся ошибки абитуриентов, проанализированы самые трудные и спорные случаи. Работа построена по принципу интенсивного тренинга и служит ориентиром для повторения теоретических сведений и правил правописания, рассмотрены образцы заданий ЕГЭ последних лет.
№№ |
Количество часов |
Время проведения |
Тема |
Виды деятельности |
|
1 |
1 |
|
Что представляет собой ЕГЭ по русскому языку? |
Знакомство со структурой экзаменационной работы. Запоминание того, что должен знать выпускник средней школы, как оцениваются отдельные задания и работа в целом, как проверяется экзаменационная работа, чем отличается ЕГЭ по русскому языку 2008 года от ЕГЭ 2009 года. Словарь терминов ЕГЭ. |
|
2 |
1 |
|
Пробный ЕГЭ. Тест для определения исходного уровня подготовки учащегося. |
Уточнение кодификатора — перечня тем курса, подлежащих проверке на экзамене. |
|
3 |
1 |
|
Разбор заданий теста. |
Практикум. Цель: выполнение работы над ошибками, допущенными учащимися в тесте, уточнение кодификатора — перечня тем курса, требующих особого внимания и глубинного повторения. |
|
4 |
1 |
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Часть 1 (А) Фонетика (задание А1) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить знание фонетической системы русского языка и умение различать звуки и буквы, отличать гласные звуки от согласных, твердые от мягких, глухие от звонких; повторить основные фонетические закономерности: композиционные чередования ударных и безударных гласных, озвончение, оглушение и непроизношение согласных звуков в слабых позициях, то есть перед другими согласными или в конце слова, и .т.д. |
|
5 |
1 |
|
Часть 1 (А) Морфемика (задание А2) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить умение анализировать состав слова и проводить его морфемный разбор. |
|
6 |
1 |
|
Часть 1 (А) Лексика (задание А3) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить умение старшеклассников употреблять слова в соответствии с их лексическим значением. |
|
7 |
1 |
|
Часть 1 (А) Орфография (задания А4 — А12) Орфограммы в окончаниях сущ., прил., прич. (задание А4) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить знание основных орфографических правил и умение применять их к специально подобранному словарному материалу: верно выбирать окончание существительных, прилагательных или причастий, определять часть речи, к которой принадлежат слова в указанных словосочетаниях, и падеж, в котором они употреблены. |
|
8 |
1 |
|
Часть 1 (А) Орфография (задания А4 — А12) Употребление буквы Ь в глагольных формах (задание А5) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить навык постановки Ь после шипящих в разных глагольных формах. |
|
9 |
1 |
|
Часть 1 (А) Орфография (задания А4 — А12) Орфограммы в корнях (задание А6) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проанализировать слова с орфограммами в корне (безударными и чередующимися гласными, а также непроизносимыми и сомнительными согласными) и выбрать тот ряд, где во всех словах пропущена одна и та же буква. |
|
10 |
1 |
|
Часть 1 (А) Орфография (задания А4 — А12) Орфограммы в приставках (задание А7) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить умение разбирать слово по составу, выделять приставку, определять, к какой группе она относится и применять соответствующее правило. |
|
11 |
1 |
|
Часть 1 (А) Орфография (задания А4 — А12) Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (задание А8) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить умение определять спряжение представленных глаголов и тех глаголов, от которых образованы причастия, так как верный выбор безударного окончания глагола и гласная в суффиксе причастий настоящего времени зависят от спряжения исходных глаголов. |
|
12 |
|
|
Часть 1 (А) Орфография (задания А4 — А12) Употребление гласных в суффиксах глаголов в неопределенной форме, существительных, прилагательных и некоторых причастий (задание А9) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить умение определять гласную в суффиксах глаголов в неопределенной форме, существительных, прилагательных и некоторых причастий. |
|
13 |
1 |
|
Часть 1 (А) Орфография (задания А4 — А12) Употребление в речи частиц НЕ и НИ (задание А10) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить знание правил употребления в речи частиц НЕ и НИ, а также слитного и раздельного их написания с различными частями речи. |
|
14 |
1 |
|
Часть 1 (А) Орфография (задания А4 — А12) Дефисное, раздельное и слитное написание различных частей речи: существительных, прилагательных, местоимений, числительных и наречий (задание А11) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить знания о дефисном, раздельном и слитном написании различных частей речи: существительных, прилагательных, местоимений, числительных и наречий. |
