Урок информатики и ИКТ по теме "Информационные технологии"

Разделы: Информатика, Начальная школа


Методическая информация.

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического и визуального мышления; воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности.

Задачи урока:

  • Продолжить формирование понятия “информация”, ввести понятия “технология”, “материальные технологии”, “информационные технологии”;
  • Формировать умения включать и выключать компьютер, запускать и выключать компьютерные программы, пользоваться мышью.

Необходимое оборудование и материалы: компьютеры, мультимедиа проектор, колонки, экран, презентация.

Методологическая база:

  1. А.В.Горячев Программа по информатике и ИКТ (информационным и коммуникационным технологиям) для начальной школы в Образовательной системе “Школа 2100”.
  2.  А.В. Горячев Информатика и ИКТ. ("Мой инструмент – компьютер”. Учебник для 3-го класса.).

Ход и содержание урока

1. Организационный момент. Презентация (Слайд 1).

2. Мотивация учащихся.

Ребята! Я хочу представить вам гостей нашего урока, которые решили вместе с нами изучать информатику и информационные технологии. Это ваши любимые литературные герои Знайка и Незнайка. Незнайка очень любознательный, задает много вопросов, чтобы больше знать. Отвечать на вопросы Незнайки нам будет помогать всезнающий Знайка. Вы хотите помочь Незнайке в изучении информатики? Тогда смотрите, слушайте и будьте активными учениками. (Слад 2 – первый вопрос Незнайки.)

3. Объяснение нового материала.

Изложение нового материала сопровождается слайдами презентации и строится в игровой форме в виде беседы с участием сказочных героев Знайки и Незнайки.

3.1. Что такое “технология”? Проблемный вопрос (вопрос Незнайки ) подводит учащихся к теме урока и структуре изучаемого курса (Слайд 2). На вопрос отвечает учитель и переходит к понятию “технология” (Слайд 3–6 – объяснения Знайки).

3.2. Материальные технологии (Слайд 7 – вопрос Незнайки): материалы (Слайд 8), операции (Слайд 9), результат (Слайд 10), инструменты (Слайд 11).

3.3. Информационные технологии (Слайд 12–14): материалы (Слайд 15), операции (Слайд 16), результат (Слайд 17). Игровое задание “Исправь ошибки” Учащимся предлагается найти ошибки в высказывании Незнайки об информационных технологиях (Слайд 18).

4. Физкультминутка. (Слайд 19)

5. Индивидуальная практическая работа за компьютером.

Практические задания рассчитаны как на закрепление нового материала, так и на формирование умений и навыков работы на компьютере, а именно, умения включать и выключать компьютер, запускать и выключать компьютерные программы, приемам работы с мышью. Файлы с заданиями предварительно должны быть расположены на рабочем столе на компьютерах учащихся.

Задание 1: включить компьютер.

Задание 2: открыть файл. Приложение 1.

Опираясь на рисунки, постройте возможные цепочки “материал – операция – результат” и расположите в таблице (путем перетаскивания картинок).

Задание 3: открыть файл. Приложение 2.

Распределите операции к соответствующим технологиям (путем перетаскивания картинок).

6. Подведение итогов урока.

Ребята! Наш урок подошел к концу. Как вы считаете, понял Незнайка, что такое “информационные технологии”? А вы? Давайте посмотрим на ваши выполненные задания 2 и ответим на вопросы:

1) Почему информационные технологии называются “информационными”?
2) Какие информационные технологии вы выбрали?
3) Что из того, что вы видите вокруг, можно считать результатом применения информационных технологий?

7. Домашнее задание. (Слайд 20)