Исследовательская работа "Мое здоровье" на тему "Сколько весит здоровье ученика?"

Разделы: Начальная школа, Спорт в школе и здоровье детей, Работа с родителями


Исполнители: Шагапова Алина (2-й класс), Шагапова Н.М.

1. Выбор темы.

Нас волнует здоровье школьника – здоровье будущего поколения.

В данном исследовании мы рассматриваем такие вопросы: Как тяжелый ранец влияет на осанку ребенка? Сколько должен весить ранец? Как правильно выбрать ранец?

2. Цель

Активизировать познавательную деятельность учеников при изучении темы “ Человек ”, обратить внимание на сбережение своего здоровья (осанки) путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.

3. Задачи

1. Проанализировать данные в медицинской литературе по теме исследования.

2. Описать, как влияют тяжелые ранцы на растущий организм ребенка, к каким последствиям это приводит.

3. Доказать, что тяжелый портфель вредит здоровью.

4. Предложить свои способы решения проблемы.

4.Объект, предмет и база исследования.

Объект исследования: человек.

Предмет исследования: осанка школьника – основа здоровья.

Участники исследования: учащиеся 1-4-х классов средней школы №2 , г. Менделеевска.

5. Гипотеза исследования.

Мы предполагаем, что тяжелый ранец вредит здоровью.

6. Методы исследования.

Анализ; опрос; наблюдение; сбор информации из книг, журналов, газет; эксперимент.

7. Результаты исследования.

“ А что у вас, ребята, в рюкзаках?” Правильная осанка формируется в первые годы жизни. Но наиболее важный период– с 4 до 10 лет, когда быстро развиваются механизмы, обеспечивающие вертикальную позу. На формирование неправильной осанки оказывают влияние хронические заболевания, недостаточный по времени отдых и пассивные формы его проведения, неправильное положение тела во время занятий, несоответствующая росту мебель, неудобная обувь и одежда. В группу риска входят близорукие, быстрорастущие дети, а также дети с частыми болями в животе.

Осанку школьникам портят тяжелые ранцы и особенно – портфели. Регулярная ассиметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю дальнейшую жизнь.

Выбираем ранец

Конечно, ранец предпочтительнее портфеля: нагрузка распределена равномерно, руки свободны. Но как его правильно выбрать? Ведь магазины и рынки предлагают так много разных вариантов!

При покупке следует обращать внимание не только на красоту и яркость, но, прежде всего, его функциональные качества. Для изготовления ранцев сейчас, как правило, используются различные кожзаменители или синтетические ткани. Эти материалы должны быть легкими, прочными, с водоотталкивающей пропиткой или покрытием, удобными для очистки. Для наших холодных зим важно еще и такое качество, как морозоустойчивость. Иначе на морозе ранец затвердеет и будет напоминать ледяную корку. Да и срок службы такого ранца невелик. Чаще всего подобными недостатками страдают рюкзаки и сумки, которые привозят к нам из тех стран, где круглый год лето.

На все есть свои нормы.

Год от года школьные ранцы становятся тяжелее. Исследования, проведенные, проведенные в ряде школ, показали, что вес ранца с учебниками учеников начальной школы, как правило, достигает 5-6 кг, что в 2,5-3 раза превышает допустимые гигиенические нормы. Это связано, прежде всего, с увеличением количества учебных дисциплин, а также с большой вариативностью учебников и учебных пособий. Издатели не всегда придерживаются гигиенических рекомендаций в отношении веса изданий, превышая его из коммерческих соображений. С 1998 года введены в действие санитарные правила и нормы – “Гигиенические требования к изданиям учебников для общего и начального профессионального образования”, в которых регламентирован вес учебного издания для каждой возрастной группы. Он не должен превышать для учащихся:

  • 1-4-х классов – 300г;

– 5-6-х классов – 400г;

– 7-8-х классов – 500г;

– 10-11-х классов– 600г.

Угроза за спиной

Подавляющее большинство школьников носят ранцы, которые причиняют вред их здоровью, потому что ежедневная ученическая ноша слишком тяжела!

Ученные в ходе эксперимента оснастили лямки ранцев специальными датчиками и контролировали детей, которые носили поклажу, весившую 10, 20, 30% веса их тела. Выяснилось, что чем тяжелее она была, тем выразительнее становились боли в спине. Начиная с 20% , давление ранца на левое плечо достигало 70 мм рт. ст., а на правое – 110 мм рт. ст. Это в 2-3 раза больше предельного давления, которое приводит к нарушению кровообращения в организме! А средний вес школьного ранца обычно составляет 22% веса ученика.