|
15 |
1 |
|
Часть 1 (А) Орфография (задания А4 — А12) Основные правила орфографии (задание А12) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить уровень орфографической грамотности учеников и знание ими основных правил орфографии: н-нн в прилагательных и причастиях; употребление приставок пре- и при-; правописание гласных в суффиксах причастий настоящего и прошедшего времени; написание гласных в корнях слов (безударные, чередующиеся); о-е в различных морфемах (корнях, суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и глаголах); и(ы) после ц в различных морфемах; и-е в окончаниях существительных; употребление и(ы) после иноязычных приставок; разделительные Ь-Ъ знаки, а также умение классифицировать изученные орфограммы, определять условия выбора верного написания в зависимости от принадлежности к той или иной части речи. |
|
16 |
1 |
|
Часть 1 (А) Речь (задание А13)
|
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить навыки чтения и создания текста из разрозненных предложений, соблюдая логику изложения и опираясь на сигналы зависимости одного предложения от другого. |
|
17 |
1 |
|
Часть 1 (А) Предложение (задания А14 — А15)
|
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить элементарные навыки разбора простого предложения; выявить умение различать простые и сложные предложения и виды сложных предложений: сложносочиненные предложения с одним и несколькими придаточными; сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью; сложные предложения с придаточными разных типов (изъяснительными, определительными, обстоятельственными). |
|
18 |
1 |
|
Часть 1 (А) Морфология (задание А16)
|
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить элементарные знания морфологии, то есть умение определять принадлежность слова к той или иной части речи. |
|
19 |
1 |
|
Часть 1 (А) Культура речи (задания А17-А21) Языковые и речевые нормы. Владение орфоэпическими нормами (задание А17) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить уровень владения учениками языковыми и речевыми нормами (орфоэпическими). |
|
20 |
1 |
|
Часть 1 (А) Культура речи (задания А17-А21) Языковые и речевые нормы. Владение морфологическими нормами (задание А18) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить уровень владения учениками языковыми и речевыми нормами (морфологическими); вспомнить основные правила образования наиболее сложных для употребления в речи форм различных частей речи. |
|
21 |
1 |
|
Часть 1 (А) Культура речи (задания А17-А21) Языковые и речевые нормы. Владение синтаксическими нормами (задания А19 и А20) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить уровень владения учениками языковыми и речевыми нормами (синтаксическими), то есть нормами построения словосочетаний, простых и сложных предложений различных видов. |
|
22 |
1 |
|
Часть 1 (А) Культура речи (задания А17-А21) Языковые и речевые нормы. Владение лексическими нормами (задание А21) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить уровень владения учениками языковыми и речевыми нормами (лексическими), то есть умение правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости. |
|
23 |
1 |
|
Часть 1 (А) Пунктуация (задания А22-А28) Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом и (задание А22) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить знание правил постановки запятых в простых и сложных предложениях с союзом и и умение объяснить пунктуацию в заданном предложении. |
|
24 |
1 |
|
Часть 1 (А) Пунктуация (задания А22-А28) Предложения, осложненные обособленными членами, выраженными причастными и деепричастными оборотами (задание А23) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить умение выбирать правильный вариант расстановки знаков препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, обосновывать этот выбор. |
|
25 |
1 |
|
Часть 1 (А) Пунктуация (задания А22-А28) Предложения, осложненные вводными словами и конструкциями (задание А24) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить умение отличать вводные слова от сочетаний слов, которые вводными не являются, и правильно расставлять в предложении знаки препинания. |
|
26 |
1 |
|
Часть 1 (А) Пунктуация (задания А22-А28) Предложения, осложненные однородными членами предложения, соединенными одиночными, парными и повторяющимися союзами (задание А25) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить умение выбирать правильный вариант расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения, соединенными одиночными, парными и повторяющимися союзами. |
|
27 |
