Основные задачи:
- Познакомить учащихся с писательницей Нилой Петровной Лычак и ее книгой “Игра слов”.
- Создать у детей хорошее настроение, эмоциональный и творческий подъем.
Форма проведения: литературная гостиная.
Место поведения: актовый зал школы.
Участники: учащиеся 1–4-х классов, учителя, библиотекарь, писательница.
Оформление: рисунки к произведениям Н.П. Лычак, выставка книг писательницы, выставка поделок из пластилина, кроссворд.
Оборудование: экран, проектор, презентация.
План проведения гостиной.
- Вступительное слово учителя об авторе книги.
- Беседа учащихся с автором книги.
- Рассказ автора о себе.
- Первая страница: “Буквы и цифры в дружбе живут” (чтение стихов наизусть учениками 1-го класса).
- Вторая страница: “Загадки в нашей квартире” (Загадывают загадки ученики 4-го класса).
- Третья страница “Волшебный родник” (учащиеся 2-го класса читают стихи Н.П. Лычак наизусть).
- Четвертая страница “Цветы акации” (викторина по рассказам книги, кроссворд к рассказу “Разговоры в саду”, выразительное чтение по ролям рассказа “Птицы”, учащимися 3-го класса”.
- Пятая страница “Старые сказки на новый лад” (домашнее задание: чтение сказок в кругу семьи).
1. Вступительное слово учителя об авторе книги.
Добрый день! Добрый день, дорогие Нила Петровна, учителя и ученики нашей
начальной школы! Мы рады вас приветствовать в нашей литературной гостиной!
Сегодня у нас встреча с писательницей Нилой Петровной Лычак: “По страницам книги
“Игра слов”.
Нила Петровна Лычак родилась и жила в г. Хмельницкий на Украине. И вот уже 10
лет живет в Губкинском. По образованию – медик, но вместе с тем она еще и
талантливая писательница. Нила Петровна пишет на русском, украинском языках и
для взрослых, и для детей: рассказы, стихи, сказки, заметки из дневника.
Местными композиторами стихотворения Нилы Петровны Лычак положены в основу
песен. А еще Нила Петровна всерьез увлечена фотографией. За сравнительно
небольшой срок состоялось пять персональных выставок фоторабот.
Давайте еще раз поприветствуем Нилу Петровну Лычак – замечательного,
творческого, увлеченного человека, живущего рядом с нами в прекрасном городе
Губкинский!
В Издательстве журнала “ЮНОСТЬ” (г. Москва) вышли новые книги поэтессы из
Губкинского Нилы Лычак "Спой мне, ветер..." и 'Игра слов'.Книга 'Спой мне,
ветер...' написана в стиле "билингва" (двуязычном) и состоит из двух разделов. В
первом – стихи на русском и украинском языках, второй раздел – переводы
произведений русских поэтов на украинский язык.
"Игра слов" – иллюстрированная книга для детей дошкольного и младшего школьного
возраста. Разделы книги – Азбука среди растений, Азбука в мире животных, От
единицы до десяти, Загадки в нашей квартире, Стихи, Рассказы, Строки из
дневника, Старые сказки на новый лад. Министерство культуры и Международный
Пушкинский фонд "КЛАССИКА" изучили творчество Нилы Лычак. Ф. И. Тютчев мечтал о
создании общего дома для славян с целью объединения, а в книгах Нилы Лычак
прослеживается взаимопроникновение литератур и культур, качественная пропаганда
русского языка для детей, публикуются переводы произведений русских поэтов на
украинский язык. За это Нила Лычак получила высокую награду – Диплом и Юбилейную
серебряную Тютчевскую медаль – за большой вклад в осуществление программ
поддержки русской словесности. Давайте, ребята, мы еще раз поприветствуем Нилу
Петровну Лычак.
В нашей литературной гостиной “По страницам книги “Игра слов”, вы ребята, не
только услышите стихи, загадки, чтение по ролям, разгадаете кроссворд, но и
сможете задать Ниле Петровне интересующие вас вопросы.
2. Беседа учащихся с автором книги.
Учитель: Нила Петровна, разрешите задать вам несколько вопросов.
Примерные вопросы:
- Скажите, пожалуйста, в детстве Вы были тихим и прилежным ребенком?
- Расскажите, пожалуйста, самый смешной эпизод из вашего детства.
- Скажите, пожалуйста, в каком возрасте Вы сочинили первое стихотворение?
- Когда опубликовали Вашу первую книгу?
- Где учились, чтобы стать писательницей?
- Скажите, пожалуйста, были ли трудности на Вашем литературном пути?
- Расскажите, пожалуйста, о своем творчестве поподробнее.
3. Рассказ автора о себе.
Учитель: Ну а теперь по страницам книги “Игра слов” Нилы Петровны Лычак.
