Цели:
- помочь детям осознать свое отношение к природе, вывести правила поведения в природе,
- помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться,
- дать им представление о нравственной стороне отношения к природе.
Оборудование: мультимедиа с презентацией, магнитофон с голосами птиц, картинки с изображением птиц, детские работы.
1. Орг. момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
2. Создание проблемной ситуации.
- Послушайте, пожалуйста, рассказ о том, как дети отдыхали в воскресенье в лесу.
Пришли дети в лес без взрослых. По дороге к большой поляне они слушали громкую музыку. На привале наломали веток, еле разожгли костер. Поиграли, поели. Побросав пакеты и банки, сытые и довольные пошли домой. Огни костра подмигивали на прощание. На поляне нашли маленького ежика, подумав, что его бросила мама, забрали с собой. С охапкой лесных и полевых цветов, отдохнувшие, дети вернулись домой.
- Как вы считаете, правильно ли вели себя дети на природе?
- Чтобы правильно вести себя, что необходимо знать?
-К ак вы думаете, для того чтобы не повторить ошибки этих ребят, чем мы будем заниматься сегодня на уроке этики?
3. Сообщение цели
- На уроке мы должны вспомнить правила поведения на природе и понять, как и почему надо к ней бережно относиться.
4. Отгадайте загадку
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи
В зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем!
- В тексте загадки звучит приглашение.
- Какое приглашение вы услышали?
- Давайте мы воспользуемся этим приглашением и совершим прогулку по лесу.
(Слайд и одновременно звучат голоса птиц)
5. Выведение правил поведения в лесу
- Представьте, что мы с вами находимся в лесу.(немного послушать птиц)
- Что такое лес? (Это место обитания зверей и птиц.)
- Значит, когда вы приходит в лес, какие правила поведения в лесу должны вспомнить?
- Громко не разговаривать.
- Не играть в шумные игры.
- Не нарушать покой обитателей леса.
- Не включать музыку.
6. Беседа о бережном отношении к птицам
(Слайд гнезда на деревьях)
- Что вы увидели на деревьях? (Гнезда птиц)
- Для чего они нужны? (Чтобы выводить птенцов)
- Значить что дает лес для птиц? (Жилье и пищу)
- А птицы нужны лесу?
- Зная все это, какие правила поведения нужно помнить ? (Не разорять птичьих гнезд.Охранять и бережно относиться к птицам.)
- Зимой птицы, которые остаются у нас на зиму, прилетают ближе к жилью человека.
- Зная это, что мы делали зимой для птиц?
(Слайд с фотографиями). Презентация
(Вывешивали кормушки и подкармливали птиц.
(Слайд. Рисовали плакаты, призывающие к охране и подкормке птиц на воротах парка)
- О чем предупреждает человека Валентин Берестов расскажет Мишин Н.
Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
7. Беседа о пользе леса для человека.
- Человек в природе занимает особое место. Человек – единственное создание природы, наделенное разумом. Благодаря своим познавательным способностям, он изучил законы природы и пдчинил их своей воле.
- Что получает человек от леса? (Получает дрова, материал для стройки, для приготовления мебели, собирает ягоды и грибы. Но еще и любуется красотой природы и отдыхает на природе)
8. Беседа о бережном отношении к растениям.
(Слайд – цветочная поляна)
- Перед нами цветочная поляна. Выразите словами свое восхищение этой красотой. Как красиво здесь! Столько цветов! И т.д.
- Глядя на эту красоту, какие важные правила вам сразу же пришли в голову? (Цветы рвать нельзя)
- Почему?
- Штундер Д. завершит наш разговор по этому моменту урока.
Стихотворение “Если я сорву цветок”
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если мы сорвем цветы,
То исчезнут все они
И не будет красоты.
9. Бережное отношение к насекомым
- А сколько насекомых летает по поляне! (Слайд)
- Почему они летают именно над цветами? (Они питаются нектаром растений)
- А насекомые полезны для цветов?
- Какое следующее правило вы бы назвали? (Не лови насекомых)
На лесной полянке можно отдохнуть и нам.
