Цели и задачи:
- Способствовать формированию нравственных жизненных ориентиров.
- Закрепить у детей положительное отношение к здоровому образу жизни.
- Научить конструктивным способам выхода из ситуации, когда на детей оказывается негативное воздействие.
- Формировать толерантность, ответственность за свои поступки.
- Развивать умение и навыки в сфере общения.
- Воспитывать чувство прекрасного, чувство коллективизма.
Оборудование: свеча, карточки для игры, плакат с изображением паровоза "В добрый путь по жизни!", распечатка "Пятьдесят способов сказать "нет" в ситуации наркотической (алкогольной и т. д.) провокации", плакат с правилами работы в группе, магнитофон.
Ведущий - классный руководитель
Музыкальное сопровождение по выбору классного руководителя
План классного часа
1. Вступительное слово.
2. Работа в группах:
а) определить ценности жизни;
б) определить, что ведет к гибельному пути;
3. Выступление знатоков.
4. Игра "Отказ".
5. Домашнее задание: "Как бороться с плохим настроением?"
а) гимнастический комплекс упражнений;
б) танец;
в) советы психолога;
г) добрые слова.
6. Притча "Все в твоих руках!"
7. Подведение итогов классного часа.
8. Песня "Есть только миг".
Ход классного часа
(Выключается свет, звучит тихая музыка, зажигается свеча.)
Ведущий: Горит, в моей руке свеча горит,
Дрожит, как будто что-то тихо говорит:
Представьте, что свеча - это наша жизнь, которая изо всех сил старается гореть ярко, чтобы нам было светло и тепло. Она призывает нас жить, жить и быть настоящими людьми, в которых есть искра живого огня и которые не позволяют погасить ее в себе. Она хрупкая и беззащитная, ведь стоит дунуть, и она погаснет.
(Свет включается.)
Ведущий: Добрый день, уважаемые гости, учителя, ребята! Наш сегодняшний классный час называется "Я выбираю жизнь!", и, как вы догадываетесь, тема эта выбрана не случайно. Мы поговорим о том, какой увлекательной, яркой, полезной может быть наша жизнь, и о том, как избежать опасных соблазнов, которые губительно воздействуют на нас. Сегодня вновь отправляемся в путешествие, в добрый путь по жизни на нашем замечательном поезде здоровья. После этой поездки к нему добавятся еще несколько вагонов, наполненные новыми знаниями, новыми мыслями, новыми впечатлениями. Каким будет путешествие - зависит от вас.
На этом классном часе вас ожидает групповая работа. Повторим правила работы в группе. Учитель обращает внимание детей на плакат, на котором написано:
- умей слушать других;
- говори так, чтобы тебя слушали;
- говори по существу;
- уважай мнение других.
Ведущий: Итак, в добрый путь!
Эпиграфом нам сегодня послужат замечательные слова С. Острового (записаны на доске):
И пусть бывает в жизни нелегко,
И не всегда судьба тебе послушна,
Люби людей - светло и простодушно.
Ищи свою дорогу с малых лет,
Уверенно вперед иди сквозь годы,
Оставь на этой лучшей из планет
Свой яркий след, свои живые всходы. [6]
Мы недаром начали наш классный час со свечи как символа жизни. Ведь жизнь, словно огонь, будет угасать, если ее не подпитывать, если в ней нет чего-то очень важного, значительного. Ребята, какими, по вашему мнению, ценностями мы дорожим и какие доставляют нам немало счастливых минут? Предлагаю этот вопрос обсудить в группах. Через одну - две минуты один ученик от каждой группы выскажет общее мнение ребят.
(Во время обсуждения вопроса звучит тихая музыка.)
Ведущий: Обсуждение закончилось. Итак, вы готовы обнародовать свое мнение? Отлично! Пожалуйста, вам слово.
Ответы учеников:
- сопереживание, доброта, милосердие;
- благодарность, мужество, любовь к Родине;
- честность, порядочность, справедливость;
- дружба, любовь, общение.