1 |
|
Часть 1 (А) Пунктуация (задания А22-А28) Тире в простом и сложном предложении (задание А26) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить умение выбирать правильный вариант постановки тире в простом и сложном предложении: между подлежащим и сказуемым; в конструкциях с обобщающим словом при однородных членах предложения; в бессоюзном сложном предложении. |
|
28 |
1 |
|
Часть 1 (А) Пунктуация (задания А22-А28) Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным (задание А27) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить умение выбирать правильный вариант постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. |
|
29 |
1 |
|
Часть 1 (А) Пунктуация (задания А22-А28) Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными, в многочисленных предложениях со стечением союзов (задание А28) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить умение выбирать правильный вариант постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными, в многочисленных предложениях со стечением союзов. |
|
30 |
1 |
|
Часть 1 (А) Текст (задания А29-А31; В1-В8) Коммуникативная компетенция (задание А29) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить уровень коммуникативной компетенции учеников, умение прочитать текст (преимущественно публицистического характера) объемом до 300 слов, понять авторскую позицию, воспринять содержащуюся в нем информацию. |
|
31 |
|
|
Часть 1 (А) Текст (задания А29-А31; В1-В8) Стили и типы речи (задание А30) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить умение учеников определять стиль и тип предложенного текста. |
|
32 |
1 |
|
Часть 1 (А) Текст (задания А29-А31; В1-В8) Лексический анализ текста (задание А31) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить навыки лексического анализа текста, то есть умение находить указанные лексические средства в тексте, анализировать особенности употребления отдельных слов в нем. |
|
33 |
1 |
|
Часть 1 (А) Текст (задания А29-А31; В1-В8) Тропы (задание А31) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить умение определять виды тропов, то есть средств художественной выразительности, наиболее распространенных фигур речи (антитезы, инверсии, риторического вопроса и др.). |
|
34 |
1 |
|
Часть 2 (В) Анализ текста: смысловой, композиционный, стилистический, языковой (задание В1) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить умение самостоятельно формулировать и кратко оформлять ответ на предложенные вопросы в виде слова, словосочетания, перечня слов или цифр, внимательно читать предложенный текст и именно в нем отыскивать требуемое слово или конструкцию, предварительно вспомнив соответствующий термин или теоретический материал (выписать из указанных предложений слово, образованное определенным способом, или указать способ образования обозначенного слова). |
|
35 |
1 |
|
Часть 2 (В) Основы морфологии (задание В2) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить знание основ морфологии, но не на отдельных словах, а на более сложном материале (в условиях контекста). |
|
36 |
1 |
|
Часть 2 (В) Словосочетания. Типы связи слов в словосочетаниях (задание В3) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить умение находить в тексте словосочетания и определять тип связи в них. |
|
37 |
1 |
|
Часть 2 (В) Пунктуация (задания повышенного уровня сложности) (задания В4-В6) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить пунктуационную подготовку (задания повышенного уровня сложности), умение определять тип простого предложения, анализировать простое осложненное предложение, анализировать и разбирать сложное предложение. |
|
38 |
1 |
|
Часть 2 (В) Строение текста (задание В7) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить умение анализировать строение текста и определять лексико-грамматические связи между предложениями в нем. |
|
39 |
1 |
|
Часть 2 (В) Задание повышенной сложности (задание В8) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: проверить умение находить средства художественной выразительности, использованные автором в тексте. |
|
40 |
1 |
|
Контрольный тест |
Цель: проверить подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ (часть 1А и 2В). |
|
1 |
|
Сочинение – это интересно! Что такое сочинение и как его писать? ТРАДИЦИОННЫЕ СОЧИНЕНИЯ. |
Методические комментарии. Практикум. Цель: объяснить особенности работы над сочинением, дать общие рекомендации, подсказки, совершенствовать навык работы с текстом. |
||
1 |
|
Словари – наши помощники! |
Методические комментарии. Практикум. Цель: показать целесообразность работы с различными видами словарей при написании сочинений, совершенствовать навык работы с орфографическим, фразеологическим словарями и словарём синонимов |
