Комплексно-целевая программа "Преемственность дошкольного и начального школьного образования"

Разделы: Администрирование школы


Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений”.

В.А.Сухомлинский

Категория “преемственность” используется для обозначения происходящего при любом развитии процесса, состоящего в перенесении видоизменённых в соответствии с новыми условиями определённых черт. Следовательно, преемственность означает связь между различными этапами или ступенями, как бытия, так и познания.

В педагогической науке значительное место занимают исследования преемственных связей между различными звеньями образовательной цепи: связи школы и детского сада, отдельных ступеней школы и т.д.

Идея целостной системы преемственных связей ступеней дошкольного и начального школьного образования не нова и не одно десятилетие разрабатывается и в научном, и в практическом аспектах.

Преемственность рассматривается как двусторонний процесс, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность дошкольного детства и формируется фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешности школьного обучения. В тоже время школа, как преемник дошкольной ступени образования, не строит свою работу с нуля, а опирается на достижение ребёнка - дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал, что позволяет реализовывать непрерывность в развитии детей и образовании как системе (Л.А.Парамонова, Т.И.Алиева, А.Г.Арушанова, Москва, 1998 г.)

К сожалению, пока не удается снять остроту проблемы преемственности, это обусловлено следующим:

  • разница в содержании образования, в особенностях педагогического процесса, в уровнях научно-методической квалификации педагогов школы и дошкольного учреждения;
  • система непрерывного образования разнохарактерна по статусу объектов и субъектов воспитательно-образовательного процесса;
  • разноподготовленность детей на пороге школы и т.д.

Таким образом, задача стоит не просто рационализировать процесс образования детей старшего дошкольного возраста, а за счет формирования

преемственности программ предшкольного и начального школьного образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования повысить в целом эффективность образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей младшего школьного возраста. Эту цель можно достичь только при координации взаимодействия между педагогическими коллективами конкретного дошкольного учреждения и конкретной школы.

Как показывает опыт, чтобы обеспечить постепенное вхождение дошкольников в школьную жизнь, педагогам детского сада, учителям школы и родителям нужно:

  • выработать общие взгляды на ребёнка и его вхождение в школьную жизнь, организацию его подготовки к школьному обучению в детском саду, дома и в будущей школе;
  • согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга;
  • найти общий язык, на котором могут говорить о ребёнке - будущем первокласснике - все заинтересованные участники преемственной цепочки.

Решение проблемы преемственности в системе “Детский сад - школа” и управление ею, мы видим ещё и в реализации программно - целевого подхода, качественно изменяя не только планирование работы, но и обеспечивая объединение всех аспектов деятельности. Сущность программно-целевого подхода состоит в чётком определении целей и результатов работы, формирование реальных программ их достижения и оценки конечных результатов деятельности; концентрации усилий всех участников педагогического процесса на решении проблемы преемственности. Средством реализации программно-целевого подхода к управлению является целевая программа, представляющая собой содержательно-организационную основу управления деятельностью педагогических коллективов СОШ №1, ДОУ №10, №27 по реализации поставленных целей.

Цель программы: обеспечить единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Задачи:

  • создать условия для успешной социализации первоклассников;
  • подготовить дошкольников к обучению в начальной школе;
  • организовать систему продуктивного взаимодействия педагогов начальной школы, воспитателей дошкольных учреждений, родителей.

Программа по обеспечению успешного перехода ребёнка из детского сада в начальную школу реализуется по трём основным направлениям:

  1. Совместная методическая работа учителей начальной школы и воспитателей дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
  2. Работа с детьми (воспитатель ДОУ, психолог, учитель-логопед, педиатр).
  3. Работа с родителями (воспитатель ДОУ, психолог, учитель-логопед, педиатр, учитель начальной школы).

