Школьные трудности медлительных детей долгое время остаются без особого внимания учителя и родителей. Между тем, именно у таких детей в подавляющем большинстве случаев уже к концу первого класса отмечается резкое ухудшение психического здоровья, возникают выраженные трудности письма и чтения. Особую сложность создает для медлительных детей несоответствие программ и методик. Проблемы начинаются буквально в первый день обучения.
Что же это за дети?
Медлительных детей примерно 10-20%. Это дети, у которых в 1,5-2 раза медленнее темп речи, ходьбы, всех движений, низкая скорость выполнения всех сложных действий, и, прежде всего, письма и чтения. Однако качество выполнения всех действий в своем темпе может быть очень высоким.
На первом году жизни масса тела этих детей нередко превышает средние нормы. У них, как правило, хороший аппетит. Сон спокойный, продолжительный: ребенок спит и при негромких разговорах, неярком освещении. Засыпает хотя и быстро, но перед тем как заснуть, лежит спокойно. Несколько позднее данные дети овладевают движениями: на 4-6 недель позднее закрепляется у них умение встать, сесть, ходить. Но и научившись тому или иному движению, ребенок мало пользуется этим умением, подолгу лежит или сидит. Воспитатели и родители должны стимулировать таких детей к перемене положения: привлекая игрушкой, побуждать повернуться на живот, ползти. С ребенком постарше - затеять игру в “догонялки”, включить в собирание разбрасываемых шариков и т.п.
Медлительность – не болезнь, не нарушение развития, это просто индивидуальная особенность человека, связанная с состоянием нервной системы, особенностями организации нервных процессов.
Чтобы преодолеть отрицательно воздействующие факторы в работе с медлительными детьми, необходимо знать и учитывать следующие их особенности:
- Скорость деятельности медлительных детей значительно ниже, чем у сверстников (скорость письма - в 2 раза, скорость выполнения простых движений — в 1,6 раза, скорость решения логических задач — более чем в 1,5 раза).
- У медлительных детей в 2 раза ниже продуктивность работы. Это значит, что они могут работать либо качественно, но медленно, либо быстро, но некачественно. Постоянные требования учителя и родителей увеличить темп деятельности толкают детей на снижение качества работы (ухудшается почерк, появляются ошибки, неправильно решаются примеры и задачи, нарушается эффективность чтения и т.п.).
- У медлительных детей почти в 2 раза длиннее время от сигнала к действию до начала самого действия. Им необходимо достаточно длительное время на включение в работу.
- При форсировании скорости выполнения задания время его выполнения у медлительных детей не только не уменьшается, но и увеличивается.
- У медлительных детей значительно дольше формируются новые навыки, поэтому так сложен для них процесс формирования навыков чтения и письма.
- Медлительные дети усваивают на 1/3 меньше информации, чем их сверстники - при одинаковой интенсивности ее подачи, но если темп увеличивается, медлительные дети воспринимают меньше половины. Вот почему у активного, с быстрыми речью и действиями учителя такому ребенку особенно трудно учиться.
- Низкая сопротивляемость утомлению является тем неблагоприятным фоном, на котором проходит учебная деятельность медлительного ребенка.
- Еще одна особенность медлительных детей, о которой следует помнить, - трудность переключения (особенно быстрого) на новый вид деятельности. Об этих детях часто говорят - “инертны”, имея в виду, что они не поспевают за быстро меняющейся ситуацией, часто не схватывают ее.
С этими особенностями медлительных детей необходимо считаться и в процессе обучения в школе, и в домашних условиях.
Каковы же особенности обучения медлительных детей?
Они очень медленно пишут, но когда работают в своем темпе, почти нет ошибок, нет дрожащих линий и дополнительных штрихов, нет “грязи”. Читают вслух они действительно с трудом - переставляет буквы, делают длительные паузы между слогами, иногда словно спотыкаются и останавливаются. Вообще делают все неуверенно, вернее, в полной уверенности, что делают неправильно. Похвале, подбадриванию в первый момент не верят, долго собираются, прежде чем начать выполнять задание, суетятся, нервничают.