||
1 |
|
Нужен ли эпиграф? Каково пунктуационное и графическое оформление эпиграфа? |
Методические комментарии. Практикум. Цель: дать конкретные рекомендации, где и как найти и как правильно выбрать эпиграф, который пояснит основную идею, замысел автора, придаст глубину сочинению, покажет эрудицию, чувство языка, вкуса пишущего – станет важным элементом хорошего сочинения. |
||
1 |
|
Как понять исходный текст? Определение темы и главной мысли собственного сочинения. |
Методические комментарии. Практикум. Цель: показать важность определения темы и главной мысли сочинения, дать общие рекомендации правильного нахождения главной мысли текста. |
||
1 |
|
Нужен ли план? Виды планов (вопросный, назывной, тезисный). |
Методические комментарии. Практикум. Цель: показать значение написания чёткого и логичного плана, отражающего структурно-смысловую организацию текста, для успешного выполнения части3(С) ЕГЭ. |
||
1 |
|
С чего начать? Вступление может быть в форме… |
Методические комментарии. Практикум. Цель показать приёмы вступления, которое должно привлечь внимание читателя, заинтересовать его. |
||
1 |
|
Как работать с черновиком? |
Методические комментарии. Практикум. Цель: повторить приёмы работы с черновиком. |
||
1 |
|
Составление логической схемы текста |
Методические комментарии. Практикум. Цель: оказать необходимость составления логической схемы текста для понимания содержания и основной мысли текста, так как она показывает смысловую целостность текста и связь всех его частей. |
||
1 |
|
Освоение приёмов разворачивания основной мысли (тезиса) |
Методические комментарии. Практикум. Цель: отработать навыки самостоятельного выстраивания логических схем на основе собственного рассуждения. |
||
1 |
|
Работа со средствами, обеспечивающими связность текста |
Методические комментарии. Практикум. Цель: развивать общие навыки работы с текстом, повторить синтаксические и лексические средства связи предложений в тексте. |
||
1 |
|
Средства речевой изобразительности |
Методические комментарии. Практикум. Цель: систематизировать знания обучающихся о средствах речевой изобразительности, совершенствовать навык анализа поэтического текста. |
||
1 |
|
Индивидуально-языковой стиль писателя |
Методические комментарии. Практикум. Цель: систематизировать и обобщить знания обучающихся о художественном стиле речи, совершенствовать навык речеведческого анализа текста |
||
1 |
|
Как сделать сочинение цельным, оригинальным и как эмоциональным? |
Методические комментарии. Практикум. Цель: познакомить обучающихся с различными способами, помогающими сделать текст не скучным, а эмоциональным, совершенствовать навыки работы с текстом. |
||
1 |
|
Работа над основной частью сочинения: -Как обозначить и прокомментировать проблему? -Как сформулировать позицию автора? -Как выразить своё мнение? -Как аргументировать своё мнение? Что считать жизненным, а что читательским опытом? |
Методические комментарии. Практикум (запоминание и применение «шпаргалки» - обязательных слов и словосочетаний). Цель: повторить и систематизировать способы выражения позиции автора, совершенствовать навык школьников отражать своё отношение к проблеме с помощью оценочных слов и специальных речевых клише. |
||
1 |
|
Как оформляются в тексте цитаты? О ссылках. |
Методические комментарии. Практикум. Цель: повторить правила цитирования, совершенствовать навыки уместного вплетения цитат в ткань собственного текста, чтобы сделать его неповторимым, ярким, убедительным, рекомендовать обучающимся ссылаться на мнения критиков по поводу анализируемого произведении. |
||
1 |
|
Работа над заключением. |
Методические комментарии. Практикум. Цель: повторить типичные цели заключения, совершенствовать навыки школьников в использовании приёмов написания заключения. |
||
1 |
|
Общие рекомендации. Советы по проверке сочинения. Этапы работы. Здесь можно ошибиться. «Капканы» (Ошибки в школьных сочинениях). |
Методические комментарии. Практикум (выполнение упражнений по редактированию текстов). Цель: повторить нормы оценки сочинений, повторить и систематизировать основные виды ошибок, встречающихся в работах учащихся, показать необходимость знаний литературных норм, соверщенствовать умение видеть их нарушение и владеть приёмами корректировки таких ошибок. |
||
1 |
|
Сочинения, написанные в НЕТРАДИЦИОННЫХ ЖАНРАХ. |
Методические комментарии. Практикум. Цель: ознакомить обучающихся с классификацией сочинений нетрадиционных жанров, дать общие рекомендации работы с такими текстами |
||
1 |
|
Жанр письма (письмо к учителю, любителю современной литературы). |
