Соревновательно-игровой метод в учебно-воспитательном процессе школы: "Неделя отличника" в школе

Разделы: Общепедагогические технологии


Игра-соревнование как метод стимулирования и мотивации учебной деятельности известен с древних времен. Широкое применение он находил в народной педагогике. В нашей стране соревновательный характер приобрело образование и воспитание в 40–50-е годы ХХ столетия под влиянием широко развернувшегося соревнования на производстве. Но в 60-х годах произошел отказ от использования процесса соревнования в обучении. На современном этапе развития школы в учебно-воспитательном процессе началось возрождение элементов соревнования как одних из ведущих форм игровых технологий.

В этом нет ничего удивительно: являясь развлечением и отдыхом, игра для ребенка одновременно является и творчеством, и моделью человеческих отношений и основным источником знаний. Через игру, независимо от возраста, молодое поколение познает мир, развивает умственные способности и деловые качества личности, дает выход энергии и эмоциям.

На наш взгляд, именно использование соревновательно-игрового метода может способствовать тому, чтобы учебная деятельность школьников стала для них не только обязанностью, но и радостью познания мира. Главным преимуществом этого метода является исключение принуждения к учению и саморазвитие личности ребенка. Также можно отметить и другие его положительные стороны: развитие волевых качеств, личной и коллективной ответственности за результаты соревнования, веры в возможность преодолеть трудности.

В связи с этим на память приходят слова выдающихся педагогов и ученых: Л.В.Занкова: “Всестороннее развитие, духовное богатство не может быть достигнуто по принуждению”, А.Дистервега: “Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение...”, Б.Паскаля: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь”.

Исходя из этих теоретико-методологических положений, нами было решено провести в школе “Неделю отличника”.

Суть игры-соревнования заключается в следующем: ученики всех классов в течение недели стараются получить как можно больше “5”, оценки обязательно выставляются учителем-предметником в дневник, неделя заканчивается проверкой дневников и подсчетом полученных “5”.

Методическим советом школы было разработано Положение о “Неделе отличника”. Приложение 1. Положение о “Неделе отличника”.

На школьном совете, в который входят учащиеся 5–7-х классов, и Совете старшеклассников обсуждались все детали игры-соревнования, награды победителям, раздавались поручения, назначались ответственные. Во время обсуждения наград ребята вносили разные предложения как для классов-победителей, так и отдельных учащихся: экскурсии в музеи и на предприятия города, новая мебель или окно в кабинет, поход в кинотеатр, абонемент в бассейн. Прозвучало множество различных предложений, даже самых невероятных.

Решено было организовать соревнование отдельно на каждой ступени образования (2–4-е классы, 5–8-е классы и 9–11-е классы) по трем номинациям: “отличник класса”, “отличник школы”, “класс отличников”. Для стимулирования соревнования в каждом кабинете в классном уголке поместили экран соревнования, записи в который делались ежедневно ответственными за его заполнение.

Нужно отдельно сказать об оформлении этого соревнования. В центральном фойе школы повесили сводный экран соревнования, который ежедневно заполнялся членами Совета старшеклассников. Здесь же расклеили высказывания ученых, писателей, педагогов об ученическом труде. Соревнование активно освещалось в школьной прессе: по телевизору можно было увидеть фотографии и репортажи корреспондентов. Но больше всего всех, в том числе и родителей и гостей школы, интриговали подарки будущим победителям, которые были красиво упакованы и располагались рядом с экраном соревнования. Дух соревнования захватил всех учащихся, в том числе и одиннадцатиклассников, первоначально смотревших на игру как на ребячество.

По окончании Недели жюри в составе учителей, родительского комитета, администрации школы, членов Совета старшеклассников проверило все дневники и произвело итоговые подсчеты. На следующий день на всех переменах по телевизору транслировались результаты. Ребята показали хорошие результаты:

Класс Количество “5” Количество “5”
на одного ученика
4 а 122 9,38
5 а 221 10,52
8 а 239 9,96
11 а 128 7,11

Лучшими в игре стали учащиеся 1 ступени образования Чернышова Маргарита (22 пятерки), Козадаева Анастасия (22); учащиеся 2 ступени образования Юн Виталий (26), Каракетов Павел (25); учащаяся 3 ступени образования Цуцкова Анастасия (25).

Грамоты и подарки были вручены на линейках в конце четверти.

Организованное мероприятие “Неделя отличника” можно считать успешно проведенным коллективным творческим делом школы.

Приложение 2. Фоторепортаж.