Ведущий: Молодцы! Вы назвали те ценности, без которых нам не прожить. Приятно сознавать, что общение для вас тоже очень важно. Как сказал Антуан де Сент Экзюпери: "Самая большая роскошь - это роскошь человеческого общения".
Посмотрите, сколько жизненных ценностей вы назвали. Вы уже сейчас понимаете, ради чего на земле стоит жить. Это значит, что душа у вас щедрая, добрая, какая бывает только у человека, который стремится стать настоящей личностью.
А теперь представьте, что всех этих ценностей лишен человек, пристрастившийся к наркотикам. Мрачная, темная у него дорога. Ни одного огонька на его пути.
(Ведущий задувает свечу.)
Как вы считаете, почему он выбрал такой незавидный жизненный путь?
Ответы учеников:
- не привык ни в чем себе отказывать;
- он вырос безвольным человеком;
- вероятно, у него не было настоящих друзей, которые помогли бы его предостеречь от дурных поступков;
- ему с детства не объяснили, что такое хорошо и что такое плохо.
Ведущий: Спасибо, ваши ответы верны. Все знают, что употребление наркотиков - это плохо, но полезны ли человеку чай и кофе?
Ответы учеников:
1. Я считаю, что чай приносит человеку бодрость.
2. Крепкий кофе и чай оставляет желтый налет на зубах.
3. Крепкий чай и кофе вредят сердцу.
4. Чай утоляет жажду.
5. Чай согревает.
Ведущий: А теперь давайте послушаем выступление знатоков. Они приготовили для вас любопытную информацию.
Знатоки
Ученик 1: Чтобы не спать, многие люди пьют крепкий чай или кофе. Невинные и привычные продукты, а между тем в кофе есть стимулятор кофеин, в чае - стимулятор теобромин.
Ученик 2: Тот же теобромин содержится и в шоколаде, о чем мало кто знает. Считается, что шоколад любят просто потому, что он вкусный.
Ученик 3: Некоторые люди не могут заснуть и пьют снотворное.
Снотворное - это препарат, который обычно принимается для сознательного подавления проблем, решение которых кажется невозможным.
Ученик 4: Следует знать, что содержание наркотических или стимулирующих веществ в природных продуктах невелико и совершенно безвредно для человеческого здоровья. Но когда создается химический чистый продукт, тогда начинается беда. [2]
Ведущий: Спасибо большое нашим знатокам за интересные сведения. Знание всегда делает человека взрослым, самостоятельным. А взрослый - это тот, кто умеет делать правильный выбор. И если вы будете знать всю правду о наркотиках, то наверняка сумеете отказаться от предложения "друзей" попробовать вредное зелье. А для этого нужно научиться говорить "нет" тем, кто оказывает на вас отрицательное давление.
И сейчас мы будем играть в игру, которая называется "Отказ". В ситуации, предложенной вам, нужно придумать как можно больше аргументов для отказа. У вас на столах есть лист бумаги, на котором записаны пятьдесят способов ответа "нет", (См. Приложение) Их вы можете использовать в ситуации наркотической (алкогольной и т.д.) провокации. Через пять минут каждая группа проиграет подобную ситуацию перед остальными участниками. Один ученик играет роль "уговаривающего", а другой - "отказывающегося". Представитель группы подходит к столу и выбирает листок с заданием обыграть ту или иную ситуацию. А затем вы приступаете к обсуждению.
(Во время обсуждения звучит тихая музыка.)
Ведущий: Время вышло. Давайте послушаем, как можно отказаться от плохого предложения.
1 ситуация: Одноклассник (сосед, лидер двора) просит достать для него наркотик.
- Хочешь заработать? Одно дельце надо сделать.
- Хочу. Но если это связано с наркотиками, я - пас. Не хочу неприятностей.
- Да какие неприятности? Там делов-то: сходить в одно место и достать дозу.
- Нет, спасибо, у меня и так хватает проблем с родителями.
- Да никто же не узнает.
- А почему ты сам не хочешь?
- Я не могу, занят.
- Сходишь, когда освободишься. А вообще-то советую тебе не загрязнять свой организм наркотиками.
- Подумаешь, какой умный.
