Цели:
- Объяснить учащимся, что буквы Е, Ё, Ю, Я имеют особенность: могут обозначать то два звука, то один с предшествующей мягкостью согласного звука.
- Сформировать умение “ видеть” в словах двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я.
- Способствовать становлению нравственных качеств у учащихся на уроке, сплочению коллектива, укреплению дружеских отношений в классе.
Методы и приемы:
- слово учителя;
- задания поискового характера;
- выразительное чтение
Технология: игровая технология
Оборудование: нарисованный на плотной бумаге телефон с диском, сделанные также на плотном картоне два “букета” цветов, “таинственная” записка, план лабиринта, волшебная книга Букландии, волшебное дерево, листы со словами для проведения игры “необычный телефон” и для сбора двух “букетов”, музыка (звуки природы (сильные порывы ветра, может быть, шторма, бури, урагана, а также барабанная дробь), компьютер, проектор.
Ход урока
Примечание: для проведения урока учителю потребуется помощь пяти старшеклассников, которые будут играть роль букв Е, Ё, Ю, Я и один из помощников-роль Словечкина.
(Урок проводится в кабинете, в котором окна плотно закрыты темными жалюзи.)
Слово учителя: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке мы продолжим разговор о буквах и звуках в русском языке. А особое внимание мы уделим четырем буквам в русском языке – буквам Е, Ё, Ю, Я. Эти буквы особенные…
(Не успел учитель произнести последнее слово, как резко выключился свет, послышались сильные порывы ветра. В это время и учитель, и ученики замечают, что на пол падает какой-то бумажный комочек).
Учитель (идет к выключателю, включает свет): Ребята, не пойму, что случилось, что произошло? (Останавливается в растерянности перед бумажным комочком, разворачивает его, быстро пробегает глазами и говорит.)
– Ребята, что я вижу! От нас срочно просят помощи, и как вы думаете кто?
Дети: Кто же, кто?
Учитель: вы не поверите, ребята, это буквы Е, Ё, Ю, Я. Послушайте, пожалуйста, о чем они просят в этой записке.
(Учитель читает то, что написано в бумажном комочке.)
“Помощники хана ибн –
Ашибка ведут нас в темницу… Надеемся незаметно
выронить по дороге эту записку… Нам все
известно. Ключ от темницы скрыт в лабиринте. Этот
ключ – СЛОВО. Его нужно собрать по одной букве,
пройдя через весь лабиринт. Верный путь только
один. Он отмечен словами, в которых мы, несчастные
пленницы, обозначаем сразу два звука – гласный
звук [Й’] и гласный звук. Ищите такие слова!
Будьте осторожны: сбившись с пути, тоже можно
собрать разные слова, но они не откроют двери
нашей темницы… Ждем помощи! Я, Е, Ё, Ю.” |
Учитель: Смотрите, ребята, в этой записке также имеется план того самого лабиринта (показывает учащимся этот план, который проецируется на экране).
План лабиринта– Ребята, что будем делать?
(Незаметно для всех появляется Словечкин с большой сумкой (одет он может быть по-разному, но обязательный атрибут одежды – большие очки, свидетельствующие о его мудрости, уме и жизненном опыте.)
Словечкин: А я знаю, что вам надо делать.
Учащиеся (заранее подготовленный ученик): Здравствуйте, а это еще кто? Вы откуда взялись? (Словечкин объясняет, откуда он появился). Что, что? Говори быстрее.
Словечкин: Чтобы открыть темницу, вам, дорогие ребята, необходимо знать характер букв Е, Ё, Ю, Я. Эти буквы – особенные. У них есть своя тайна. Если ее не знать, ни за что не отыщешь верный путь в лабиринте.
Учащиеся: А что это за тайна? И как ее нам открыть?
(Словечкин щелкнул пальцами, и в руках у него появилась старинная книга. Он подул на нее, и книга раскрылась на нужной странице.)
Словечкин: Это волшебная книга Букландии. В ней собрана вся ее мудрость! На этой странице – та самая тайна. Здесь сказано, что четыре гласные буквы – Я, Е, Ё, Ю – ведут себя в разных словах совершенно по– разному: иногда они обозначают только один звук, а иногда – два, причем сразу, одновременно.
Учащиеся: Но как же знать, когда – один, а когда – два? И какие именно звуки?
(Тогда Словечкин перелистнул одну страницу.)
Словечкин: Здесь все зашифровано. Посмотрите сами, друзья. Из этой поистине ценной книги специально для вас я увеличил страничку, чтобы вы смогли понять тайну непростых букв Е, Ё, Ю, Я. (Словечкин из своей сумки вытаскивает свернутый в рулон плакат, где указана роль букв Е, Ё, Ю, Я).
(Словечкин вместе с учителем объясняет двойную роль букв Е, Ё, Ю, Я. Далее учащиеся работают в парах, проговаривая друг другу новый материал.)
