Градуировка динамометра и измерение сил

Разделы: Физика


Цели урока:

  1. Образовательная: Сформировать практические умения измерять физические величины (силу). Ознакомить учащихся с устройством и принципом действия динамометра. Научить градуировать динамометр.
  2. Развивающая: Совершенствовать общеучебные умения; учить планировать действия, готовить рабочее место, оформлять и оценивать свои результаты; развивать коммуникативные качества учащихся, умения пользоваться приборами, умения действовать самостоятельно. Доказывать, что эксперимент – метод научного познания.
  3. Воспитательная: Воспитывать:
    • Мотивы учения, труда, добросовестности;
    • Дисциплинированность;
    • вести аккуратные записи в тетрадях;
    • толерантно относиться к друг к другу при работе в группе, при устных ответах.

Тип урока: урок применения и закрепления знаний

Вид урока: лабораторная работа

Методы обучения:

  • Информационные,
  • Репродуктивные,
  • Наглядные,
  • Исследовательский.

Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся: экспериментальный характер деятельности, парная и индивидуальная работа.

Оборудование: Набор грузов по 100 грамм, динамометр, листочек белой бумаги, штатив с муфтой и лапкой, три разных цилиндра из набора тел, линейка.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний.

(фронтальный опрос учащихся)

  • Что называется силой?
  • Что значит величина векторная?
  • Единица измерения силы?
  • Что имеет сила? (или чем определяется сила?)
  • Какие силы вы знаете?
  • Что называется силой упругости?
  • Что вы можете сказать о направлении силы упругости?
  • Сформулируйте закон Гука.
  • Что характеризует жесткость? От чего она зависит?
  • Что такое деформация?
  • Какую деформацию называют упругой?
  • Приведите примеры упругих деформаций.
  • С помощью какого прибора может быть измерена сила?
  • Каков принцип действия динамометра?

3. Проведение инструктажа по технике безопасности.

Правила поведения при выполнении лабораторной работы:

  • при выполнении работы нужно оставаться на своем месте,
  • быть внимательными и сосредоточенными.
  • Если что-то неясно, нужно поднять руку, чтобы учитель мог подойти и ответить на вопрос.

Эпиграфы к уроку:

Наблюдать, изучать, работать.
М. Фарадей

Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденных только воображением.
М. Ломоносов

Всякое знание реальности начинается с опыта и кончается им.
А.Эйнштейн

4. Выполнение лабораторной работы.

Цель работы: научиться градуировать пружину, получать шкалу с любой (заданной) ценой деления и с её помощью измерять силы.

(Выполняется по описанию в учебнике)

Порядок выполнения работы:

  1. Зажмите динамометр с закрытой шкалой в лапке штатива вертикально.
  2. Отметьте на листочке бумаги нулевое положение указателя
    (поставьте цифру 0).
  3. Рассчитайте силу тяжести, действующую на один груз, по формуле:
    F= m · g, принимая ускорение свободного падения равным g=10 м/с2
    (показание записать в рабочую тетрадь).
  4. Отметьте на листочке бумаги полученный результат
  5. Подвешивая к динамометру два груза, три, отмечайте положение указателя. Поставьте соответственно цифры 2, 3.
  6. Поставьте букву Н над цифрами шкалы, обозначив единицы силы.
     Ваш динамометр готов!
  7. Определите цену деления полученного динамометра.
    Что для этого надо сделать?
    Как определить цену деления у прибора?
  8. Сравните проградуированный вами динамометр с готовым динамометром с открытой шкалой. Определите его цену деления.
    Какой у вас получился результат?
  9. Измерьте вес цилиндров, изготовленных из разных веществ.

Сначала с помощью проградуированного вами динамометра, затем с помощью динамометра, изготовленного в фабричных условиях.

Результаты измерений запишите в таблицу:


опыта
Вес цилиндра, определённый с помощью проградуированного динамометра,
Н
Вес цилиндра, определённый с помощью готового динамометра,
Н
1.    
2.    
3.    

Вывод по работе.

5. Подведение итогов.

Составление синквейна для слов:

  • Сила;
  • Динамометр.

Синквейн

  • 1 строка. – Одно существительное, являющееся темой синквейна.
  • 2 строка. – 2 прилагательных, раскрывающие тему.
  • 3 строка. – 3 глагола, описывающие действия.
  • 4 строка. – Фраза, в конкретной форме.
  • 5 строка. – Слово – резюме, дающее новую интерпретацию слова (темы).

Пример:

  1. Масса.
  2. физическая, скалярная.
  3. измеряем, имеем, увеличиваем.
  4. Одно из физических характеристик материи, определяющая её инертные и гравитационные свойства.
  5. физическая величина.

6. Домашнее задание.

    • Повторить параграфы 20-27
    • В. И. Лукашик «Сборник задач по физике 7-9 классы»

№ 286-288; по желанию № 312, 313*

Используемая литература:

  1. Физика. 7 класс : учебник для общеобразоват. учреждений/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2006.
  2. Физика. 7 кл.: Тематическое и поурочное планирование/ Н.С. Пурышева, Н.Е. Важеевская. – М.: Дрофа, 2002. – 96 с.: ил.
  3. Интернет ресурсы