Познавательная игра по литературному чтению "Остров Робинзона"

Разделы: Начальная школа


Мой класс с 2008 года является участником Всероссийского проекта “Успешное чтение”. Цель данного проекта – приобщение детей и подростков к чтению за счёт формирования его нового имиджа. Проект реализуется фондом поддержки образования, Санкт-Петербургским Государственным университетом и Государственным педагогическим университетом имени

А.И. Герцена. Заказчиком проекта является Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям – Российский книжный союз.

В рамках этого проекта дети читают книги из данного им списка и выполняют в “Портфеле читателя” различные задания по содержанию произведений.

Я организую и контролирую работу детей, разрабатываю и провожу внеклассные занятия по прочитанным произведениям и различные уроки-путешествия с использованием ИКТ, которые вызывают огромный интерес у детей. Наибольшей популярностью среди учеников пользуются игры, викторины, подготовленные с использованием компьютерных презентаций. Разработку одной из них представляю на фестиваль.

Сценарий занятия

Тема: Познавательная игра “Остров Робинзона” по книге Д.Дефо “Робинзон Крузо” (4 класс, проект “Успешное чтение”).

Цель: проверить, насколько вдумчиво и внимательно ученики прочитали данное произведение; вызывать и поддерживать у детей интерес к чтению.

Задачи.

Образовательные.

1. Учить анализировать полученную информацию, иллюстрации.

2. Продолжить работу по развитию речи учащихся:

а) обогащать словарный запас;

б) способствовать развитию умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;

в) развивать умение учащихся сравнивать свои высказывания с текстом произведения.

Развивающие.

1. Способствовать развитию внимания, памяти, мышления, воображения младших школьников.

2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

3. Способствовать развитию познавательного интереса к урокам литературного чтения.

4. Формировать навыки учебной поисковой деятельности.

5. Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные.

1. Способствовать воспитанию всесторонне развитой, гармоничной личности, уважающей человека, его возможности и способной к восприятию и осмыслению произведений искусства.

2. Формирование гуманистического мировоззрения учащихся.

Оборудование: экран, доска, компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point иллюстрации учеников к роману Даниеля Дефо, сигнальные карточки трёх цветов; издания книги “Робинзон Крузо” разных лет.

План игры.

1. Организационный момент. Вступление.

2. Строки из биографии Даниэля Дефо.

3. Викторина по книге:

  • Конкурс “Морской словарь”.
  • Конкурс “Сигнальщики”.
  • Конкурс “Тропой Робинзона Крузо”.
  • Конкурс “Точно в цель”.
  • Конкурс “Поиск героя книги”
  • Творческий конкурс “Напиши синквейн”

4. Подведение итогов.

Ход игры

1. Организационый момент. Актуализация опорных знаний.

У: Участвуя в проекте “Успешное чтение”, вы прочитали много произведений, выполняли задания к ним в “Портфеле читателя”.

Сегодня мы узнаем, кто из вас оказался самым внимательным читателем книги “Робинзон Крузо”.

Будьте, пожалуйста, внимательны, чтобы правильно ответить на вопросы нашей викторины.

Кто автор книги о Робинзоне? (Презентация. Слайд 1)

Дети отвечают на вопрос учителя (Даниэль Дефо)

2. Беседа. Строки из биографии Даниэля Дефо. (Слайды 2-6 )

У: Что вы знаете об этом писателе?

На слайде – портрет Д.Дефо.

Рассмотрите, расскажите, чем занимался этот человек, как он выглядит?

Учитель дополняет, уточняет ответы детей, пользуясь материалом слайдов.

Родился под именем Daniel Foe около 1660 г. в пригороде Лондона. Даниэль увлекался чтением книг преимущественно исторического содержания, описаниями путешествий и фантастических приключений. Окончив школу, юноша по настоянию отца поступил

в контору одного богатого торговца. Года через три Дефо увлекся журналистикой и начал печатать свои статьи в одном из политических журналов. Некоторое время торговал в Испании, много ездил по Западной Европе. Одно время Даниель Дефо был владельцем чулочного производства, кирпично-черепичного завода. Известно, что в период до 1685 г. Дефо попал в плен к алжирским пиратам, но вскоре его выкупили. Жизнь Дефо была полна “приключений”: он стал владельцем торговой фирмы и всю жизнь занимался рискованными коммерческими операциями. В результате – вчера он мог сорить деньгами, а завтра обнаружить дыру в пустом кармане. Когда он начал писать в жанре сатиры, власти приковали его к позорному столбу (было в Англии такое наказание), а поклонники осыпали его цветами.

