Цели:
- Сформировать понятия: полюс, параллели, меридианы, экватор и умения определять их на глобусе;
- Развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать и аргументировать свой ответ.
- Воспитывать коммуникативные отношения в процессе работы.
Ход урока.
I. Мотивационный этап.
Приготовьтесь к разминке (3 минуты)
- Человек, открывший Америку. (Христофор Колумб)
- Сколько длился первый полет Гагарина в космосе? (108 минут)
- Итальянский мыслитель, ученый, сожженный на костре за свои убеждения? (Джордано Бруно)
- Великий путешественник XIII века, венецианский купец, долго живший в Китае и написавший книгу об этом. Она впоследствии служила руководством при составлении географических карт. (Марко Поло)
- Автор слов: “А все-таки она вертится!” (Галилео Галилей)
- Как называется наука, изучающая поверхность Земли (география)
- Дать определение слова “планета” (Огромный шар из твердых пород или газов, вращающийся вокруг звезды)
- Кто из древних философов верил, что Земля центр Вселенной, а вселенная – сфера? (Аристотель)
- Кто автор произведения “80 дней вокруг света”? (Жюль Берн)
- Уменьшенная модель Земли (глобус)
II. Постановка цели урока.
Сегодня мы познакомимся с уменьшенной моделью Земли - глобусом.
Ребята, как вы думаете, какую цель мы можем поставить на уроке? Чему научиться?
III. Организационно-оперативный этап.
Постановка учебной задачи.
-Сегодня мы попытаемся взглянуть на глобус с различных точек зрения и познакомимся с новыми понятиями. И в этом нам поможет кубик -рубик.
Методика “Кубики”
- 1 этап. Работа в индивидуальном режиме (2 минуты)
- 2 этап. Работа в парах (2 минуты)
- 3 этап. Работа в группах (5 минут)
- 4 этап. Фронтальный опрос (Защита)
Описание. Разноцветный, круглый, на подставке.
Сравнение- с картой (сходство)
– Чем отличается от карт?
Когда ученые установили, что Земля имеет форму шара, они сделали ее модель, уменьшив размеры в десятки миллионов раз. Эту модель назвали глобусом (по- латински шар)
Работать с глобусом на всегда удобно, так как размеры Земли на нем сильно уменьшены. Кроме того, видна бывает только та часть поверхности земного шара, которая обращена к наблюдателю. Ученые изображение поверхности Земли на глобусе перенесли на карту. При этом для удобства разделили глобус условно на 2 полушария: западное и восточное. Получилась карта полушарий, на которой сразу можно увидеть поверхность всего земного шара.
Ассоциация.
Волчок - так как сохраняет направление вокруг своей оси в вертикальном положении.
Анализируем.
2/3 окрашено синим цветом: моря и океаны.
Дайте объяснение понятию “океаны”
Очень большое водное пространство земного шара.
Сколько океанов на Земле? (4. Назовите)
Что такое море?
Небольшая часть океана, вдающаяся в сушу.
Что еще изображено? (реки, материки, суша)
Назовите синоним слову “материк”. (Континент - огромная суша, окруженная со всех сторон водой). А часть суши, окруженная водой - остров.
Сколько материков? (5. Назовите)
Евразия, Австралия, Африка, Южная Америка, Северная Америка, Антарктида.
Где находится Казахстан? На каком материке? (Евразия)
На каком материке нет рек? (Антарктида)
На каком материке не живут люди? (Антарктида)
Какая часть света омывается водами всех четырех океанов? (Евразия)
Континент, затонувший в океане так давно, что в его существование мало кто верит? (Атлантида)
Почему не сходятся карты старые и новые? Как объяснить словосочетание “дрейф континентов”?
Миллионы лет назад они начали медленное движение по поверхности Земли. Это называется дрейфом континентов. Поверхность Земли меняется и в наше время. Ежегодно ширина Атлантического океана увеличивается на 4 см. через миллион лет он станет на 40 километров шире.
Что обозначают круговые линии на глобусе? Что вы знаете о таких понятиях, как “полюс”?
Полюс - нижние и верхние точки воображаемой оси земного шара называются полюсами. Южный и Северный полюс.
Экватор - воображаемая линия, проходящая на одинаковом расстоянии от полюсов, (лат. “уравнитель”). Делит Северное и Южное полушарие.
Протяженность 40000 км
Какая река дважды пересекает экватор? (Конго)
Параллели - линии параллельные экватору, (греч. “рядом идущий”). Восточное и Западное направление.
Меридианы-линии соединяющие два полюса, (лат. “полуденный). Южные и Северные.
Где находится точка отсчета меридиана?
(условно через город Гринвич (Англия) делит западное и восточное полушария) | ||
← | → | |
- 1 час на запад | + 1 час на восток |
Условно мир разделен на 24 часовых пояса. Отсчет времени ведется от Гринвичской обсерватории в Лондоне, давшей название Гринвичскому меридиану. Время в часовом поясе к западу от Гринвича меньше на 1 час, и к востоку больше на 1 час.
Параллели и меридианы, проведенные через определенные градусы, образуют на поверхности градусную сетку. Ее называют градусной сеткой.
IV. Обобщение полученных знаний.
Предложения.
Где используется глобус?
Пользуются ли данными меридианов и параллелей летчики в полете? (навигационные аппараты)
V. Рефлексия
Аргументируйте “за” и “против”
Попробуйте отобразить сегодняшнюю тему урока в пятистишье.
- 1 строка - одно слово, описывающее тему (существительное “глобус”)
- 2 строка - 2 слова (прилагательное)
- 3 строка - 3 слова (глагол), выражающих действие по теме
- 4 строка - 4 слова, показывающих действие по теме.
Глобус отображает форму Земли и поверхности.
- 5 строка -1 слово-сшюним, которое подчеркивает тему (шар, Земля) Глобус – уменьшенная модедь Земли. Земля, на которой мы живем постоянно движется во круг своей оси и одновременно вращается вокруг Солнца.
Какие изменения происходят в связи с этим мы узнаем на следующем уроке.