Сценарий урока этики "Правила поведения на природе"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • помочь детям осознать свое отношение к природе, вывести правила поведения в природе,
  • помочь понять, как и почему надо к ней бережно относиться,
  • дать им представление о нравственной стороне отношения к природе.

Оборудование: мультимедиа с презентацией, магнитофон с голосами птиц, картинки с изображением птиц, детские работы.

1. Орг. момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

2. Создание проблемной ситуации.

- Послушайте, пожалуйста, рассказ о том, как дети отдыхали в воскресенье в лесу.

Пришли дети в лес без взрослых. По дороге к большой поляне они слушали громкую музыку. На привале наломали веток, еле разожгли костер. Поиграли, поели. Побросав пакеты и банки, сытые и довольные пошли домой. Огни костра подмигивали на прощание. На поляне нашли маленького ежика, подумав, что его бросила мама, забрали с собой. С охапкой лесных и полевых цветов, отдохнувшие, дети вернулись домой.

- Как вы считаете, правильно ли вели себя дети на природе?

- Чтобы правильно вести себя, что необходимо знать?

-К ак вы думаете, для того чтобы не повторить ошибки этих ребят, чем мы будем заниматься сегодня на уроке этики?

3. Сообщение цели

- На уроке мы должны вспомнить правила поведения на природе и понять, как и почему надо к ней бережно относиться.

4. Отгадайте загадку

Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи
В зеленый дом -
Чудеса увидишь в нем!

- В тексте загадки звучит приглашение.

- Какое приглашение вы услышали?

- Давайте мы воспользуемся этим приглашением и совершим прогулку по лесу.

(Слайд и одновременно звучат голоса птиц)

5. Выведение правил поведения в лесу

- Представьте, что мы с вами находимся в лесу.(немного послушать птиц)

- Что такое лес? (Это место обитания зверей и птиц.)

- Значит, когда вы приходит в лес, какие правила поведения в лесу должны вспомнить?

- Громко не разговаривать.

- Не играть в шумные игры.

- Не нарушать покой обитателей леса.

- Не включать музыку.

6. Беседа о бережном отношении к птицам

(Слайд гнезда на деревьях)

 - Что вы увидели на деревьях? (Гнезда птиц)

- Для чего они нужны? (Чтобы выводить птенцов)

- Значить что дает лес для птиц? (Жилье и пищу)

- А птицы нужны лесу?

- Зная все это, какие правила поведения нужно помнить ? (Не разорять птичьих гнезд.Охранять и бережно относиться к птицам.)

- Зимой птицы, которые остаются у нас на зиму, прилетают ближе к жилью человека.

- Зная это, что мы делали зимой для птиц?

(Слайд с фотографиями). Презентация

(Вывешивали кормушки и подкармливали птиц.

(Слайд. Рисовали плакаты, призывающие к охране и подкормке птиц на воротах парка)

- О чем предупреждает человека Валентин Берестов расскажет Мишин Н.

Дерево, трава и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

7. Беседа о пользе леса для человека.

- Человек в природе занимает особое место. Человек – единственное создание природы, наделенное разумом. Благодаря своим познавательным способностям, он изучил законы природы и пдчинил их своей воле.

- Что получает человек от леса? (Получает дрова, материал для стройки, для приготовления мебели, собирает ягоды и грибы. Но еще и любуется красотой природы и отдыхает на природе)

8. Беседа о бережном отношении к растениям.

(Слайд – цветочная поляна)

- Перед нами цветочная поляна. Выразите словами свое восхищение этой красотой. Как красиво здесь! Столько цветов! И т.д.

- Глядя на эту красоту, какие важные правила вам сразу же пришли в голову? (Цветы рвать нельзя)

- Почему?

- Штундер Д. завершит наш разговор по этому моменту урока.

Стихотворение “Если я сорву цветок”

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если мы сорвем цветы,
То исчезнут все они
И не будет красоты.

9. Бережное отношение к насекомым

- А сколько насекомых летает по поляне! (Слайд)

- Почему они летают именно над цветами? (Они питаются нектаром растений)

- А насекомые полезны для цветов?

- Какое следующее правило вы бы назвали? (Не лови насекомых)

На лесной полянке можно отдохнуть и нам.