Первая страница называется “Буквы и цифры в дружбе живут”. “Азбука в мире животных” – так называется раздел, в котором размещены стихи о животных на каждую букву русского алфавита. Некоторые из них расскажут нам ученики 1-а класса.
“Б” – Белка рыжая в лесу
Любит шишки и орех.
Неуклюжий зверь Барсук-
Он закутан в грубый мех.“В” – Волк голодный воет злобно.
В одиночестве страдает.“М” – Мишка по лесу идет
И малину в рот кладет
Под кустом Мышь увидал –
Из малины убежал.“Щ” – Плавники растут у Щуки –
Заменяют рыбке руки.
Учитель: “Азбука среди растений” так называется раздел, в котором размещены стихи о растениях на каждую букву русского алфавита. Некоторые из них также расскажут нам ученики 1-а класса.
“Е и Е” – Ель, иль Елочка, растет,
В Новый год к нам в дом войдет.
Мы игрушками нарядим
И за стол с друзьями сядем.“Р” – А Ракитник – это ива –
Длиннолиста и красива.
Подружки с Рябинкою –
Ягодки с горчинкою.“С” – Очень ценится Сосна
В парфюмерии – масла.
Из чего изделие?
Из Сандала – дерева.
Учитель: “От единицы до десяти” – так называется раздел, в котором размещены стихи о цифрах от 1 до 10. Ребята 1-Б класса расскажут некоторые из них.
“1” Волк один сидит в лесу
Он в обиде на лису –
Стороной его обходит.
В гости к волку не заходит.“3” Три в лесу живут медведя:
Папа, мама, Мишка – третий.
Важно лес они обходят
И малину там находят.“9” Фрукты в нашем магазине
Подружились на витрине.
Апельсин, хурма, гранат –
Как на выставке стоят.
Киви, мандарины, груши
Просят: “Нас быстрее скушай!”
Ананас, лимон, банан –
К нам спешат из разных стран.
Всех друзей я приглашу
И за стол их усажу.
Предложу им угощенье –
Девять фруктов – загляденье!“7” В небе радуга стоит.
Семь цветочков в ней блестит:
Алой лентой – красный мак,
Ноготок – оранжевый,
Одуванчик – желтый мяч.
В зелен – травке важный он.
Голубые незабудки,
Колокольчик – синий цвет.
А, фиалка словно бусы, –
Фиолетовый сосед.
Учитель: Сейчас ребята 2 класса исполнят песню, которая так и называется “Радуга”.
– Ребята, а вы любите загадки?
Вторая страница: “Загадки в нашей квартире”.
Загадают загадки ученики 4-го класса:
В конце года явится –
Зеленая красавица. (Елка.)Купол упругий
С длинною ручкой
Спрячет от капель,
Что сыплются с тучки. (Зонт.)Многоцветные узоры
Украшают стены, пол.
Привлекают наши взоры.
Называется … (Ковер.)Чертить по планке можно
И дом нарисовать
Разметить и размерить
Альбом, листок, тетрадь. (Линейка.)Сочный плод полезный кислый
С твердой желтой кожурой.
Ароматный, витаминный.
С ним забудешь докторов. (Лимон.)Деревянная игрушка.
В ней сидят ее подружки. (Матрешка.)Маникюрные и портновские,
Медицинские и садовые.
Кольцевые ручки.
Ловко режут штучки! (Ножницы.)Нагреваюсь я пыхчу.
Разровнять я все хочу.
Детям подходить нельзя.
Ведь опасен я, друзья. (Утюг.)Кипяточком угощу.
Никогда я не грущу.
Через нос налью вам чаю.
Угощаю – не скучаю. (Чайник.)Вопросик для Наташи:
Муравьиное, черепашье,
Шоколадное, и куриное,
И пасхальное, и змеиное? (Яйцо.)
– Молодцы, ребята! Вы отлично умеете разгадывать загадки!
Учитель: А сейчас мы познакомимся с третьей страницей. Она называется
“Волшебный родник”. Вашему вниманию будет представлено выразительное чтение 7 стихов Нилы Петровны учениками 1-го А и 2-го А классов, которые она посвятила любимой природе и родному городу Губкинскому.
1. “В городе нашем”.
2. “Ледовый городок”.
3. “Грибы”.
Загадка: У кого одна нога,
Да и та без башмака? (Гриб.)
4. “Волшебный родник”.
5. “Северное сияние”.
6. “Река”.
7. Загадка: Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит? (Река.)
8. “Зима в городе”.
Учитель: Четвертая страница называется: “Цветы акации”.
В книге Н.П. Лычак есть не только стихи и загадки, которые вам уже полюбились, но и рассказы. Ребята 2-го класса уже с ними познакомились. Сейчас мы проведем викторину и узнаем, насколько хорошо запомнились им эти рассказы.
Вопросы викторины:
1. – В каком из рассказов говорится о словах, имеющих несколько значений?
(“Игра слов”.)
– Какие это слова?
