Цель урока:
- развитие умения определять эмоциональную окрашенность произведения;
- выбирать нужное слово из предложенных для оценки героев;
- передавать их внутреннее состояние при чтении по ролям;
- пересказывать произведение от лица одного персонажей;
- соотносить смысл пословицы с содержанием произведения;
- обучение осознанному, плавному чтению целыми словами;
- формирование нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, переживания, знания и поступки.
Оборудование:
- портрет Н. Носова
- выставка книг
- музыкальное сопровождение
- бархатная бумага, нитки
- сигнальные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Упражнения для расслабления мышц и снятия зажимов.
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте щёки , губы , мышцы шеи , плечи , кисти рук , ноги , пальцы .Дыхание становится свободное , спокойное .(Включается запись : пение птиц )
- Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание . Я буду считать до пяти , когда скажу пять , вы откроете глаза.
3. Работа над новым материалом.
3.1. Словарная разминка :
- повернулась (вправо …)
- развернулась (на 180 …)
- перевернулась (вокруг своей оси )
- подвернулась (нога …)
- вывернулась (на изнанку)
- слово комод посмотрим в словарике учебника
3.2. Знакомство с произведением Н. Носова.
- Ребята, вы дома почитали рассказ Н. Носова « Живая шляпа ». Почему рассказ называется « Живая шляпа »? (Предположения детей.)
- Что же на самом деле произошло? (Краткий пересказ 1-2 детей.)
- Ребятки, давайте ещё раз прочитаем вместе этот рассказ. (Чтение по абзацам, работа сигнальными карточками, каждый ребёнок оценивает чтение товарища.)
3.3. Характеристика мальчиков
- Молодцы, теперь давайте ребята вместе попробуем охарактеризовать наших героев (Работа парами, каждый пара предлагает свой вариант ответов. Записывают ответы по столбикам.)
Вадик \ Вовка
- Теперь, посмотрев характер каждого мальчика, прочитаем рассказ по ролям. С помощью эмоционального чтения передаем характер каждого мальчика. (Самооценка учащихся сигнальными карточками.)
- Кто из вас, ребятки, расскажет эту историю от своего имени?
- А была ли похожая история у вас в жизни? (Ответы учащихся.)
3.4. Работа с иллюстрацией рассказа.
- Ребята, посмотрите пожалуйста иллюстрацию к рассказу. Найдите те строки, которые подходят к иллюстрации. (Работа с учебником.)
- Какую иллюстрацию вы бы нарисовали к этому рассказу. Возьмите пожалуйста бархатную бумагу, нитки. Нарисуйте свои рисунки к рассказу. (С помощью бархатной бумаги и нитки рисуют свои рисунки.)
- Как вы думаете, этот рассказ смешной или страшный? (Обоснуй свой вывод.)
3.5. Задание на размышление.
- Кем были Вова и Вадик, выберите ответы?
- трусы
- фантазёры
- чудаки
- смелые
- милосердные
- жестокие
- мудрые
3.6. Работа с пословицами.
- Ребята, все вместе подумаем какие из этих пословиц подходит для нашего рассказа.
- «У страха глаза велики »( трус в самом простом , нестрашном может увидеть страшное )
- «Волков бояться - в лес не ходить» (Если человек трус, он ни за какое страшное дело не возьмётся. Надо преодолевать страх. чтобы участвовать в трудном деле.)
4. Итог урока.
- В конце урока поговорим с автором рассказа.
С какой целью автор предлагает нам этот рассказ?
Как относится автор к своим героям?
Какие выводы можно сделать прочитав этот рассказ? (Предположения детей.)
Домашняя работа: сочинить загадку о шляпе и написать в тетрадях.
Оценка деятельности учащихся за урок.