Закрепление нового материала
Учитель: Ребята, чтобы нам безошибочно найти ключ к дверям темницы, мы должны быть вооружены знаниями о буквах Е, Ё, Ю, Я.
Словечкин: Для этого вам нужно пройти ряд испытаний, иначе, сбившись с пути, мы не сможем помочь нашим пленницам.
Игра “Необычный телефон”Реквизит. На доску вешается сделанный из плотного картона телефон с диском, на котором записаны буквы алфавита; или самодельный телефонный диск с буквами, прикрепленный к доске или картону таким образом, чтобы его можно было вращать как диск телефона.
На карточках, приготовленных заранее, написаны слова:
листья
салют
поезд
прольетясный
емкость
съежился
юлить
Условия игры. По желанию ученик выбирает любую карточку, читает вслух слово, написанное на ней. За определенное время участник игры должен “набрать” по телефону только звуки выбранного слова. (Учитель обращает внимание учащихся на то, что в телефонном табло есть и буквы, и звуки, а звука Й нет, его нужно “проговаривать”). Все остальные учащиеся следят за ответом своего одноклассника. В конечном итоге ученик называет количество букв и звуков в слове.
Учитель: Молодцы, ребята, вы, я вижу, смогли открыть для себя тайну букв Е, Ё, Ю, Я. А теперь нам по плечу самое важное и трудное дело – пройти через весь лабиринт и открыть темницу, где томятся бедные пленницы ненавистного хана ибн – Ашибка, который управляет страной Акитаммарг.
Словечкин: ну что, друзья, в путь?! Не забывайте о страничке – помощнице из волшебной книги Букландии.
(Ученики вновь обращаются к плану лабиринта и все вместе ищут такие слова, которые обозначают два звука). Выясняется, что собранное по буквам слово – “ЗНАНИЯ”).
(На экране крупным шрифтом появляется это слово.)
Словечкин: Ребята, давайте все вместе громко произнесем это слово.
(В это время в красивых и необычных костюмах появляются четыре старшеклассницы – Буквы Е, Ё, Ю, Я и говорят:
– Здравствуйте, ребята!
– Здравствуйте, наши спасители!
– Огромное вам спасибо за то, что вы смогли
освободить нас от злого волшебника.
– Если бы не вы, нам бы грозила беда: ужасный и
страшный хан ибн – Ашибка хотел нас продать в
другое государство.
– Представьте, что было бы у нас с русским
языком?!
– А теперь мы освобождены и хотим быть полезными
и нужными.
(Одна из букв-старшеклассниц чем-то огорчена.)
Словечкин: что с тобой случилось, дорогая, ты не рада такому счастью как свобода?
– Я очень боюсь вновь попасть в руки злого хана.
– Не бойся, ведь рядом с вами настоящие и сильные помощники, а если вы, уважаемые красавицы Е, Ё, Ю, Я, сомневаетесь в силе и знаниях ваших спасителей, давайте еще раз в этом убедимся. Ребята, вы согласны?
Учащиеся: да, согласны!
Словечкин: тогда вперед!
(Далее старшеклассницы предлагают ученикам задания.)
Игра “Дай сигнал”
Описание: учащиеся хлопком в ладоши “сигналят”, если услышали слова, в которых буквы могут передавать два звука. Помощницы – Буквы Е, Ё, Ю, Я по очереди называют слова:
Дождя, бури, вьюги, счетчик, съезд, весна, лен, ружья, воробей, поздняя, знания.
Буквы Е, Ё, Ю, Я: Ребята, уже давно у каждой из нас есть одно маленькое заветное желание. Мы хотим так же, как и вы, люди, иметь свое имя. Так вот, сейчас вам предстоит придумать нам имена, а мы потом выберем себе понравившееся.
Задание: за три минуты учащиеся записывают женские имена, в которых есть Е, Ё, Ю, Я, обозначающиеся два звука. Кто записал больше всех имен?
Е Ё Ю Я ____________
____________
____________
________________________
____________
____________
________________________
____________
____________
________________________
____________
____________
____________
Буквы Е, Ё, Ю, Я: Хорошо, ребята, трудный выбор предстоит нам сделать, но не беда: было бы из чего выбирать!
(Громко начинает звучать барабанная дробь, Словечкин делает вид, что испугался.)
Буквы Е, Ё, Ю, Я: Не пугайся, наш милый ученый, эти страшные, на первый взгляд, звуки обозначают, что сейчас ребятам предстоит наитруднейшее испытание. Дело в том, что пока мы сидели в темнице, у нас созрел великолепный план на тот случай, если вдруг мы вновь попадем в “лапы” кровожадного злодея. Бабушка Буквы Я рассказывала, что на свете есть волшебное дерево, которое может спасти любого от беды, печали и даже смерти. Мы знаем, где находится это дерево и нашли его ( вот оно, смотрите ( на экране появляется волшебное дерево), но чтобы на нем оказаться, надо “блеснуть” своими знаниями, и тогда лесенка этого чуда-дерева будет легко преодолимой.
– Ребята, давайте потренируемся вместе с вами забираться на эту лесенку.
