Теорема, обратная теореме Пифагора. 8-й класс

Разделы: Математика

Класс: 8


Цель урока:

  • Провести исследования и доказать теорему, обратную теореме Пифагора, показать ее применение в процессе решения задач.

Задачи урока:

Дидактические:

  • повторение учащимися теоретического материала предыдущего урока;
  • применение полученных знаний и навыков на практике.

Развивающие:

  • развитие инициативности и самостоятельности;
  • развитие поисковой, самостоятельной и исследовательской деятельности во время урока.

Воспитывающие:

  • воспитание ответственности за результат своей работы;
  • формирование интереса к уроку геометрии.

Дата проведения: 7 декабря 2010 года.

Тип урока - комбинированный.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал, модель египетского треугольника.

Формы работы: компьютерная презентация, работа в парах, исследовательская деятельность, индивидуальная работа.

№ п.п. Ход урока Работа учителя. Работа учащихся. Время
1 Организационный момент     2 мин
2 Начало урока Объявление темы и цели урока Работа в тетрадях 2 мин
3 Повторение теоремы Пифагора Вопросы учащимся:

1) Сформулируйте теорему Пифагора;

2) Приведите примеры доказательств теоремы Пифагора;

Для активизации деятельности показать модель доказательства теоремы Пифагора - http://www.etudes.ru

Отвечают на поставленные вопросы 6 мин
4 Решение устных задач Показ слайдов с чертежами задач (Приложение 1) Проговаривают алгоритмы решений задач 8 мин
5 Изучение нового материала. Первый этап - исследовательская работа Постановка задач исследовательской деятельности. Выполнение исследования (Приложение 2) 5 мин
6 Изучение нового материала. Второй этап - формулировка и доказательство теоремы, обратной теореме Пифагора Показ слайдов презентации. Формулировка вопросов. Отвечают на вопросы. Самостоятельно формулируют теорему и ее доказательство. Записываю в тетрадях формулировку теоремы 10 мин
7 Третий этап Рассказ о пифагоровых числах Записываю примеры пифагоровых троек. 3 мин
8 Решение задач - закрепление изученного материала   Работа с учебником 5 мин
9 Итог урока. Оценка достижения цели. Выставление отметок за урок.

Рефлексия.

Самооценка работы на уроке. Оценка работы товарищей. 2 мин
10 Домашнее задание     2 мин

Итог урока.

"В Древнем Египте после разлива Нила требовалось восстановить границы земельных участков, для чего на местности необходимо было уметь строить прямые углы. Египтяне поступали следующим образом: брали веревку, завязывали на равных расстояниях узлы и строили треугольники со сторонами, равными 3, 4 и 5 таких отрезков. Правильно ли они поступали?"

Данная задача завершает урок, показывает практическое применение теоремы, обратной теореме Пифагора.

Вывод: Использование исследований на уроках развивает у учащихся способность наблюдать и анализировать. Способствуют формированию у школьников таких качеств, как вдумчивость, терпеливость, настойчивость, выдержка, аккуратность, сообразительность; развивают исследовательский подход к изучаемым технологическим процессам.