Охрана здоровья всегда стояла на первом месте и провозглашалась первостепенной задачей. Сегодня появилась валеология - наука, которая в отличие от медицины, занимается "нормой" и учит человека следить за своим здоровьем и сохранять его.
Для того, чтобы быть здоровым, человек должен представлять и знать, как нужно правильно питаться, дышать, читать, сидеть за столом, отдыхать.
Надо не просто научить человека, к примеру, нажимать на какие-то точки, а рассказать ему для чего это нужно.
В настоящее время из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Очень важно не приобрести вредных привычек, а главное - научиться управлять своим организмом, чтобы сохранить и укрепить здоровье. Ведь от этого зависит дальнейшая жизнь - то, какими вы вырастете, чем сможете заниматься, какая будет у вас семья и многое другое.
Здоровье - это состояние полного благополучия, которое включает в себя следующие компоненты, или составляющие части:
Высокая работоспособность и устойчивость к заболеваниям. Основа этого - нормальная работа всех органов и систем организма (физиологический компонент)
Уверенность в себе, основанная на умении управлять своими чувствами и мыслями (психологический компонент).
Стремление и умение управлять собственным здоровьем и строить свое поведение без ущерба для себя и для благополучия других людей (Нравственный компонент).
Одна из задач современной науки о здоровье (валеологии) состоит в том, чтобы помочь людям осознать связь между этими 3 компонентами.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья, основой являются еженедельные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течении дня. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья окружающих.
Меня заинтересовала эта тема, и я решила с детьми начать изучение в этом направлении.
Работа проходила в несколько этапов:
- Изучение литературы по данной теме.
- Посещение городских мероприятий.
- Участие в методической работе ДОУ.
Было дано открытое занятие на город "Путешествие на остров пяти чувств". - Открытое занятие в ДОУ "Путешествие в страну Носарю".
- Проводились консультации для родителей и педагогов.
- Были составлены валеологические анализы изученных органов, а также анкеты по валеологическому самоанализу.
В ДОУ мы проводим оздоровительные интегрированные и игровые познавательные занятия.
Оздоровительные занятия проводятся по единому сюжету и способствуют решению следующих задач:
- Сохранение и укрепление здоровья детей.
- Формирование потребностей в двигательной активности.
- Развитие сенсорных и моторных функций.
- Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний.
- Приобретению навыка правильного дыхания.
- Привитию навыков элементарного самомассажа..
- Развитию интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, ориентирование в пространстве).
- Развитию эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
- Формированию гармоничной личности (умения дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности).
Познавательный цикл реализует следующие задачи:
- Ознакомление детей с важнейшими анатомо - физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях организма).
- Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены.
- Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения.
- Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений.
- Развитию творческого, критического и эвристического мышления, вариативных представлений о поведении человека в различных ситуациях.
- Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретных ситуациях жизни человека.
- Постоянное внимание к речевой культуре через проблемные обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий.
- Развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей, умения сравнивать и обобщать.
- Усвоение системы культурно- гигиенических знаний об организме человека. ЯШ
- Содействию становлению форм естественного поведения - соблюдения правил личной и общественной гигиены в повседневной жизни детей.
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Занятия по ОБЖ мы рекомендуем включать в работу в течении всего учебного года.
Оздоровительные занятия варьируются по времени, рекомендуем проводить во второй половине дня. В роли ведущего выступает музыкальный руководитель или физ. инструктор.
Игровые занятия познавательного цикла проводят воспитатели т.к. их время в режиме дня четко и регламентировано.
Занятия познавательного цикла воспитатели включают в расписание как занятия познавательной деятельности (в утренние часы) или как развлечения (в вечернее время) в зависимости от их содержания и структуры.
В структуру занятий тесно вплетены различные виды деятельности: наряду с дыхательными логоритмическими, двигательными упражнениями, психологическими этюдами ребенок поет, танцует, импровизирует.
Синтез различных видов деятельности подчинен одной цели - мотивации здорового образа жизни и формированию здоровья.
Занятия являются в своем роде "уроками здоровья".
Они требуют специального разучивания песен, танцев, комплексов физических упражнений. На уроках здоровья дети поют и танцуют, танцы, песни, разучиваемые к праздникам на музыкальных занятиях.
Общеразвивающие упражнения и комплексы корригирующей гимнастики включаем в физкультурные занятия. Подвижные игры проводим на прогулках.
Оздоровительные паузы педагоги включают в структуру других занятий, используемые в свободной деятельности.
Помимо оздоровительных интегрированных занятий рекомендуем ежедневно проводить занятия познавательного цикла, знакомящие детей со строением тела человека и безопасным поведением в быту и на природе.
В старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают знания строения организма и приобретают навыки ОБЖ, если занятия преподносятся в доступной и увлекательной форме.
Игры и занятия познавательного цикла носят рекомендательный характер. Мы используем их в дополнение к занятиям по познавательной деятельности, игровые программы по ним проводить как развлечения. В каждом занятии имеются различные виды массажа, динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры.
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указательные точки, а массажировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая ими или легко поглаживая.
Чтобы занятия проходили динамично, можно менять темы проведения различных упражнений.
Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей на протяжение всего занятия имеет интонационное разнообразие речи воспитателя.
Умение голосом передать особенности разных персонажей, выразительность и разнообразие интонации помогает создать на занятии сказочную атмосферу.
Создание комфортного микроклимата способствует достижению оптимального результата от оздоровительных занятий. Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Воспитатель обеспечивает эмоциональное тепло и поддержку каждому ребенку, демонстрирует только положительное эмоционально выраженное отношение к детям.