Характер трудностей в письме и чтении очень типичен и характерен для медлительных детей с хорошим развитием всех познавательных функций: не успевают за темпом работы класса, выполняют часть заданий, все контрольные работы - неудовлетворительные.
Письмо: небрежный почерк, пропуски букв, слов, плохо пишет диктанты (“словно забывает все правила”). Домашние работы выполнены четким почерком, практически без ошибок. По мнению учителя, “дома старается, а в классе - нет”.
Еще один камень преткновения медлительных детей – чтение, и даже не столько чтение само по себе, сколько чтение вслух “на скорость”. Отмечается медленный, неровный темп, пропуски, “теряет слова, строку”, плохо пересказывает то, что читает сам, и очень хорошо то, что слушает (когда ему читают). К сожалению, не все учителя знают, что темп письма и чтения медлительных детей может быть гораздо ниже нормативного, и ничего страшного в этом нет. Больше того, мы не имеем права требовать от ребенка читать намного быстрее, чем он может. Увы, на практике принята оценка качества чтения именно “на скорость”, и нормативы достигаются любой ценой.
Трудности чтения также накапливаются постепенно. Порой медлительный ребенок не может (чисто механически) осуществлять артикуляционные движения, чтобы с нужной скоростью произносить звуки. Даже хорошо читающие до школы дети теряют свой навык при форсировании темпа чтения. У них отмечаются неэффективные возвратные движения глаз, что ведет к сильному напряжению и утомлению. Дети “спотыкаются” на новых словах, останавливаются, но, словно спохватившись, “бегут” по строке дальше. Темп чтения в этих случаях неровный, знакомые слова “глотаются”, в незнакомых часты пропуски, перестановки.
Математика: не справляется с контрольными и любыми заданиями, ограничениями во времени.
Но ни учителя, ни родители, как правило, не понимают состояния ребенка. И продолжают ставить двойки, ругать за них, упрекать в лени, не обращая внимания на страдания ребенка, тревожность, беспокойство, страхи. Постепенно растет утомляемость, появляются головные боли, нарушается сон, возникают новые и новые школьные проблемы. Заканчивается все, как правило, таким резким ухудшением здоровья, когда нужна не только педагогическая коррекция, но и лечение.
Медлительные дети - особая группа риска, так как их школьные проблемы могут быть связаны только с медленным темпом деятельности.
Доказано: даже небольшая степень медлительности сильно снижает шансы ребенка на школьные успехи. И поэтому помощь педагогов и родителей таким детям необходима не тогда, когда уже налицо неуспеваемость и отклонения в здоровье, а с первых дней в школе.
В работе с медлительным ребенком важны терпение и спокойствие, доброжелательный, тон. Главное — не напоминать ребенку о его медлительности и не стыдить за нее.
Единая и согласованная тактика взрослых отношения к ребенку, к его поведению, к его успехам и неудачам - непременное условие успешности любых занятий.
Рекомендации
для учителя по учёту индивидуальных
особенностей медлительных детей на уроках
- Торопить, подгонять медлительного ребёнка не только бесполезно (быстрее работать он не будет), но и вредно.
- Необходимо учитывать особенность медлительных детей - трудность переключения на новый вид деятельности. Педагогу необходимо чётко завершать каждый этап занятия.
- На начальном этапе обучения медлительного ребёнка нельзя форсировать скорость работы. Давайте ребёнку только одно задание и достаточно времени, чтобы он мог его завершить.
- В своих отношениях с ребёнком придерживайтесь “позитивной модели”. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте его успехи, создавайте ситуацию успеха.
- Новую информацию медлительному ребёнку необходимо давать в умеренном темпе.
- Скорость чтения вслух не может быть основным критерием успешности формирования навыка чтения.
Рекомендации
родителям по оказанию помощи в выполнении
домашних
заданий медлительными детьми
Литература
- Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. Причины, диагностика, комплексная помощь. — М.:Эксмо, 2009.
- Барт К. Трудности в обучении. Ранее предупреждение. - М.: Академия, 20
Сетевые ресурсы:
http://www.gazpromschool.ru/
http://press.ucoz.kz/news/
http://1sept.ru