(Далее одна из помощниц объясняет ученикам задание.)
Задание: на доске представлены отрывки из стихотворений поэтов. Чтобы по лестнице подняться до самой вершины дерева, нужно на каждую ветку повесить такое слово, выбранное из стихотворения, чтобы оно соответствовало ступеньке лестницы. В слове обязательно должны присутствовать буквы или Е, или Ё, или Ю, или Я). Если в найденном слове эти буквы обозначают два звука, это значит, что ступенька лесенки очень крепкая, не стоит ничего бояться и можно продвигаться дальше. Ученики, встретив в слове буквы Е, Ё, Ю, Я, должны записать это слово в тетради и указать его звуковой состав. (Записываются только те слова, которые соответствуют “ступенькам лестницы).
1) И теперь наоборот:
Ночь – как серенькая мышь,
День – большой, блестящий кот.
(П. Соловьева)2) Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса.
(А.С. Пушкин)3) Но живет без всякой славы
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что все ж тебя милей,
(А.С. Пушкин)4) Весна идет сторонкой,
Да где ж она сама?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
(А Блок)5) Спи, мой бычок,
Белый бочок,
Мягкие рожки,
Резвые ножки!
(Ю. Черных)
(Учащиеся могут работать на выбор: индивидуально, в паре, мини – группой)
Слова, выписанные учащимися:
1) Блестящий
2) Отгоняя
3) Богатырей
4) Весна
5) Резвые
(Вот так должен выглядеть кроссворд)
Буквы Е, Ё, Ю, Я: Великолепно, ребята, молодцы! Вы нас радуете своими знаниями, но…
Словечкин: А, может, хватит испытывать ребят на прочность их знаний? Да, кстати, а у меня есть прекрасный вариант, как усмирить пыл нашего хана. Может, после этого он успокоится, и больше никогда вы не будете его “жертвами”.
Все (хором):
– Какой план?
– Как его успокоить?
– Говори быстрее.
Словечкин: Я знаю, что его слабость – цветы, особенно редких сортов. В своих владениях он удивляет всех гостей именно ими, он сам занимается их разведением и никого к этому делу не подпускает. А что, если мы с вами пошлем ему подарок: соберем букет цветов, самых изысканных, самых редких и красивых, и отправим с гонцами?
Учитель: Постойте, у нас в стране так много цветов, так, может, мы два букета соберем?
Все: Можно и два!
Словечкин: Тогда пора приниматься за работу.
Игра-задачка(Словечкин объясняет условия игры: необходимо собрать два “букета” из цветов: в первый входят цветы, в названиях которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука; во второй – буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук. Какой “букет” оказался больше?
(Класс делится на две группы, у каждой – одинаковый набор названий цветов, написанных заранее на отдельных листочках, “букеты” цветов висят на доске, куда один из учащихся группы будет “приклеивать” листочки с названиями цветов.
Названия цветов: (на экране показаны картинки (фотографии) с данными названиями цветов)
(По окончании работы учащиеся представляют свои “букеты” цветов, по ходу работы выявляются ошибки (если есть), которые сразу же исправляются.
Словечкин: молодцы, ребята, замечательные у вас получились “букеты”. Ну а теперь моей заботой остается найти гонцов и с ними передать подарок хану ибн – Ашибка.
Буквы Е, Ё, Ю, Я: Может быть, мы кому-то из ребят поручим это дело?
Словечкин: Не надо, ребята, ведь вы устали, хорошо потрудились, на славу!
(Словечкин отдельно называет активных участников урока, дает оценку их деятельности, учитель объявляет оценки, Буквы – помощницы вручают самым активным “благодарность” за их спасение и благодарят всех остальных).
– Я этим займусь сам, а с ребятами нам, дорогие
принцессы, пора прощаться, нас ждет трудная и
интересная работа.
– До свидания, друзья! – говорит Словечкин.
– Постойте, не спешите, я боюсь одного: а вдруг
ребята через некоторое время нас забудут? –
взволнованно произнесла Буква Я.
– И что теперь? Ведь невозможно все удержать в
памяти, – говорят ученики.
– Ребята, чтобы вы нас долго помнили, выполните
последнюю нашу просьбу, – говорит Буква Я. –
Придумайте сказку о том, как Буквы Е, Ё, Ю, Я …
– А дальше? – спрашивают ученики.
– А дальше вы сами дофантазируйте, – говорят
Буквы
(Звучит громко музыка, как и в начале урока (порыв ветра).)
Буквы Е, Ё, Ю, Я: До свидания! Всего доброго! Успехов в учебе!
Литература
- Соболева О.Л., Агафонов В.В. Тайны страны Акитамммарг, или удивительное путешествие с Запятайкиным. Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”,1994-37-43с.
- Соловьева Н. Игры на уроках русского языка. М.: Материк-Альфа, 2007-24с.
- Соловьева Н. Русский язык в задачах и играх 5–9 классы. М.:Материк-Альфа, 2000-26с.