Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.
В.А.Сухомлинский
Категория “преемственность” используется для обозначения происходящего при любом развитии процесса, состоящего в перенесении видоизменённых в соответствии с новыми условиями определённых черт. Следовательно, преемственность означает связь между различными этапами или ступенями, как бытия, так и познания.
В педагогической науке значительное место занимают исследования преемственных связей между различными звеньями образовательной цепи: связи школы и детского сада, отдельных ступеней школы и т.д.
Идея целостной системы преемственных связей ступеней дошкольного и начального школьного образования не нова и не одно десятилетие разрабатывается и в научном, и в практическом аспектах.
Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируется фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В тоже время школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а опирается на достижение ребёнка - дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал, что позволяет реализовывать непрерывность в развитии детей и образовании как системе (Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева, А.Г.Арушанова, Москва, 1998 г.)
К сожалению, пока не удается снять остроту проблемы преемственности, это обусловлено следующим:
- разница в содержании образования, в особенностях педагогического процесса, в уровнях научно-методической квалификации педагогов школы и дошкольного учреждения;
- система непрерывного образования разнохарактерна по статусу объектов и субъектов воспитательно-образовательного процесса;
- разноподготовленность детей на пороге школы и т.д.
Таким образом, задача стоит не просто рационализировать процесс образования детей старшего дошкольного возраста, а за счет формирования
преемственности программ предшкольного и начального школьного образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования повысить в целом эффективность образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей младшего школьного возраста. Эту цель можно достичь только при координации взаимодействия между педагогическими коллективами конкретного дошкольного учреждения и конкретной школы.
Как показывает опыт, чтобы обеспечить постепенное вхождение дошкольников в школьную жизнь, педагогам детского сада, учителям школы и родителям нужно:
- выработать общие взгляды на ребёнка и его вхождение в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и в будущей школе;
- согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга;
- найти общий язык, на котором могут говорить о ребёнке - будущем первокласснике - все заинтересованные участники преемственной цепочки.
Решение проблемы преемственности в системе “Детский сад - школа” и управление ею, мы видим ещё и в реализации программно - целевого подхода, качественно изменяя не только планирование работы, но и обеспечивая объединение всех аспектов деятельности. Сущность программно-целевого подхода состоит в чётком определении целей и результатов работы, формирование реальных программ их достижения и оценки конечных результатов деятельности; концентрации усилий всех участников педагогического процесса на решении проблемы преемственности. Средством реализации программно-целевого подхода к управлению является целевая программа, представляющая собой содержательно-организационную основу управления деятельностью педагогических коллективов СОШ №1, ДОУ №10, №27 по реализации поставленных целей.
Цель программы: обеспечить единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Задачи:
- создать условия для успешной социализации первоклассников;
- подготовить дошкольников к обучению в начальной школе;
- организовать систему продуктивного взаимодействия педагогов начальной школы, воспитателей дошкольных учреждений, родителей.
Программа по обеспечению успешного перехода ребёнка из детского сада в начальную школу реализуется по трём основным направлениям:
- Совместная методическая работа учителей начальной школы и воспитателей дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
- Работа с детьми (воспитатель ДОУ, психолог, учитель-логопед, педиатр).
- Работа с родителями (воспитатель ДОУ, психолог, учитель-логопед, педиатр, учитель начальной школы).
Эффективность реализации программы можно
отследить по конечным ожидаемым результатам
совместной деятельности:
создание банка данных по будущим
первоклассникам;
Мероприятия, проводимые в рамках реализации Программы
№ | Мероприятия | Сроки реализации | Исполнители и ответственные |
Методическая работа | |||
1 | Методическое совещание: 1. Проблемы адаптации при переходе из ДОУ в школу. 2. Требования к уровню подготовки выпускников ДОУ. |
ноябрь | зам.директора по УВР МОУ СОШ, зам.заведующей по ВМР МДОУ, учителя 1-х классов |
2 | Итоговый методический круглый стол “Подведение итогов деятельности за учебный год: проблемы и перспективы” | май | зам.директора по УВР МОУ СОШ, зам.заведующей по ВМР МДОУ, учителя 1-х классов, воспитатели подготовительных групп |
Мониторинг готовности учащихся 1-х классов к обучению в школе. | октябрь | зам.директора по УВР МОУ СОШ, педагог-психолог, учителя 1-х классов | |
Диагностика готовности к школьному обучению детей подготовительной группы. | март | зам.заведующей по ВМР МДОУ | |
Мониторинг уровня адаптации обучающихся 1-х классов. | октябрь-декабрь | зам.директора по УВР МОУ СОШ, педагог-психолог, учителя 1-х классов | |
Работа с педагогами, воспитателями и детьми |
|||
Посещение воспитателями уроков в 1-х классах. | октябрь | зам.директора по УВР МОУ СОШ, зам.заведующей по ВМР МДОУ, учителя 1-х классов | |
Организация и проведение спортивных соревнований “Весёлые старты” | ноябрь | учителя 1-х классов, воспитатели ДОУ | |
Посещение занятий в ДОУ учителями 4-х классов | декабрь | зам.директора по УВР МОУ СОШ, зам.заведующей по ВМР МДОУ, учителя 4-х классов | |
Совместный проект “Конкурс чтецов “Здравствуй, Зимушка-Зима”” | декабрь | зам.директора по УВР МОУ СОШ, зам.заведующей по ВМР МДОУ | |
Экскурсия для воспитанников ДОУ:
|
декабрь | зам.директора по УВР МОУ СОШ, зам.заведующей по ВМР МДОУ, учителя 1-х классов, руководитель МО учителей начальных классов МОУ СОШ. | |
Конкурс рисунков “Школа глазами детей” | январь | зам.директора по УВР МОУ СОШ, зам.заведующей по ВМР МДОУ | |
Открытые уроки для воспитанников ДОУ | февраль | зам.директора по УВР МОУ СОШ, зам.заведующей по ВМР МДОУ, учителя 1-х классов, руководитель МО учителей начальных классов МОУ СОШ. | |
Экскурсии в школьный музей. | апрель | руководитель музея | |
Занятия в подготовительных группах по формированию учебных мотивов, развитию познавательных интересов у воспитанников ДОУ | в течение года | зам.директора по УВР МОУ СОШ, зам.заведующей по ВМР МДОУ, воспитатели подготовительных групп | |
Организация деятельности школы будущего первоклассника “АБВГДейка” | февраль-апрель | зам.директора по УВР МОУ СОШ, учителя 4-х классов | |
Работа с родителями |
|||
Индивидуальные консультации для родителей | в течение года | Педагог-психолог, администрация МОУ СОШ, МДОУ | |
Тематические выставки для родителей: “Подготовка к школе”; “Что должен знать и уметь первоклассник” | декабрь, январь | Воспитатели подготовительных групп, учителя 1-х классов | |
Общие родительские собрания: “Программы начального общего образования, реализуемые в современных школах: взгляд методиста, психолога, родителя”; “Критерии готовности ребёнка к школе” | февраль, март | Педагог-психолог, администрация МОУ СОШ, МДОУ, учителя 4-х классов |