Девиз: «Люби и знай свой родной край».
Цель: расширение кругозора учащихся о природе и истории Краснодарского края.
Задачи:
- Закрепление знаний детей по краю.
- Воспитание гражданской позиции, чувство гордости за малую родину.
- Воспитание любви к природному окружению.
- Развитие навыков работы в группе.
- Воспитание ответственности каждого участника группы за результат коллективной работы.
Оборудование:
- карточки с изображением животных и птиц Краснодарского края, названий морей, рек, городов края, с загадками, с фамилиями политических деятелей края;
- картинный кроссворд;
- плакат с девизом викторины;
- выставка тематических детских рисунков;
- выставка поделок из природного материала.
Участники: 6 команд по классам и учителя этих классов.
Жюри: учителя-предметники.
Система оценивания: по наибольшей сумме баллов по этапам.
Оценивание: каждый правильный ответ – 1 балл
ХОД ИГРЫ
I этап: В мире животных
Детям предлагаются карточки с изображением животных и птиц. Им необходимо выбрать только тех, кто обитает на территории Краснодарского края.
Белоголовый сип Кавказский благородный олень
Серна Белощекий гиббон
Степной орел Кабан
Лев Ёж
Стервятники Гепард
Кролик Белохвостый Орлан
Белка Рысь
Белый медведь Птица-говорун
Кавказская гадюка Лисица
Западно-кавказский Тур Леопард
Мышь-полевка Пингвин
Тигр Лемур
Хомяк Коала
Песец Зубр
II этап: Наш край.
На флажках напечатаны названия городов, рек, морей нашего края и фамилии политических деятелей. Участникам необходимо распределить их на две группы:
- Термины, имеющие отношение к Краснодарскому краю.
- Термины, имеющие отношение к России.
Мзымта Ткачев А.Н.
Кубань Вашингтон
Белореченск Волгоград
Кардывач Чура
Краснодар Байкал
Кропоткин Черное море
Санкт-Петербург Эйфелева башня
Бзугу Азов
Москва Тамань
Шахе Геленджик
Псоу Цахвоа
Магри Бытха
Ея Чугуш
Ейск Хуко
Новороссийск Инпси
Анапа Агура
Лиманы Урал
III этап: Картинный кроссворд
Предлагается кроссворд, на котором наклеены изображения объектов природы и истории нашего края. В кроссворд вписываются соответствующие названия.
IV этап: Конкурс «Эрудит»
Условия проведения: 3 участника команды отвечают на вопросы ведущего в течение 2-х минут. (Вопросы подбираются с учетом возраста детей)
Вопросы к конкурсу «Эрудит»
- Какова площадь поверхности Черного моря? (413 000 кв. км)
- До какой глубины в Черном море есть жизнь и происходит водообмен? (50-200 м)
- Какой пролив соединяет Черное море с Мраморным? (Босфор)
- Какой пролив соединяет Черное море с Азовским? (Керченский)
- Назовите самый большой остров Черного моря, его площадь, на территории какого государства он находится? (Змеиный, 1,5 кв. км, Украина)
- Самый крупный полуостров Черного моря. (Крым)
- Самая крупная река Причерноморья. (Мзымта)
- Протяженность Сочи вдоль Черного моря (145 км)
- Какие страны расположены на побережье Черного моря? (Россия, Грузия, Турция, Болгария, Румыния, Украина)
- Назовите крупные российские порты на Черном море (Новороссийск, Анапа, Геленджик, Сочи, Туапсе)
- Какие водоросли можно увидеть на пляжах г. Сочи после шторм? (Бурая цистозира и зеленая ульва)
- Что такое зостера? (Морская трава)
- Сколько видов водорослей в Черном море? (Более 250)
- Какая водоросль живет глубже других? (Филофлора – темнокрасная)
- Какая водоросль является сырьем для добычи йода? (Филофлора – темнокрасная)
- Какой моллюск Черного моря является хищником и уничтожает других моллюсков? (Рапан)
- Какой моллюск в состоянии самостоятельно передвигаться? (Гребешок – пектен)
- Какая медуза может нанести ожог, похожий на ожог крапивы? (Корнерот – ризостома)
- Сколько видов рыб известно в Черном море? (180)
- Какую окраску имеют слепые камбалы? (Черную)
- Как называется маленькая рыбка, способная разгрызать раковину моллюска? (Зеленушка)
- Назовите виды дельфинов Черного моря (Афалина, белобочка, азовка)
- В каком году был открыт Сочинский маяк? (14 августа 1890 года)
- В какой стране был изготовлен фонарь для маяка? (Во Франции)
- С какого года действует современный Сочинский маяк? (1956)
V этап: «Зеленое лото»
Команде предоставляется 30 секунд для рассматривания карточек с изображением и названиями растений. По команде карточки заменяются на аналогичные, только без названий. Задача участников – подобрать соответствующие названия растений.
VI этап: «Карта города»
Участвует максимальное количество человек. На схеме карты города Сочи обозначить заданные объекты в соответствии с местом их расположения (по районам города).
Перечень объектов:
Цирк, парк Дендрарий, железнодорожный вокзал, морской порт, аэропорт, дельфинарий, МОУ № 34, библиотека имени А.С. Пушкина, памятник «Подвиг милосердия», Форелевое хозяйство, Мацеста, турбаза «Ореховая», гора Ахун, поселок Красная поляна, Зимний театр, река Шахе, река Мзымта.
Литература:
- «Знай свой край» Краснодарское книжное издательство. 1974.
- Бизюков Н.С. Природа Краснодарского края. Краснодарское книжное издательство. 1979
- Кузьминская Г.Г. Чёрное море. Краснодарское книжное издательство, 1988.
- Молчанов В., Зорин В. Знакомьтесь — Сочи. Краснодарское книжное издательство. 1985.