Формирование познавательного интереса — одна из актуальных проблем развития личности в условиях современного образования. Необходимость готовить к творчеству каждого растущего человека не нуждается в доказательствах. Интересы младших школьников характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что эффективно раскрыто в содержании знаний. М.И.Оморокова в своих работах отмечает, что творчество – это создание объективно или субъективно нового. Через субъектную новизну, создаваемую и переживаемую ребенком, он усваивает общественный опыт предшествующих поколений. Но чтобы учащиеся успешно овладевали этим опытом, важно включать их в активную и осознанную деятельность на уроке. Учителю важно не потерять свежесть и остроту восприятия учеников, поддерживать их активность и развивать творческие способности.
На уроках литературного чтения я активно использую творческие задания с использованием как традиционных, так и нетрадиционных приемов. Под традиционными приемами понимаются такие виды творческих работ, которые разработаны в методике обучения чтению в различные исторические периоды, известны большинству учителей и находят применение в их практике. Основными видами традиционных творческих работ являются иллюстрирование, рассказывание, драматизация. Нетрадиционные виды творческих работ характеризуются следующими признаками:
- Наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания (текста художественного произведения) в новую форму (раскрашенную схему, выбор цвета для которой надо аргументировать; письмо и др.)
- Выполнение заданий, направленных на активную работу воображения (воссоздание в воображении прочитанного, обстановки действия, состояния героя);
- Создание нового объекта действительности, который позволяет ученику выразить собственное отношение к прочитанному и даёт учителю возможность оценить глубину понимания детьми прочитанного текста.
Цель творческих заданий – повышение активности и самостоятельности учащихся, совершенствование полученных знаний и творческого подхода к решению конкретных вопросов, развитие речи. Часто они носят вариативный характер, предоставляя учащимся возможность выбрать задание по силам. Главная задача учителя – пробудить, поддержать интерес детей к рассказыванию на основе услышанных сюжетов, своих версий и интерпретаций текстов.
Рассмотрим варианты нетрадиционных приемов творческих заданий.
Например, при знакомстве с рассказом В.Белова “Малька провинилась” творческим группам предлагается, используя лист приложения с изображением героев рассказов Василия Белова смоделировать обложку книги на выбор к прочитанным рассказам “Верный и Малька”, “Малька провинилась” или к своей придуманной истории о Мальке. При демонстрации получившейся обложки группы составляют связный, полный, развернутый текст-ответ, сообщают название жанра прочитанного произведения и обосновывают свое мнение, опираясь на известные им признаки этого жанра.
Возможность попробовать себя в роли художника появляется у учащихся при знакомстве с рассказом В.Осеевой “Почему?”. Группы получают две палитры. На одной детям предлагается, используя “Справочные материалы” тетради “Читая-думаю”,1(Приложение 1) обозначить их чувства к главному герою в начале рассказа, а на другой – в конце. При этом учащимся предлагается обосновать выбор цвета. Возможный ответ: “На первой палитре чувства к мальчику мы обозначили красным цветом, потому что испытали чувство гнева и стыда за его поступок, а желтым мы передали нашу жалость к нему. На второй палитре мы использовали оранжевый цвет, так как испытали уважение к главному герою, когда он во всем сознался маме. Зеленый цвет говорит о надежде на то, что мальчик больше никогда не будет врать”.
Формированию познавательных интересов младших школьников также способствует использование на уроках приёма составления структурных схем. Например, при знакомстве с рассказом К.Паустовского “Кот ворюга” детям предлагается вписать в структурную схему слова, обозначающие чувства, которые испытал к людям кот ворюга и кот милиционер.
После заполнения данной схемы учащиеся аргументируют свой ответ: “Когда кот был беспризорником, он испытывал к людям страх, он боялся быть пойманным на краже. Попавшись в ловушку, герой ощущал настороженность, он с опаской поглядывал на мальчишек и не знал, милости от них ждать или гнева. Став домашним кот испытывал чувство благодарности и любви, он уже не боялся людей, а доверял им”. После этого учитель просит детей, используя Справочник по литературному чтению “Моя шкатулка”5 (Приложение 2), обозначить цветом на структурной схеме чувства, которые вызвал у них кот и при этом обосновать свой выбор.
Работу с моделями обложек прочитанных произведений можно использовать не только на этапе определения темы и цели урока, но и как прием творческой работы. Например, во время знакомства с рассказом М.Зощенко “Бедный Федя” учитель может предложить школьникам следующее задание: “Рассмотри обложки задания №1. Прочитай пословицы. Используя справку, восстанови пословицу к рассказу М.Зощенко и объясни её смысл. (Справка: к сердцу, человеку.) Подумай, какие пословицы к произведениям задания №1 можно использовать для определения главной мысли произведения М.Зощенко. Обоснуй свой выбор.
Можешь подобрать свои пословицы к модели обложки рассказа “Бедный Федя”, используя сборник пословиц.
Вариант ответа: “Я составил пословицу: “Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу”. Главная мысль этой пословицы – надо быть добрым и отзывчивым, как Анна Васильевна и откликаться на чужое горе. Для определения главной мысли произведения “Бедный Федя” подходит пословица “Красив тот, кто красиво поступает”, потому что Анна Васильевна поступила красиво, проявив сострадание и великодушие к одинокому Феде”.
Таким образом, выполнение заданий творческого характера содействует развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом. Мои ученики, выполняя творческие задания, создают собственные проекты, которые потом успешно защищают на городских, межрегиональных, всероссийских научно– практических конференциях.
Литература
- Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д.1 Читая – думаю.1 кл.: тетрадь по литературному чтению.–2-е изд., перераб. и доп. – Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2010. -76с.: илл.
- Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д., Кузнецова М.В., Читая – думаю.2 кл., ч.1: тетрадь по литературному чтению.–2-е изд., перераб. и доп. – Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2009. -76 с.: илл.
- Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988.
- Оморокова М.И. Основы обучения чтению младших школьников: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 128 с.
- Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д., Моя шкатулка Справочник по литературному чтению 2010 ООО “Кировская областная типография”, Киров, 2010.