Цель занятия: создать условия для формирования навыков исследовательской деятельности и развития творческой активности учащихся средствами географии.
Задачи занятия:
– познакомить учащихся со способами отражения природных объектов в символах государств на примере Южной Америки; обобщить знания о наиболее значимых природных особенностях материка;
– создать условия для развития положительной учебной мотивации через интерес к предмету, способствовать развитию психических процессов (ассоциативного мышления и быстроты мыслительных операций); развивать умения получать информацию из различных источников и обрабатывать ее;
– способствовать формированию коммуникативных навыков учащихся
Оборудование к занятию:
- Картографический и иллюстративный материал
- Плакат “Южная Америка – материк рекордсмен”
- Физическая карта Южной Америки
- Политическая карта Южной Америки
- Презентация к занятию
- Раздаточный материал для групп в конвертах
- Изображение гербов и флагов южноамериканских государств
- Набор цветных лоскутов прямоугольной формы
- Карточки задания для групповой работы
- Карточка отчета группы
- Песочные часы
- Фрагмент видеофильма ВВС “Дикая Южная Америка”
Технологическая карта занятия
Этапы занятия, методы и приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент. |
|
Оперативно делятся на группы Раскладывают на столе раздаточный материал в удобном порядке |
II. Актуализация знаний. Вступительное слово учителя.Просмотр видеофрагмента Развивающее задание |
– Наше занятие мне бы хотелось начать с
вопроса: Вы любите получать подарки? А сами
делать подарки? Я хочу сегодня преподнести вам
подарок. Мы обменяемся ими. Я постараюсь сделать
наше занятие посильным и познавательным для вас,
а вы подарите мне ваши улыбки и минуты приятного
общения. Подарок приятнее вдвойне, если это
сюрприз, который разворачивают постепенно. – Начнем наше занятие с видео открытки. Посмотрев ее, определите, какой территории посвящено наше занятие и что придает яркость этой территории. Какое настроение вызывают у вас виды открытки? – О каком материке пойдет речь? (открывает части темы на доске) – Какое настроение вызвал просмотр? – Что является визитной карточкой природы этого материка? – Каким устойчивым географическим словосочетанием можно объединить все вами перечисленное? – Для того, чтобы полностью раскрыть тему занятия, предлагаю выполнить следующее задание: вам дан цифровой код – каждой букве в слове геральдика соответствует цифра (г е р а л ь д и к а ) 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Воспользовавшись кодом, запишите буквы зашифрованных слов, добавьте в места пропусков другие буквы, чтобы получились слова. 123– -541, 18 – - герб флаг гимн Все три слова являются … . Учитель открывает оставшуюся часть темы. – Что означает слово “геральдика” – Как вы думаете, в чем состоит наша задача? |
Поддерживают беседу, отвечая на
вопросы. Стремятся установить эмоциональный
контакт с учителем. Смотрят фрагмент фильма. Участвуют в беседе Обобщают увиденное, делятся впечатлениями, подводят под понятие “природные объекты” Выполняют расшифровку (в группах), выписывают слова, подводят под понятие “государственные символы” …символами государств (наука, изучающая гербы) Узнать, каким образом находят свое отражение природные объекты и особенности природы в символах государств Что означает использование изображений природных объектов в символике государств? |
III. Знакомство с новым “давно забытым старым”Фронтальная работа Работа в группах Творческая работа. |
– Давайте вспомним способы отражения
каждого символа. Для этого соотнесите символ и
способ его отражения – Для флагов отбираются основные цвета. Они перед вами. Каждый из них ассоциируется с некоторыми природными объектами или природными особенностями. Проведите такие ассоциации. (Проверка, уточнение по слайду) На заре возникновения современных государств, цвет флага действительно символизировал те крупные географические объекты, которые расположены на территории государства. Сегодня цвета государственных флагов символизируют гражданские чувства людей. – Герб – символ, сочетающий в себе не только цвет, но и значки, в том числе и значки элементов природы. Приведите примеры таких элементов природы. Слова гимна выражают гордость граждан теми природными богатствами и достояниями, которые есть в стране. – Сделайте вывод, могут ли символы государства нести информацию о природе страны? – А теперь полученные знания применим конкретно к символам государств Южной Америки в процессе групповой работы. Задача каждой группы в течение 3-4 минут изучить материал, предлагаемый пакетом заданий. Необходимо выявить, какие географические объекты и особенности природы отражены в символах государств, указанных на конвертах с заданиями. Не забудьте распределить обязанности внутри группы, чтобы работа была продуктивной. Слушаем отчет капитанов, корректируем свои выступления. Подведем итог нашей работе. Случайно ли появление именно таких триколоров в исследованных флагах и гербах государств? Как вы думаете, почему именно эти значки и цвета используются? Насколько полно символы отражают особенности природы страны? Придали бы вы значение этому, просто разглядывая гербы и флаги? Государства, их природа являются частями единого материка. На доске помещен информационный плакат “Южная Америка – материк рекордсмен”, который отражает природные рекорды материка. Это лишь часть их. Впечатляет? Как вы считаете, может ли этот материк претендовать на свои символы – герб и флаг материка? Я предлагаю вам за 3 минуты составить флаг Южной Америки, опираясь на данные плакаты. Для этого вам надо отобрать не более 3 цветов, которые на ваш взгляд ярче всего символизируют основные объекты материка. Скрепите лоскуты ткани в горизонтальном направлении и сформулируйте объяснение вашего выбора. (Если все группы составили одинаковый флаг, то учитель спрашивает у каждой группы выбор 1 из трех цветов – почему?) Подчеркивает единодушие. Если есть отличающиеся варианты, учитель разбирает самый креативный, а остальные предлагают объяснение неиспользованным в представленном флаге цвета. – Почему на ваш взгляд получились разные флаги? |
Устанавливают соответствие : Флаг –
цвет Слушают учителя (Животных-эндемиков, растения, горы, море, полезные ископаемые) Проводят параллель со словами гимна России Делают вывод. Работают в группах, анализируют предложенный материал, готовят отчет капитанов. Участвуют в беседе Слушают учителя. Рассматривают плакат. Работают в группах. Отбирают цвета флага. Скрепляют лоскуты. Готовят пояснение. Презентация результата работы. Отвечают на вопрос. |
Итог занятия. |
Молодцы! Вы творчески подошли к выполнению задания! Много интересных идей выдвинули. Я знала, что вам это по силам. Вы талантливые ученики. Тем, кому было интересно на занятии, могут попробовать свои силы, и дома составить эскиз герба Южной Америки. Мне было приятно сотрудничать с вами. Спасибо за ваш подарок. | Рефлексия по итогам занятия. Делятся впечатлениями. |