Эффективность реализации программы можно отследить по конечным ожидаемым результатам совместной деятельности:

  • создание банка данных по будущим первоклассникам;
  • повышение качества усвоения программного материала в первом классе;
  • реализация программы подготовки детей к школе “АБВГДейка”;
  • сокращается срок адаптации первоклассников.

Мероприятия, проводимые в рамках реализации Программы

Мероприятия Сроки реализации Исполнители и ответственные
Методическая работа
1 Методическое совещание:

1. Проблемы адаптации при переходе из ДОУ в школу.

2. Требования к уровню подготовки выпускников ДОУ.

ноябрь зам.директора по УВР МОУ СОШ, зам.заведующей по ВМР МДОУ, учителя 1-х классов
2 Итоговый методический круглый стол “Подведение итогов деятельности за учебный год: проблемы и перспективы” май зам.директора по УВР МОУ СОШ, зам.заведующей по ВМР МДОУ, учителя 1-х классов, воспитатели подготовительных групп
  Мониторинг готовности учащихся 1-х классов к обучению в школе. октябрь зам.директора по УВР МОУ СОШ, педагог-психолог, учителя 1-х классов
  Диагностика готовности к школьному обучению детей подготовительной группы. март зам.заведующей по ВМР МДОУ
  Мониторинг уровня адаптации обучающихся 1-х классов. октябрь-декабрь зам.директора по УВР МОУ СОШ, педагог-психолог, учителя 1-х классов

Работа с педагогами, воспитателями и детьми

  Посещение воспитателями уроков в 1-х классах. октябрь зам.директора по УВР МОУ СОШ, зам.заведующей по ВМР МДОУ, учителя 1-х классов
  Организация и проведение спортивных соревнований “Весёлые старты” ноябрь учителя 1-х классов, воспитатели ДОУ
  Посещение занятий в ДОУ учителями 4-х классов декабрь зам.директора по УВР МОУ СОШ, зам.заведующей по ВМР МДОУ, учителя 4-х классов
  Совместный проект “Конкурс чтецов “Здравствуй, Зимушка-Зима”” декабрь зам.директора по УВР МОУ СОШ, зам.заведующей по ВМР МДОУ
  Экскурсия для воспитанников ДОУ:
  • Знакомство с учебными кабинетами МОУ СОШ;
  • Знакомство со школой и различными службами (библиотека, кабинеты социального педагога, педагога-психолога, хореографический зал).
декабрь зам.директора по УВР МОУ СОШ, зам.заведующей по ВМР МДОУ, учителя 1-х классов, руководитель МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
  Конкурс рисунков “Школа глазами детей” январь зам.директора по УВР МОУ СОШ, зам.заведующей по ВМР МДОУ
  Открытые уроки для воспитанников ДОУ февраль зам.директора по УВР МОУ СОШ, зам.заведующей по ВМР МДОУ, учителя 1-х классов, руководитель МО учителей начальных классов МОУ СОШ.
  Экскурсии в школьный музей. апрель руководитель музея
  Занятия в подготовительных группах по формированию учебных мотивов, развитию познавательных интересов у воспитанников ДОУ в течение года зам.директора по УВР МОУ СОШ, зам.заведующей по ВМР МДОУ, воспитатели подготовительных групп
  Организация деятельности школы будущего первоклассника “АБВГДейка” февраль-апрель зам.директора по УВР МОУ СОШ, учителя 4-х классов

Работа с родителями

  Индивидуальные консультации для родителей в течение года Педагог-психолог, администрация МОУ СОШ, МДОУ
  Тематические выставки для родителей: “Подготовка к школе”; “Что должен знать и уметь первоклассник” декабрь, январь Воспитатели подготовительных групп, учителя 1-х классов
  Общие родительские собрания: “Программы начального общего образования, реализуемые в современных школах: взгляд методиста, психолога, родителя”; “Критерии готовности ребёнка к школе” февраль, март Педагог-психолог, администрация МОУ СОШ, МДОУ, учителя 4-х классов