Методические комментарии. Практикум. Цель: на примерах богатейшего наследия русской литературы рассмотреть особенности сочинений , созданных в жанре письма: |
||
1 |
|
Жанр публицистического стиля речи. Эссе. |
Методические комментарии. Практикум. Цель: познакомить учащихся с жанровыми особенностями и правилами написания эссе, формировать умение составлять связные высказывания публицистического характера на морально-этическую тему. |
||
1 |
|
Сочинение на свободную тему – подражание. |
Методические комментарии. Практикум. Цель: предложить учащимся попробовать свои силы в создании текстов «по аналогии», открыть для себя мир творчества.. |
||
1 |
|
Жанр дневниковых записей. |
Методические комментарии. Практикум. Цель: учить старшеклассников искренне выражать своё мнение о прочитанной книге, о своей личной жизненной ситуации, вводить синонимы, такие синтаксические приёмы, как градация, вопросно-ответные ходы, риторические вопросы, вводные слова и предложения, которые являются сигналами авторской рефлексии. |
||
1 |
|
Жанр рассказа, новеллы, сказки. |
Методические комментарии. Практикум. Цель: дать простор детской фантазии, развивать творческие способности школьников. |
||
1 |
|
Жанр интервью. |
Методические комментарии. Практикум. Цель: развивать умение школьников брать интервью у автора, у героя, у своего одноклассника, учить через ответы собеседника провести своё восприятие проблем и вопросов, затронутых в разговоре. |
||
1 |
|
Жанр сновидения. |
Методические комментарии. Практикум. Цель: познакомить учащихся с новым жанром, учить фантазировать, воображать. |
||
1 |
|
«Объясните мне». Критические жанры. Рецензия, литературное обозрение, аннотации, литературные портреты, проблемные статьи, критические письма, полемические диалоги, литературные параллели. |
Методические комментарии. Практикум. Цель: чётко формулировать для себя тему и своё отношение к поднимаемой проблеме, познакомить учащихся с характерными особенностями, проблемной статьи: риторическими вопросами, просто вопросами (к читателям к воображаемому собеседнику), риторическими обращениями. |
||
1 |
|
Язык рынка. Характеристика. Резюме. |
Методические комментарии. Практикум. Цель: познакомить учащихся с правилами составления резюме, спецификой резюме, его отличиями от характеристики, научить составлять резюме. |
||
1 |
|
Итоговое сочинение на тему… |
Методические комментарии. Практикум. Цель: выявление степени готовности к итоговой аттестации в форме ЕГЭ. |
Задание А29 близко заданию А13, задание В5 – заданиям А23-А24, задание В8 – заданию А32 (факультативные занятия по подготовке к выполнению этих заданий могут быть совмещены).
Использованная литература:
- Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009 / ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009. – 208 с.
- Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред. Гольцовой Н.Г.) – М.: Русское слово, 2006. – 256 с.
- Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2010. – 254 с. (Серия «ЕГЭ». Сборник заданий»).
- Единый государственный экзамен 2010.Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010 – 256 с.
- Интенсивный курс русского языка: 1 000 тестов для подготовки к Всероссийскому тестированию и Единому государственному экзамену; Орфография. Пунктуация. Культура речи. Система языка. Выразительные средства. Анализ текста / О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 2-е изд., испр. и доп. – М: Флинта: Наука, 2004. – 232 с.
- Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка: Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и щпаргалках. – Москва, Прометей. 2000. – 164 с.
- ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. / Т.Ю. Угроватова. – М.: АСТ; СПб.: Астрель – СПб, 2009. – 238 с.
- Репетиция ЕГЭ – 2007. Русский язык в контрольных и самостоятельных работах. 10 – 11 классы. Серия «Русская классическая гимназия» – М.: Темп, 2007. – 80 с.
- Егораева Н.В. Пособие для подготовки к экзамену по русскому языку. – М.: ВАКО, 2007 – 192 с. – (Интенсив).
- Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
- Антонова С.В, Склискова Т.И. Русский язык: Тренировочные задания с развёрнутым ответом: Рабочая тетрадь для учащихся образовательных учреждений. – М: Вентана Граф, 2007. – 80 с – (Практикум по подготовке к ЕГЭ).
- Русский язык. 9 класс. Работаем над текстом. Единый государственный экзамен. Часть С/Т.Е.Тимошенко. – М.:Дрофа, 2008. – 223 с. – (Готовимся к экзаменам).
- Русский язык.11 класс. Профильный курс по учебнику В.В. Бабайцевой. 2 часть./Сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.
- Подгорная В.С. Сочинение …? Это интересно! Теория и практика написания сочинений нетрадиционных жанров. ОООИПЦ «КАРО», 2000.