Цель:
- Закрепить умения решать примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 10 и знание соответствующих случаев состава чисел;
- Формирование умения решать задачи изученных видов, геометрический материал;
- Закрепить знание взаимосвязи между сложением и вычитанием;
- Развивать математическую смекалку, речь, творческое мышление;
- Формировать нравственные черты характера: взаимопомощь, взаимовыручку, доброту.
Оборудование: Сорока, телеграмма, на ватмане волшебные двери с замком и примерами, Карабас-Барабас, в вагончике лиса Алиса и кот Базилио, портрет Буратино из 6 частей с примерами, Мальвина с шарами (цифры на них), Артемон, задача на ватмане , Пьеро, букет цветов из геометрических фигур , черепаха Тортилла , ключик , карточки-перфокарты , цветочки для награждения.
Ход урока
1. Организационный момент.
Мы гостей сегодня ждали.
И с волнением встречаем.
Мы хотим вам показать.
Хорошо ли умеем
И считать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.
2. Сообщение темы урока, его цели.
– Сегодня у нас урок математики необычный. Мы все сейчас отправимся в волшебный мир сказки и встретимся там с ее героями. Но сказка эта необычная, математическая. Мы будем помогать героям сказки решать примеры и задачи на сложение и вычитание в пределах 10 , а также смекать, выполняя задания различной трудности.
3. Устный счет.
– Отгадайте, с героями какой сказки мы сегодня встретимся?
С букварем шагает в школу
Деревянный мальчуган
Попадает вместо школы
В деревянный балаган
Как зовется эта книжка?
Как зовется сам мальчишка.
Хором: Буратино. Сказка “Золотой ключик или приключения Буратино” А.Толстого.
– Правильно, ребята, мы сегодня встретимся с героями сказки А.Толстого. Сорока-Белобока принесла нам срочную телеграмму:
Ребята, исчез Буратино!
Помогите его найти. Друзья Буратино.
– Поможем, ребята?
– Я случайно узнала, что Карабас-Барабас закрыл нашего друга – Буратино в своем доме и, чтобы он не убежал, повесил на дверь большой замок.
Вы можете открыть замок, решив записанные на нем примеры.
8 + 2
5 + 4
7 – 1
6 – 0
Ученики показывает ответ на веере.
– Итак, мы решили примеры на замке и получили ключ от него , чтобы открыть
дверь.
– Но посмотрите, кто к нам приехал? (Показывает лису Алису и кота Базилио.)
– Ребята, они утверждают, что вы не знакомы с Буратино. Они хотят увезти его в
Страну Дураков, а в доме закрыть Дуремара.
– Ребята, вы хорошо помните Буратино? Давайте попробуем составить его портрет.
На доске обратной стороной прикрепляется разрезанный на 6 частей Буратино. На каждой части записан пример.
– Выполнив примеры каждой части, мы составим портрет Буратино.
Примеры читаем разными способами. Работаем с сигналами:
– если правильно – зеленый цвет,
– неправильно – красный.
– Какое правило мы использовали при вычислении этих примеров?
– Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получится 2 слагаемое. А если из суммы
вычесть 2 слагаемое, то получится 1 слагаемое.
– Вот мы и освободили Буратино! Теперь он наш гость. Он хочет посмотреть, как мы
умеем считать, решать, смекать.
Задачи в стихах: (задачи на карточках).
За тетрадь Михаил
1 рубль заплатил,
А за новенький пенал
9 рубликов отдал.
Сколько, дети, заплатил
За покупку Михаил?(10)На прогулку из яслей
Вышли 10 малышей.
5 из них на травку сели,
Остальные – на качели.
Сколько село на качели?(5)
3 ромашки – желтоглазки,
2 веселых василька
Подарили маме дети.
Сколько же цветов в букете?(5)
4. Работа в тетрадях.
– Ребята, к Буратино пришла Мальвина, у нее много шаров с числами. Надо записать эти числа в порядке возрастания.
– Как это в порядке возрастания?
1 2 3 4 5
Задание:
1-В – увеличьте каждое число на 4.
2-В – увеличьте каждое число на 3.
Проверка. С помощью сигналов.
Физкультминутка.
– А теперь мы отдохнем вместе с Буратино.
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел?
Чтобы ключик нам достать
Надо на носочки встать.
5. Работа над пройденным материалом.
1. – Ребята, Мальвина составила задачу, а Буратино не может ее решить. Поможем ему ребята?
“Под яблоней лежало 3 яблока. С дерева упало еще 4 яблока. Сколько яблок всего лежит под деревом?”
Что известно в задаче?
– Что надо узнать?
– Можем мы сразу узнать? Каким действием?
Запись в тетрадях. 1ученик у доски.
2. Решение примеров на состав числа
– К нам пришел еще один друг Буратино – Артемон.
Артемон с числами: 5,4.3
– Он просит нас вспомнить состав этих чисел.
Задание:
1-й ряд записывает примеры на состав числа 5.
2-й ряд – 4.
3-й ряд – 3.
Можно использовать правило перестановки слагаемых.
3. Индивидуальная работа по перфокартам.
– Очень торопилась к нам гости черепаха Тортилла. Она приготовила каждому индивидуальное задание различной трудности на карточках-перфокартах.
– Возьмите карточки и решите примеры, вставив числа в окошки.
Проверка. Взаимопроверка.
4. Работа с геометрическим заданием.
– Пьеро любит дарить цветы, особенно девочкам.
– А Пьеро, дети, пришел в гости к нам с большим букетом цветов, цветы эти
необычные, они состоят из геометрических фигур.
– Из каких геометрических фигур состоят эти цветы?
– Кто отгадает, тот цветочек получает.
6. Награждение.
– Я хочу поблагодарить вас, ребята за помощь Буратино, за хорошую работу на уроке. Вы все были внимательны и активны, и Пьеро попросил меня вручить вам цветы за хорошие знания.
7. Подведение итогов.
– Итак, ребята, сегодня на уроке мы побывали в сказке и встретились там с
любимыми героями.
– Какие же умения помогли нам в сказке?
– А чему учит эта сказка?
– Смотрите, ребята, что-то загрустил Буратино. Обидно ему стало, что вы так
много знаете и умеете, а он…
Давайте откроем ему секрет:
– Надо дружить с математикой, и, если не лениться, можно всему научиться.
С Цифроградом мы сдружились,
В Числограде очутились.
Приходите снова к нам,
Рады мы всегда гостям.