Кроме того, перекос правого плеча ведет еще и к нарушениям осанки.

Наш эксперимент

Изучив различную литературу по теме, мы решили провести эксперимент и в своем классе. В эксперименте участвовало 14 человек.

Кроме того, в эксперименте участвовали дети из других классов начального блока.

Всего было исследовано 26 ранцев и их содержание.

План эксперимента

1. Узнать у медицинского работника школы информацию о состоянии опорно-двигательной системы, в частности об осанке, ребят нашего класса.

2. Взвесить ранцы без школьных принадлежностей у учеников нашего класса.

3. Проверить вес учебных пособий, необходимых по программе, и сравнить их с гигиеническими нормами.

4. В течение недели наблюдать за изменением веса ранца в связи с учебными нагрузками.

5. Подвести итоги по позициям:

– самый правильный ранец (до 0,5 кг);

– самый легкий портфель;

– самый тяжелый ранец;

– самый тяжелый ранец с принадлежностями;

– самый легкий ранец с принадлежностями;

– самый тяжелый учебник;

– самый “тяжелый” учебный день

– самый “ легкий” учебный день.

6. Дать рекомендации детям, родителям и учителям.

Проанализировав личные карточки учеников с медицинским работником школы, мы увидели, что проблема с опорно-двигательной системой у нас во 2-м классе стоит очень остро:

– 7 человек с нарушением осанки;

– 7 человек со здоровой осанкой.

Как же сохранить здоровье ученика и не усугубить эту проблему, нося ежедневно тяжелую поклажу за спиной?

Для этого мы рассчитали правильный вес ранца с принадлежностями по формуле: вес ранца меньше 10% веса ученика, т.е. вес ученика (в килограммах) надо умножить на 10 и разделить на 100. Данные записали в таблицы 1-4.

Результаты исследований в 1-м классе

Таблица 1

Ф. И. ученика класс Год рожд

 

Вес тела Диагноз Правильн. Вес ранца, кг Реальн. Вес ранца, кг
пн вт ср чт пт
Зиатдинов М. 1 2002 22 здор 2,2 2,4 2,4 2,4 2,4 2,37
Зиганшин С. 1 2002 22 здор 2,2 2,0 2,0 2,0 2,0 1,97
Хуснутдинов 1 2002 32 здор 3,2 2,4 2,4 2,4 2,4 2,37
Узлова А. 1 2001 19 П.пит 1,9 2,1 2,1 2,1 2,1 2,07

 

Результаты исследований в 3-м классе

Таблица 2

Ф. И. ученика класс Год рожд

 

Вес тела Диагноз Правильн. Вес ранца, кг Реальн. Вес ранца, кг
пн вт ср чт пт сб
Халиуллина 3 00 27 Н.о 2,7 2,54 2,76 1,94 2,86 2,36 2,24
Шафикова Э. 3 99 31 Н.о 3,1 2,64 2,86 2,04 2,96 2,46 2,34
Нажмутдинов 3 00 31 Н.о 3,1 2,44 2,66 1,84 2,76 2,26 2,14
Иванов С. 3 00 34 Н.о 3,4 2,34 2,56 1,74 2,66 2,16 2,04

Результаты исследований в 4-м классе

Таблица 3

Ф. И. ученика класс Год рожд

 

Вес тела Диагноз Правильн. Вес ранца, кг Реальн. Вес ранца, кг
пн вт ср чт пт сб
Абубакиров С 4 99 27 Зд 2,7 2,98 2,96 2,46 2,88 3,14 2,42
Минеев В 4 99 25 Зд 2,5 2,78 2,76 2,26 2,68 2,94 2,22
Степанова В 4 99 33 Зд 3,3 2,78 2,76 2,26 2,68 2,94 2,22
Галямов Р. 4 98 33 зд 3,3 2,68 2,66 2,16 2,58 2,84 2,12

Результаты исследований во 2-м классе

Таблица 4

Ф. И. ученика класс Год рожд

 

