Поставленные перед школой задачи могут быть решены в процессе дальнейшего совершенствования не только методов обучения, но и форм организации учебной деятельности, в процессе которой каждый школьник должен овладеть определенной суммой знаний и приобрести умения самостоятельного учебного труда, проявляя при этом познавательный интерес и активность.
Некоторые активные приемы обучения уже освоены учителями. К их числу могут быть отнесены эвристическая беседа, проблемное изложение учебного материала, различные виды самостоятельной деятельности, обобщающие задания и т.п.
На уроках обобщения и систематизации знаний в большей мере ставится и решается задача овладения учащимися знаниями и опытом учебной деятельности, развития познавательной активности, приобщения их к самостоятельной и творческой работе. Разработанные мною уроки обобщения по органической и неорганической химии предусматривают индивидуальную, групповую и фронтальную формы работы. Уроки строятся в несколько этапов, каждый оценивается учащимися самостоятельно, что позволяет развивать у детей адекватную самооценку.
Учащиеся на каждом этапе работы ставят перед собой определенные задачи, решают их самостоятельно, контролируют свои действия и учатся объективно оценивать получаемые результаты - этим и определяется активность учения. Задания используются не только репродуктивного характера, но и требующие переноса знаний на нестандартную ситуацию, что создает интеллектуальные затруднения у учащихся, вызывая у них познавательный интерес.
Создание благоприятных условий для обучения это также одна из задач школы и учителя, на таких уроках дети чувствуют себя комфортно, они участвуют в самоанализе результатов учения, постановке новых задач перед собой и корректирования знаний.
В общей системе уроков проведение обобщающих с целью формирования у учащихся знаний и умений и приобретения опыта, который потребуются им в будущей жизни, является целесообразным и рекомендуется многими педагогами.
Урок "Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений".
Тип урока: обобщения и систематизации знаний.
Опорные понятия: классификация, химические свойства, тип хим. реакции
Средства: тесты, схемы генетической взаимосвязи, карточки с заданиями, карточки с решением заданий.
Цели:
- образовательные: обобщить знания учащихся по классификации неорганических веществ, свойств соединений и способов их получения;
- развивающие: развивать познавательную активность, самостоятельность, умения работать в группе;
- воспитательные: воспитывать адекватную самооценку,
Умения:
- специальные: классифицировать вещества, составлять уравнения химических реакций, определять типы химических реакций.
- общеучебные: организовать свою работу, анализировать, сравнивать, делать выводы, самоанализ.
Оформление доски:
- тема урока
- девиз урока " Мудрому достаточно намека" (Плавт, 3-2 до н.э.)
- генетические цепочки
- на закрытой части доски ответы на тест и критерии оценок за его выполнение
- домашнее задание
- форма ведомости
Ведомость Ф.И. 1) 5 номер задания и оценка
2) 4
3) 3
По сумме балов за задания ,разделив на их количество определяется итоговая оценка.
(5+4+3) : 3 =4
Итоговая оценка 4.
Этап | Задачи | Содержание | Формы работы | Методы | Контроль | |
1 | организационный | Подготовка учащихся к работе | Оформление ведомости | Фронтальная общеклассная | ||
2 | Подготовка к основному этапу занятий | Обеспечение мотивации и актуализация опорных знаний и умений | Постановка цели и задач урока. Объяснение последовательности выполнения заданий. Актуализировать знания о классификации неорганических веществ. | фронтальная | беседа | |
3 | Основной этап | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. | 1. тест по классификации неорганических
веществ. Проверка теста. 2. работа по карточкам в группах, проверка выполнения по решебникам. 3. решение генетических цепочек. |
1. индивидуальная 2. групповая 3. индивидуализированно-групповая |
Применение знаний | Контроль знаний по классификации веществ, свойствам веществ |
4 | Подведение итогов | Анализ и оценка успешности достижения цели. | Выставленные оценки за каждое задание суммируются и делятся на количество заданий. Полученная оценка выставляется за урок. | фронтальная | Анализ результатов деятель ности | |
5 | Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимания цели, содержания и способов действий (выполнения домашнего задания) | Подготовится к контрольной работе по
изученной теме. Повторить изученные параграфы. |
фронтальная |