Интеллектуально-творческая игра "Музыкальный эрудит"

Разделы: Музыка


Цель игры: Создание условий для развития и проявления творческого потенциала учащихся.

Задачи:

  • совершенствовать коммуникативную компетентность учащихся;
  • создать благоприятную психологическую атмосферу во время игры для коллективного творчества;
  • совершенствовать креативные, когнитивные и оргдеятельностные способности учащихся;
  • учиться применять знания, полученные на уроках, в условиях соперничества.
  • повысить мотивацию к учебной деятельности по предмету.

Оборудование: музыкальный центр, записи музыкальных произведений, листы с кроссвордами, музыкальные карточки с заданиями, листы бумаги, фломастеры.

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте! Сегодня на нашей игре собрались творческие, любознательные ученики, как на сцене, так и в зале, среди болельщиков. И мы вновь окажемся свидетелями состязания за право носить титул «Музыкальный эрудит».

Дружно крикнем все «Ура!»
Начинается игра!
На турнире победит
Музыкальный эрудит!

Желаем всем успехов!

Итак, представляем участников игры.

(Звучит музыка. Начинается представление команд. Каждая команда представляет свое название, девиз. На костюмах членов команды – эмблема).

А сейчас разрешите представить наше уважаемое жюри.

(Звучит музыка. Начинается представление членов жюри.)

Ведущий:

1-й конкурс. Разминка

Сейчас мы проведем разминку и узнаем, готовы ли вы к игре?

«Музыкальные загадки»

Отгадайте названия музыкальных инструментов.

  • Деревянные ладошки,
    А звучат, как будто ложки.
    Ну-ка, дайте мне ответы,
    Как зовутся?
    (кастаньеты)

  • Меня не каждая включает партитура,
    Но в геометрии я важная фигура.
    (треугольник)

  • Ну, а это просто круг.
    Ты в него ударишь вдруг,
    И услышишь громкий звук!
    (барабан)

  • Деревянные пластинки,
    Разноцветные картинки,
    Стучат, гремят,
    Плясать велят!
    (трещотки)

  • Он по виду брат баяну,
    Где веселье, там и он.
    Я подсказывать не стану,
    Всем знаком…
    (аккордеон)

  • Звучать умеет он и «форте», «и пиано»,
    И потому его зовут…
    (фортепиано)

  • Он церковный наш служитель.
    Был для Баха вдохновитель.
    Весь оркестр заменит один!
    Что же это за господин?
    (орган)

2-й конкурс. Составьте пословицу

Каждой команде предлагается сложить разделённые на 2 части «музыкальные» пословицы: 

Я не о том пел, баснями не кормят.
И чтец, и жнец, песня – думка моя.
Гусли – мысли мои, да певунья никуда.
Песня хороша, а ты не о том слушал.
Соловья и на дуде игрец.
Красна птица пением, половина дела.
Полпесенки спела – а песня – работу.
Беседа дорогу коротает, а человек – умением.

3-й конкурс. Звуковые картины

а) прослушайте (в записи) и определите звуки, голоса и шумы окружающего мира;
б) прослушайте (в записи или в оригинале) и определите тембры музыкальных инструментов: флейта, гитара, скрипка, кларнет, фортепиано, балалайка, труба, аккордеон и т. д.

4-й конкурс. Заморочки из бочки

Ответьте на вопросы:

1-я группа вопросов

  • Какая геометрическая фигура стала музыкальным инструментом? (треугольник)
  • Как называется низкий мужской голос? (бас)
  • К какой группе инструментов относятся литавры? (ударные)
  • Каким музыкальным инструментом владел Садко, – герой известной сказки? (гусли)

2-я группа вопросов

  • Какой цветок является самым «музыкальным»? (колокольчик)
  • Какие ноты растут в огороде? (фа и соль – фасоль)
  • Всего две ноты и предлог построить я на даче смог (до-ми-к)
  • Объединившись, эти две ноты стали мерою длины (миля)

3-я группа вопросов

(Каждое задание начинается словами: закончите предложение)

  • Чайковский, Прокофьев, Кабалевский – это… (композиторы)
  • Симфония, кантата, сюита – это… (музыкальные произведения)
  • «Лебединое озеро», «Золушка», «Щелкунчик» – это… (балеты)
  • «Иван Сусанин», «Лебединое озеро», «Кармен» – …это (оперы)

5-й конкурс. Музыкальная викторина

Прослушайте фрагменты музыкальных произведений.

Определите их названия и авторов.

  • «Марш Тореодора», Ж. Бизе
  • «Марш деревянных солдатиков», П.И.Чайковский
  • «В пещере горного короля», Э.Григ
  • Симфония № 5, Л.Бетховен
  • «Утро», Э. Григ

6-й конкурс. Музыкальная «перестрелка»

Оркестр симфонический
Вас может угостить:
Поэмой драматической,
Симфонией эпической,
Фантазией лирической,
Рапсодией трагической.
Всех инструментов голоса
Сольются. И тогда
Услышим, как шумят леса,
И как журчит в ручье вода,
И как трещат дрова в огне,
И как пурга ярится,
И как мечтает о весне
Продрогшая синица.

Задание: командам предлагается по очереди называть инструменты симфонического оркестра. Будьте внимательны: не перепутайте инструменты симфонического оркестра с инструментами эстрадного или народного.

7-й конкурс. Кроссворд «Знаменитые композиторы»

Вставьте в строчки гласные буквы и прочитайте фамилии знаменитых композиторов.

Какое слово читается по вертикали? 

8-й конкурс. Музыкальная мозаика

Сложите разрезанные на несколько частей картинки с изображениями музыкальных инструментов.

(Побеждает команда, первая правильно сложившая картинку)

9-й конкурс. Песенный аукцион

Каждая команда по очереди (песенный круг) исполняет куплет из песни на определённую тему. Например, о дружбе, о школе, о Родине и. т. д.

Побеждает команда, набравшая в аукционе наибольшее количество баллов.

Заключительный этап игры:

  • подведение итогов;
  • награждение команды-победителя;
  • поощрение всех участников игры.

Хоровое исполнение финальной песни о музыке.

Оценочный лист.