- Как мы можем отдохнуть на лесной полянке? (Поиграть в спокойные игры, загадывать загадки)
10. Физминутка
Только в лес мы пошли.
Только в лес мы пошли,
Появились комары,
Дальше в лес мы шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз – два, раз – два –
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе шалунишке.
(Слайд с сорокой)
Учитель:
Белобокая сорока
Прилетела из далека.
Не сказала где была,
Но зато, она, ребятки,
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла
11. Загадывание детьми загадок.
- Какие загадки про птиц вы знаете? (Дети загадывают загадки)
Он серенький на вид
Но пением знаменит. (Соловей)
Черный, проворный,
Кричит: “Крак”
Червякам враг. (Грач)
Не ворона, не синица, -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу “ку-ку”. (Кукушка)
Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет.
Прославили в стихотворениях. (Жаворонок)
Он прилетает каждый год.
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
Рано-рано на рассвете
Средь листвы затрепещит,
То споёт на зависть флейте,
То, как кошка, запищит. (Иволга)
(На доске вывешены картинки с лесными обитателями)
- Отгадку выберите на доске.
12. Загадки были про птиц, а про зверей какие существуют поговорки вы расскажете, собрав их из частей.
Работа в группах.
Соберите из частей поговорки. Представитель от каждой группы ее зачитает.
- Что еще можно сделать на лесной полянке? (Попить и поесть)
- Ребята из стихотворения С.Михалкова тоже были на прогулке на природе и давайте узнаем как они там себя вели.
13. Чтение “цепочкой” по абзацам в “Азбуке нравственности” стихотворения С.Михалкова “Прогулка”.
14. Беседа по содержанию по вопросам в конце учебника стр.174.
15. В учебнике есть обращение ко всем детям М.Пришвина о бережном отношении к природе из произведения “Кладовая солнца” из учебника “Азбука нравственности” стр.178. Давайте его зачитаем.
Обращение к детям заканчивается словами, которые являются эпиграфом к нашему уроку: “ Охранять природу – значит охранять Родину”.
- Как вы понимаете эти слова?
16. Представление детьми своих сочиненных сказок.
- Ребята, у вас было домашнее задание: сочинить сказку про дружбу с лесным Жуком и нарисовать к ней иллюстрацию. (Вывесить их заранее на доске)
- Зачитайте, пожалуйста, свою сказку…
17. Мы с вами говорили о том, что цветы рвать нельзя и в лесу и в поле.
- А как же быть с цветами, которые мы с вами ставим в вазы, которые нам дарят к празднику? (Их специально выращивают в садах и оранжереях)
Мы с вами тоже вырастим, т.е. соберем из частей, приготовленных на уроках труда, цветы.
Работа в парах.
Назначенные ученики дарят гостям цветы, а остальные выставляют на доске.
18. Обобщение и вывод.
- Чем мы занимались на уроке этики? (Слайд)
- Вот такие правила поведения на природе мы вспомнили:
- Громко не разговаривать!
- Не нарушать покой обитателей леса.
- Не включать музыку!
- Не разоряй птичьих гнезд!
- Зимой подкармливай птиц!
- Цветы рвать нельзя!
- Не лови насекомых!
- В лесу, на берегу реки не оставляй после себя мусор!
- Оберегай лес от пожара: не разжигай костров!
- Любить природу- значит беречь ее!
- Давайте прочитаем их еще раз и постараемся их выполнять. (Хором)
19. Д/з. Дома нарисуйте знаки к этим правилам, которые вы бы вывесили в лесу.
20. Рефлексия.
- На партах у вас, ребята, лежат лучики солнца. Если у вас после зтого урока возникло хорошее настроение, вам было все понятно и у вас есть желание соблюдать все эти правила вывешивают желтые лучики. Если у кого- то есть сомнения по какому- либо из названного мною, вывешивают оранжевые лучики. (Вывешивают на доске вокруг желтого круга)
- Вот такое у нас получилась поляна.
- И в заключении, я думаю, сейчас Дима и Света выразят наше общее мнение по всему сказанному на уроке.
Мы хотим, чтоб птицы пели.
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!
21.
Мы хотим, чтобы солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.