2 ситуация: Одноклассник (сосед, лидер двора) предлагает попробовать наркотик за "компанию".
- Эй, друган!
- Чего тебе?
- Есть закурить?
- Не курю.
- А у меня есть. Давай покурим.
- Я же сказал, не курю.
- Никогда не поздно начать.
- Никогда не поздно и бросить.
- Да ладно тебе, пошли, оторвемся, "косяк" забьем. Пошли, не пожалеешь.
- А, между прочим, травку курить вредно.
- А может, ты просто родителей боишься?
- Нет, просто эта дрянь, не для меня.
3 ситуация: Одноклассник (сосед, лидер двора) просит отвезти какую-то вещь незнакомому тебе человеку.
- Знаешь, мне нужна твоя помощь. Будь другом, отнеси этот пакет одному человеку.
- А что здесь?
- Да тебе ничего знать не надо. Просто отнесешь этот пакет моему знакомому.
- Спасибо, я таких вещей остерегаюсь.
- Чего ты испугался? Слабо что ли?
- Нет, я не испугался. Просто не хочу неприятностей.
4 ситуация: Одноклассник (сосед, лидер двора) требует у тебя какую-то сумму денег.
- Вера, у тебя есть деньги?
- Что, опять пацаны требуют?
- Да, сил моих больше нет. В школу из-за этого ходить не хочу. На каждом углу караулят. Что делать?
- По-моему, без помощи взрослых здесь не обойтись. Расскажи родителям или учителям. Они что-нибудь придумают.
- Я, наверно, действительно все расскажу маме.
Ведущий: В этой сценке как такового ответа "нет" не прозвучало, но подразумеваемый отказ в последней реплике все-таки присутствует. Все ребята прекрасно сыграли свои роли. Спасибо.
(Ведущий снова зажигает свечу.)
Вы видите, что приемов отказа очень много. Надеюсь, вам не придется воспользоваться ими. Но если возникнет такая критическая ситуация, то я уверена, что вы с честью выйдете из неприятного положения. Многие подростки, попадая в затруднительное положение, не находят из него выхода. Не чувствуя поддержки и понимания взрослых, они замыкаются. В такой период ребят охватывает отчаяние, депрессия, мрачное настроение становится их постоянным спутником. А вы умеете бороться с плохим настроением? Дать советы отчаявшимся сверстникам было вашим домашним заданием.
Итак, представьте: настроение на нуле, мир кажется серым и мрачным, и неоткуда ждать сочувствия и понимания. Что делать?
Домашнее задание первой группы
Ученик: Бороться с плохим настроением можно с помощью движения. Дело в том, что физическая нагрузка дарит человеку мышечную радость. Итак, всех, кто делает свой выбор в пользу здорового образа жизни, прошу встать и повторять за мной движения.
Каждое утро, выпрямившись во весь рост, вспоминаем:
Я - человек!
Всегда готов встать рядом или впереди.
Протянуть руку помощи.
Легко нагнуться к малому или слабому.
Подставить плечи под груз тревог или забот.
Обернуться к отставшим.
Дотянуться до мечты.
Перепрыгнуть через усталость и боль.
Пронести через свою жизнь дружбу и любовь.
Бороться с собственностью ленью.
Глубоко вздохнуть по несбывшемуся.
И повторить весь комплекс опять сначала и до победы! [4]
Домашнее задание второй группы
Ученик: Психологи говорят, что наше настроение зависит от наших мыслей. Поэтому, если хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение, думай о приятном. Главное поверить в себя, в свои силы, а для этого чаще используйте слова (плакат на доске):
Я справлюсь.
У меня получится.
Все будет хорошо.
Я не буду бояться. [3]
Домашнее задание третьей группы
Ученик 1: А что делать, если кто-то решительный противник всяческих нагрузок? Ну, танцевать-то вы любите?
Ученик 2: Тогда зажигательный танец - прекрасный способ повысить количество "веществ удовольствия" в крови.
(Двое учеников танцуют спортивный танец.)
Домашнее задание четвертой группы
Ученик 1: Способствуют повышению настроения и добрые слова.