Собрание сочинений Дефо насчитывает 14 книг. Самая известная из них – “Приключения Робинзона Крузо” вышла в 1719 г. (Слайд 7)

У: Знаете ли вы, был ли прототип у Робинзона Крузо?

Учитель дополняет ответы детей, рассказывает об Александре Селькирке, об островах у берегов Чили, названных в честь Р.Крузо и А.Селькирка. (Слайд 8)

3. Викторина по книге. (Слайд 9)

У: А теперь отправляемся в путь на Остров Робинзона. На каком транспорте будем путешествовать? (Конечно, на корабле)

Чтобы благополучно высадиться на острове, нужно уверенно вести корабль и знать морские термины.

Конкурс “Морской словарь” (Слайд 10)

У: объясните морские термины:

Капитан (начальник корабля)

Бортжурнал (летопись судна)

Штурман (человек, прокладывающий курс)

Палуба (пол корабля)

Трап (лестница)

Камбуз (корабельная кухня)

Штиль (полное безветрие)

Риф (подводная скала)

Банка (скамейка)

Швартовы (верёвка, которой судно привязывают к причалу)

Конкурс “Сигнальщики” (Слайды 11-17)

У: Итак, мы на берегу острова. Посигналим команде корабля, что благополучно добрались до берега. Отвечая на вопросы, выбирайте правильный вариант вариант ответа и поднимайте сигнальную карточку нужного цвета (на каждого ученика – набор из карточек красного, жёлтого, зелёного цвета). Вариант ответа на слайде: 1 – красный, 2 – жёлтый, 3 – зелёный (по щелчку на слайде правильный ответ выделяется подчёркиванием)

1. Где Робинзон устроил себе ночлег в первую ночь на острове?

Ночлег

  1. На берегу
  2. На дереве
  3. В пещере

2. Все вещи, которые Робинзон нашёл на корабле, он переправил на берег с помощью…

Переправа

  1. Шлюпка
  2. Плот
  3. Лодка

3. “У меня пропал почти весь урожай от первого посева” В чём причина?

Пища

  1. Многие зёрна отсырели и не взошли
  2. Многие из зёрен подъели мыши
  3. Неправильно рассчитал время, и многие семена не взошли

4. “Много лет она была мне надёжным помощником, служила мне верой и правдой. О, как бы дорого я дал, чтобы она заговорила!”. Что же это за друг?

Друг

  1. Кошка
  2. Собака
  3. Попугай Попка

5. “Вдруг оказалось, что я снова рискую потерять весь посев, так как моё поле опустошается целыми полчищами разнообразных врагов…” Этими врагами были…

Враги

  1. Козы, зайцы, птицы
  2. Мыши, птицы
  3. Мыши, зайцы

6. “Вскоре после того, как я поселился на острове, мне вдруг пришло в голову, что я потеряю счёт времени, если не заведу календаря. Календарь я устроил так:…”.

Календарь

  1. Обтесал дерево, вбил его в песок и прибил к столбу перекладину
  2. Нашёл сухое дерево и прибил к нему перекладину
  3. Каждый день делал на камне зарубки

7. Оказывается, что первоначально Даниэля Дефо звали по-другому. Каково же его настоящее имя?

Автор

  1. Даниэль Деф
  2. Даниэль Фо
  3. Даниэль Офед

Конкурс “Тропой Робинзона Крузо” (Слайды 18-19)

У: Познакомимся с островом, на котором Робинзон жил много лет.

Работа в группах (кроссворд). Проверка – запись слов на доске.

Отгадайте ключевое слово.

  1. Место, где прожил Робинзон долгие годы. (Остров)
  2. Что окружало остров? (Море)
  3. Из какой страны отплыл Робинзон в своё долголетнее путешествие? (Бразилия)
  4. Как Робинзон назвал дикаря, которого спас? (Пятница)
  5. Какое животное приручил Робинзон? (Коза)
  6. Как звали попугая Робинзона? (Попка)
  7. Куда Робинзон записывал все свои переживания и мысли? (Дневник)

Конкурс “Точно в цель” (Слайды 20-21)

У: В этом конкурсе, отвечая на вопросы, нужно дать развёрнутый ответ. Класс делится на две команды “Крестики – нолики”.

Правила игры

Перед игрой происходит жеребьёвка. Команде “Крестики” предоставляется право 1 хода.