Вес тела Диагноз Правильн Вес ранца, кг Реальный Вес ранца, кг
пн вт ср чт пт сб
Аширов З 2 01 26 Но 2,6 2,38 2,68 2,64 2,68 2,64 2,36
Коновалов В. 2 01 31 Зд 3,1 2,58 2,88 2,84 2,88 2,84 2,56
Колобкова М. 2 01 21 Но 2,1 2,08 2,38 2,34 2,38 2,34 2,06
Малышева А. 2 01 27 Зд 2,7 2,28 2,58 2,54 2,58 2,54 2,26
Рябов К. 2 01 27 Зд 2,7 2,08 2,38 2,34 2,38 2,34 2,06
Сафина А. 2 01 23 Но 2,3 2,58 2,88 2,84 2,88 2,84 2,56
Тимераева Д. 2 01 26 Но 2,6 2,28 2,58 2,54 2,58 2,54 2,26
Назаров Э. 2 01 27 Но 2,7 2,08 2,38 2,34 2,38 2,34 2,06
Зырянов С. 2 01 30 Зд 3,0 2,48 2,78 2,74 2,78 2,74 2,46
Созонов Д. 2 01 35 Зд 3,5 2,78 2,88 2,84 2,88 2,84 2,56
Шагапова А. 2 01 23 Но 2,3 2,38 2,68 2,64 2,68 2,64 2,36
Зырянов Д. 2 01 22 Но 2,2 2,78 2,88 2,84 2,88 2,84 2,56
Исламов А. 2 00 30 Зд 3,0 2,78 2,88 2,84 2,88 2,84 2,56
Фархутдинов В. 2 01 25 Зд 2,5 2,38 2,68 2,64 2,68 2,64 2,36

 

Сравнив медицинский диагноз о нарушении осанки с реальным весом ранца с принадлежностями в течение недели, мы сделали вывод, что у порядка 60% детей с диагнозом “нарушение осанки” вес ранца превышает норму. У 40% – вес ранца в норме (Диаграмма 1) “Рисунок 1”

Проанализировав все данные исследования, мы выяснили, что у:

-у 10 человек все показатели в норме (38%);

-у 6 человек нарушение осанки и вес ранца с принадлежностями выше нормы (24%);

-у 5 человек нарушение осанки, но вес ранца с принадлежностями в норме (19%);

-у 5 человек нет нарушения осанки, вес ранца с принадлежностями выше нормы (зона риска -19%).

Данные свели в диаграмму 2. (Диаграмма 2.) “Рисунок 1”

Мы увидели, что вес правильного ранца далеко не всегда соответствует его реальному весу.

Мы решили выяснить: может быть, причина излишней нагрузки – в том, что сам ранец слишком тяжел и взвесили все ранцы без школьных принадлежностей. Результаты приведены в таблице 5.

Вес ранца без учебных принадлежностей

Таблица 5.

Ф. И. ученика Вес ранца, (кг) Выводы
Зиатдинов М. 0,8 Слишком тяжелый
Зиганшин С. 0,4 Норма
Хуснутдинов В. 0,8 Слишком тяжелый
Узлова А. 0,5 Норма
Халиуллина 0,7 Слишком тяжелый
Шафикова Э. 0,8 Слишком тяжелый
Нажмутдинов А. 0,6 Тяжелый
Иванов С. 0,5 Норма
Абубакиров С. 0,8 Слишком тяжелый
Минеев В. 0,6 Тяжелый
Степанова В. 0,6 Тяжелый
Галямов Р. 0,5 Норма
Аширов З. 0,8 Слишком тяжелый
Коновалов В. 1,0 Слишком тяжелый
Колобкова М. 0,5 Норма
Малышева А. 0,7 Слишком тяжелый
Рябов К. 0,5 Норма
Сафина А. 1,0 Слишком тяжелый
Тимераева Д. 0,7 Слишком тяжелый
Назаров Э. 0,5 Норма
Зырянов С. 0,9 Слишком тяжелый
Созонов Д. 0,7 Слишком тяжелый
Шагапова А. 0,8 Слишком тяжелый
Зырянов Д. 0,7 Слишком тяжелый
Исламов А. 0,7 Слишком тяжелый
Фархутдинов В. 0,8 Слишком тяжелый

На диаграмме можно увидеть следующее:

– самые тяжёлые ранцы – 16 человек (62%)

-тяжёлые ранцы – 3 человека (12%)

– норма – 7 человек (26 %)

(Диаграмма 3)

“Рисунок 2”

А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебных пособиях? Для этого, мы записали все учебные пособия, которыми пользуемся, и взвесили их (табл. 6).