Действительно, на многих людей благотворно влияют наша поддержка и сочувствие. Многие знаменитые люди считают, что нельзя откладывать жизнь на потом. Нужно уже сейчас говорить друг другу добрые слова. Какой же красивой и радостной станет наша жизнь!
Ученик 2:
Давайте говорить
Друг другу комплименты.
Ведь это все любви
Счастливые моменты.
Давайте жить, во всем
Друг другу потакая,
Тем более что жизнь
Короткая такая!
Б.Окуджава. [1]
Нам хочется передать свечу своим одноклассникам как символ яркой красивой жизни. Пусть ее огонь зажжет в наших сердцах стремление жить, творить, приносить людям пользу!
(Передает свечу первой группе.)
1 группа: Пусть ее огонь помогает бороться со злом! (Передает свечу второй группе.)
2 группа: Пусть нас окружают добрые и верные друзья! (Передает свечу третьей группе.)
3 группа: Пусть все мы будем счастливыми! (Передает свечу ведущему.)
Ведущий: Пусть сбудутся все наши мечты!
Спасибо вам за ваши светлые мысли. Я вижу, что настроение у всех просто отличное. Вот мы и убедились, что настроение зависит от нас самих. В связи с этим я хочу рассказать вам одну притчу.
Притча
Жил один почитаемый в народе маг, которому завидовал менее успешный волшебник. Завистник мечтал занять место мага в умах и сердцах людей и потому решил: "Поймаю бабочку, положу ее между ладонями и спрошу мага: "Живая бабочка или мертвая?" - Если маг ответит: "Живая", - я сожму ладони, и все увидят, что маг был не прав. Если же он скажет, что бабочка мертвая, то я разомкну ладони, бабочка улетит, и снова будет очевидно, что маг не так велик и всемогущ, как казалось".
Волшебник так и поступил. Поймал на лугу бабочку, поместил ее между ладонями и пришел к магу с вопросом: "Живая бабочка или мертвая?" На что маг ответил мудро: "Все в твоих руках".
Ведущий: Я хочу, ребята, чтобы вы помнили: ваша будущая судьба - только в ваших руках.
Подводя итог, давайте подумаем, что вы почерпнули для себя из нашего классного часа, чему научились?
Ответы учеников:
- Мы научились говорить "нет".
- Мы научились говорить друг другу добрые слова.
- Научились бороться с плохим настроением.
- Узнали много интересного о привычных для нас вещах.
- Мы научились совместно обсуждать и решать проблемы.
- Мы сделали выбор в пользу здорового образа жизни.
Ведущий: Спасибо. Да, сегодня мы многому научились и многое узнали. Наверняка эти знания сослужат вам добрую службу. А напоследок давайте споем замечательную песню "Есть только миг".
(Все поют песню.)
Есть только миг
Призрачно все в этом мире бушующем,
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется жизнь!Вечный покой вряд ли сердце обрадует,
Вечный покой - для седых пирамид.
А для звезды, что сорвалась и падает,
Есть только миг, ослепительный миг.Счастье дано повстречать иль беду еще,
Есть только миг, за него и держись.
Есть только миг между прошлым и будущим,
Именно он называется миг! [5]
Ведущий: Ребята, большое спасибо вам за вашу отзывчивость, понимание и работу.
Учащиеся: И вам спасибо.
Ведущий: Наш классный час подошел к концу. Всего вам самого доброго!
(Звучит фонограмма песни "Есть только миг".)
Список литературы.
- Бочарова Г., Александрова В. Классный час "Будьте добрыми и человечными". - //Воспитание школьников, 1993. - № 1.
- Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Первичная профилактика наркозависимости. - М.: Полиграф, 2002.
- Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. - М.: Генезис, 2000.
- Минькина А.А. Прощай, ХХ век. - // Классный руководитель, 1998. - № 1.
- Наедине со всеми: Попул. сов. Песни разных лет/Сост. В.П. Букин. - М.: Профиздат, 1989.
- Францман Е.К. Сборник диктантов по русскому языку: 5 - 9 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1994.