Во время игры командам надо ответить на 9 вопросов. Команды ходят по очереди. Если команда отвечает правильно, на поле (На слайде по щелчку) ставится её отличительный знак (крестик или нолик), если команда отвечает неправильно, то автоматически ставится знак другой команды.

Вопросы:

1. Как могло случиться, что Робинзон Крузо оказался на необитаемом острове в полном одиночестве? (Спасаясь от бури, команда оставила севший на мель корабль, пытаясь добраться до берега на шлюпке. Однако волны перевернули шлюпку и все кроме Робинзона утонули)

2. В один из первых дней пребывания Робинзона на острове разразилась страшная гроза. Молнии так и сверкали над его палаткой, наводя страх и ужас. Когда гроза кончилась, Робинзон сразу принялся за работу, решив свести к минимуму риск от подобных происшествий. Что именно он сделал? (Разделил имеющийся у него порох на несколько частей и спрятал их в разных местах)

3. К концу четвёртого года жизни на острове Робинзон решил сделать себе большую лодку. Через несколько месяцев упорного труда ему удалось сделать лодку-долблёнку из массивного кедра. Почему Робинзон не воспользовался этой лодкой? (Делая лодку, Робинзон не задумался о том, как он доставит её к воде. Оказалось, что он даже не может сдвинуть её с места)

4. До появления на острове Пятницы, самым большим огорчением Робинзона было отсутствие собеседника. Однако, вместе с ним за обеденный стол ежедневно садилась целая компания. Хотя, к великому сожалению хозяина, людей среди них не было. Кто они? (Собака, кошки, попугай)

5. Размеренная жизнь Робинзона на острове была внезапно прервана. “В полном смятении, не чуя, как говориться, под собой земли, я пошёл домой в свою крепость. Я был охвачен невероятным ужасом: через каждые два-три шага я оглядывался назад, пугался каждого куста, каждого дерева, и каждый попадавшийся вдали пень принимал за человека”. Вспомните, что повергло Робинзона в такое состояние? (отпечаток голой человеческой ноги на песке)

6. По каким признакам Робинзон искал себе место для жилища? (Дом должен быть расположен в сухом месте, укрыт от солнечного зноя, защищен от возможного нападения хищников и людей; из его окон должно быть видно море, чтобы Робинзон не пропустил корабль, если тот появится.)

7. В какой одежде ходил Робинзон? (Первые три года носил рубашки и брюки, а затем сшил себе одежду из шкур убитых им животных.)

8. Какую вещь “не первой необходимости” изготовил своими руками Робинзон? (Зонтик, который мог открываться и закрываться.)

9. Почему и зонтик, и одежду Робинзон Крузо шил мехом наружу? (Дождевая вода стекала по меху, как по наклонной крыше.)

10.Сколько лодок построил Робинзон Крузо? (Две: одну большую, которую не смог спустить на воду; вторую меньших размеров.)

Конкурс “Поиск героя книги” (Слайд 22)

У: Благодаря чему Р.Крузо, живя на необитаемом острове, сумел остаться в живых?

(Продуктам, которые взял с корабля; оружию; или энергии, настойчивости и труду). Ответы детей.

Задание командам: записать на листе названия черт характера, которые помогли Робинзону выжить и остаться человеком.

Учащиеся зачитывают ответы, поясняют их.

4. Подведение итогов. (Слайды 23-24)

Вывод: Робинзон трудолюбив и настойчив, он не отступает ни перед какими препятствиями, и

в конце концов добивается всего, чего хочет. Ценим мы в Робинзоне его веру в человеческий труд, его настойчивость в преодолении препятствий, его храбрость и сильную волю.

Робинзон – пример для подражания тем, кто попал в трудную жизненную ситуацию.

На доске – выставка детских иллюстраций по книге и творческих работ – синквейнов о Робинзоне.

Учащиеся зачитывают свои работы.

Рефлексия:

  • если вам было интересно на уроке, поднимите сигнальную карточку зелёного цвета;
  • если вы узнали новое о Дефо и его герое, поднимите сигнальную карточку жёлтого цвета;
  • если вам было трудно отвечать на вопросы викторины, поднимите карточку красного цвета.

У: Спасибо за работу! Читайте книги, ребята!

Использованная литература:

Дефо Д.“Робинзон Крузо” – М.: Эксмо, 2009 – 608 с.

Детская энциклопедия “Я познаю мир. Литература”. - М.: АСТ, 2000 – 448 с.

Интернет-ресурсы: портрет и биография Даниэля Дефо,

Сайт проекта “Успешное чтение” Clubook.spb.ru