Ирис – нити, конфеты, цветы;
Зонт – у огородных растений: укропа, моркови, петрушки, зонт, чтобы
скрыться от дождя;
Иголка – у ежа, вязальные иглы, для штопки, у ели, у сосны, у
лиственницы;
Зубки – во рту, у пилы.
2. – Из какого рассказа мы узнали о родственниках кошки? (“Родственники”.)
– Назовите их? (Тигр, лев, пантера, гепард.)
3. – Как называется рассказ, в котором насекомые спорили о своей значимости в саду? (“Разговоры в саду”.)
Учитель: А вот разгадывая кроссворд, мы назовем размышляющих насекомых. Помогут вам в этом – загадки.
Кроссворд.
По-диагонали:
№ 1. Приятное мое кушанье,
Сладок плод моих трудов. (Пчела.)
№ 2. Не зверь, не птица, а нос – как спица. (Комарик.)
№ 3. Не птичка, а с крыльями. (Бабочка.)
№ 4. Кто лето красное пропела,
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза? (Стрекоза.)
По – вертикали:
№ 1. В траве сидел … (Кузнечик.)
Совсем как огуречек.
№ 2. Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу. (Муравей.)
№ 3. Майский…, колорадский…, кто? (Жук.)
№ 4. Коровка, но не дает молока. (Божья коровка.)
4. – Из какого рассказа Нилы Петровны вы узнали об обитателях огорода?
(“Незнакомый житель”.)
– Какое растение оказалось незнакомым? (Грецкий орех.)
– Кто же его посадил в огороде, если место его в саду?“…Вороны носятся со своей
добычей над огородами, каркают на лету, вот одна из ворон и уронила грецкий орех
на наш огород. Ореховая скорлупка раскрылась во влажной земле, и теперь орех
растет…”
– О каких жителях огорода вы узнали разные подробности?
(Редиска, лук, петрушка, укроп, картофель, подсолнух, редька, свекла, морковь, тыква, капуста, помидоры, баклажаны, кукуруза, болгарский перец, фасоль.)
5. – Из какого рассказа мы узнали о путешествии девочки Тани и Ежика по разным городам и странам Земли? (“Путешествие на зонтиках”.)
6. – К какому рассказу эта иллюстрация? (“Поезд”.)
– Назовите животных поочередно. (Жирафик с Енотиком, Обезьянкой и Зайчиком, Кенгуренок, Зебра, Тигренок, Бегемотик, Носорог, Львенок, Слоник.)
7. – Послушайте и скажите, из какого рассказа этот отрывок?
“…Дружить собираетесь, а не знаете, что вы все разные. И на разных языках разговариваете. Котенок мяукает, жеребенок умеет ржать, теленок мычит, козленок блеет: “Ме-е!”, ягненок:
“Бе-е!”. Щенок лает. Петушок кукарекает, а поросенок Пуфик хрюкает. Живете все в одном дворе. Так что дружба вам всем обеспечена. У всех имеется по четыре ноги, кроме петушка – у него крылья…” (“А у нас во дворе”.)
8. – Кто стали героями рассказов “Соседи”, “Удивительное рядом”, “Птичье
молоко”, “Пчелиный хлеб”? (Кошки.)
– Сколько их было?
– Как их звали и почему? (Белоснежка – белого цвета, Ночка – черная, Лапка –
серая, Лисичка – рыжая.)
9. – К какому рассказу эта иллюстрация? (“Математика”.)
10.– Соотнесите название рассказов с героями рассказов:
белочка Пушинка бурундучок Полосатик мышка Пи олененок Авка медвежонок Пестун лось Великан |
“Пушинка” “Друзья” “Золотой зуб” “Однажды в лесу |
Учитель: Ребята, отгадайте загадку: “Рук нет, а строить умеет”. Правильно, птица. Сейчас мы послушаем рассказ, который так и называется “Птицы”, а прочитают его по ролям ученики 3-Б класса. (Чтение рассказа учащимися по ролям.)
11. – Ребята, а каких домашних птиц вы еще знаете? (Гуси, утки, индюки.)
Пятая страница “Старые сказки на новый лад”.
– Ребята, а вы любите сказки на новый лад?
– И такие сказки для вас написала Н. П. Лычак!
– Это “Аленький цветочек”, “О колобке”, “Удивительная принцесса”.
– Думаю, что вы обязательно их прочтете вместе с мамами и папами дома в один из
вечеров.
Заключение.
Уважаемая Нила Петровна, дорогие ребята! К сожалению, наша встреча подходит к концу. Я надеюсь, что она вам понравилась! Я уверена, что книга Нилы Петровы “Игра слов” вас увлекла и вы, ребята, с большим удовольствием ее прочитаете полностью, и узнаете еще много нового и интересного! И от имени всех присутствующих я хочу поблагодарить Нилу Петровну за ее творчество, за то, что она сегодня пришла в нашу школу на наш литературный праздник. Спасибо Вам!
До скорых новых встреч!