- Как мы можем отдохнуть на лесной полянке? (Поиграть в спокойные игры, загадывать загадки)

10. Физминутка

Только в лес мы пошли.
Только в лес мы пошли,
Появились комары,
Дальше в лес мы шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз – два, раз – два –
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе шалунишке.

(Слайд с сорокой)

Учитель:

Белобокая сорока
Прилетела из далека.
Не сказала где была,
Но зато, она, ребятки,
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла

11. Загадывание детьми загадок.

- Какие загадки про птиц вы знаете? (Дети загадывают загадки)

Он серенький на вид
Но пением знаменит. (Соловей)

Черный, проворный,
Кричит: “Крак”
Червякам враг. (Грач)

Не ворона, не синица, -
Как зовется эта птица?
Примостилась на суку -
Раздалось в лесу “ку-ку”. (Кукушка)

Гнездо свое он в поле вьет,
Где тянутся растения.
Его и песни и полет.
Прославили в стихотворениях. (Жаворонок)

Он прилетает каждый год.
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)

Рано-рано на рассвете
Средь листвы затрепещит,
То споёт на зависть флейте,
То, как кошка, запищит. (Иволга)

(На доске вывешены картинки с лесными обитателями)

- Отгадку выберите на доске.

12. Загадки были про птиц, а про зверей какие существуют поговорки вы расскажете, собрав их из частей.

Работа в группах.

Соберите из частей поговорки. Представитель от каждой группы ее зачитает.

- Что еще можно сделать на лесной полянке? (Попить и поесть)

- Ребята из стихотворения С.Михалкова тоже были на прогулке на природе и давайте узнаем как они там себя вели.

13. Чтение “цепочкой” по абзацам в “Азбуке нравственности” стихотворения С.Михалкова “Прогулка”.

14. Беседа по содержанию по вопросам в конце учебника стр.174.

15. В учебнике есть обращение ко всем детям М.Пришвина о бережном отношении к природе из произведения “Кладовая солнца” из учебника “Азбука нравственности” стр.178. Давайте его зачитаем.

Обращение к детям заканчивается словами, которые являются эпиграфом к нашему уроку: “ Охранять природу – значит охранять Родину”.

- Как вы понимаете эти слова?

16. Представление детьми своих сочиненных сказок.

- Ребята, у вас было домашнее задание: сочинить сказку про дружбу с лесным Жуком и нарисовать к ней иллюстрацию. (Вывесить их заранее на доске)

- Зачитайте, пожалуйста, свою сказку…

17. Мы с вами говорили о том, что цветы рвать нельзя и в лесу и в поле.

- А как же быть с цветами, которые мы с вами ставим в вазы, которые нам дарят к празднику? (Их специально выращивают в садах и оранжереях)

Мы с вами тоже вырастим, т.е. соберем из частей, приготовленных на уроках труда, цветы.

Работа в парах.

Назначенные ученики дарят гостям цветы, а остальные выставляют на доске.

18. Обобщение и вывод.

- Чем мы занимались на уроке этики? (Слайд)

- Вот такие правила поведения на природе мы вспомнили:

- Громко не разговаривать!

- Не нарушать покой обитателей леса.

- Не включать музыку!

- Не разоряй птичьих гнезд!

- Зимой подкармливай птиц!

- Цветы рвать нельзя!

- Не лови насекомых!

- В лесу, на берегу реки не оставляй после себя мусор!

- Оберегай лес от пожара: не разжигай костров!

- Любить природу- значит беречь ее!

- Давайте прочитаем их еще раз и постараемся их выполнять. (Хором)

19. Д/з. Дома нарисуйте знаки к этим правилам, которые вы бы вывесили в лесу.

20. Рефлексия.

- На партах у вас, ребята, лежат лучики солнца. Если у вас после зтого урока возникло хорошее настроение, вам было все понятно и у вас есть желание соблюдать все эти правила вывешивают желтые лучики. Если у кого- то есть сомнения по какому- либо из названного мною, вывешивают оранжевые лучики. (Вывешивают на доске вокруг желтого круга)

- Вот такое у нас получилась поляна.

- И в заключении, я думаю, сейчас Дима и Света выразят наше общее мнение по всему сказанному на уроке.

Мы хотим, чтоб птицы пели.
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась,
И была на ягодах роса!

21.

Мы хотим, чтобы солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала,
Чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.

Презентация