Вес учебных принадлежностей, гр.

Табл.6

Наименование принадлежностей 1-й класс

Школа России

2-й класс

Школа 2100

3-й класс

Школа России

4-й класс

Школа России

Литературное чтение (уч) 400 200 400 400
Литературное чтение (р/т) - 100 - -
Русский язык (уч) 300 300 300 500
Дидактический материал - 200 100 -
Математика (уч) 300 200 300 300
Математика (р/т) 100 - 100 -
Татарский язык 400 400 400 400
Окружающий мир (уч) 300 300 300 300
Окружающий мир( р/т) 200 200 200 200
Англ. Язык (уч) - 300 300 300
Англ. Язык (р/т) - 200 200 200
Дневник 200 200 200 200
Тетрадь 20 20 20 20
Карандаши 100 100 100 100
Пенал 100 100 100 100

Гигиеническая норма для учебников начальных классов – 300 гр. В 1-м классе (программа обучения – Школа России) практически все книги соответствуют норме, однако нашлись и “нарушители” – учебники Татарского языка и Литературное чтение. Во втором классе (Школа 2100) “нарушителем” норм оказался учебник Татарского языка, как, впрочем, и остальных классах. В третьем классе нарушителями стали Литературное чтение и Татарский язык. В четвертом классе норму превысили учебники по Русскому и Татарскому языкам, Литературное чтение. Самыми легкими учебниками по литературе и математике оказались учебники во 2 классе (Школа 2100). Это объясняется тем, что весь курс математики 2 класса поделен на 3 части, литературы – на 2 части, что значительно снижает вес учебника. Фото учебников мы приводим ниже.

“Рисунок 3”

Для наглядного представления мы приводим фотографии самых легких и самых тяжелых ранцев.

Самые тяжелые ранцы: “ Рисунок 4”

Самые лёгкие ранцы: “Рисунок 5”

Для сравнения приводим совместные фотографии лёгких и тяжёлых ранцев:

“Рисунок 6”

Как видим, вес ранца зависит не только от размеров, но и в большей степени от материалов, из которых сделан ранец. На это и должны обращать своё внимание родители при покупке ранца. Можно сказать, что родители ребят, обладающих правильными ранцами и ранцами-легковесами, побеспокоились о сохранении здоровья своего ребёнка, в частности осанки.

Понаблюдав в течение недели за весом ранцев, мы обнаружили, что самым тяжелым ранец бывает:

1-й класс – равномерно в течение всей учебной недели;

2-й класс – во вторник, четверг;

3-й класс – во вторник, четверг;

4-й класс – в понедельник, вторник, пятницу.

Самым “легким” учебным днем для всех классов оказалась суббота. У первоклашек, в связи с пятидневкой, этим днем стала пятница.

Причем в расчетах не учитывался вес сменной обуви.

Рекомендации ученикам:

– Не носите лишнего в ранцах.

– Проверяйте ранец ежедневно и не забывайте убирать из него ненужные учебники.

Рекомендации родителям:

- Просим вас: не покупайте тяжелые ранцы. Врачи рекомендуют средний вес пустого ранца для ученика начальной школы – 300-500грамм.

– У ваших детей то тяжелых нагрузок портится осанка.

– Ваши дети быстрее устают, таская, за своей спиной, тяжеловесы.

– Пожалуйста, позаботьтесь о ваших детях и об их здоровье!

Рекомендации работникам школ:

– Снизить вес школьных ранцев и способствовать, таким образом, профилактике ортопедических и сердечнососудистых заболеваний у учащихся можно несколькими путями:

– использовать только те учебники и пособия, которые прошли гигиеническую экспертизу;

– найти возможность (в начальной школе) использовать два комплекта учебников (один в школе один – дома);

– при составлении школьного расписания учитывать гигиенические требования к весу ежедневных учебных комплектов;

– организовать в классе библиотеку необходимых книг для дополнительного чтения.

Мы обозначили лишь некоторые направления решения этой проблемы. Однако острота ситуации может быть снята только тогда, когда вопрос контроля данной проблемы будет постоянно находиться в поле зрения учителей, родителей и учеников, врачей и самое главное в поле зрения государства.

Ссылка: Использованы материалы теоретического характера учителей школы №27 г.Таганрога.

Презентация

Рисунки