Занятие по математике "Путешествие в сказочную страну". Подготовительная группа

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: закрепить с детьми числа и цифры 1–10: соответствие между количеством предметов цифрой; порядковый и количественный счет; состав чисел 5–7; сложение и вычитание в пределах 7 с помощью числового отрезка; взаимосвязь целого и частей; уравнивание предметов двумя способами. Развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, интерес к предмету.

Материал: карта леса, 2 плана к этой карте; 2 схемы дорожки, таблица с символами, геометрические фигуры, цифры 1–10, счетные палочки, 2 корзины, иллюстрации к сказкам “Три поросенка”, “Волк и семеро козлят”, числовые отрезки, шишки.

Ход занятия

– Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся и подарим им наши улыбки. А сейчас посмотрите на меня и мне тоже подарите улыбки.

– Ребята, я хочу открыть вам свой секрет: я очень люблю сказки, а вы? И сегодня я приглашаю вас в путешествие по сказкам. А попасть в сказочную страну поможет нам волшебная дорожка, которую мы сделаем из палочек. Подойдите к столам. Сейчас я покажу вам схему этой дорожки, а вы внимательно её рассмотрите и запомните.


Рис. 1

– А сейчас постройте эту дорожку. Вот и готова наша дорожка, из скольких палочек построили дорожку?(10). Молодцы, всем удалось правильно построить дорожку.

– Вот мы с вами и в сказочной стране. Пройдите сюда, на этой лесной поляне нас встречают три весёлых брата-поросёнка (картинка). Как их зовут? Молодцы, хорошо вы знаете сказку.

– Посмотрите, вот две корзины. Это братья-поросята приготовили себе обед. Как вы думаете, что там может быть? Да, в этой корзинке лежат грибы. А что лежит в другой корзинке, мы узнаем, если разгадаем слово. За этими цифрами спрятаны буквы. Если мы правильно выполним задание, то узнаем что лежит в корзинке.

  1. Найдите цифру, которая стоит между 2 и 4.
  2. Вторая больше 4 на 1.
  3. Следующая показывает, сколько у нас глаз.
  4. Следующая цифра больше 5, но меньше 7.
  5. Эта цифра меньше 9 на 1.
  6. Какая цифра осталась?

Прочтите это слово. Кто назовет, что лежит в корзинке? (Желуди.)

3 5 2 6 8 7
ж ё л у д и

Рис. 2

– Какие вы молодцы, справились с заданием правильно. Грибы и жёлуди собрали поросята себе на обед. Давайте посчитаем, сколько здесь грибов и желудей. Сделайте два кружочка; ваш кружочек считает грибы, а ваш-жёлуди.

– Сколько грибов собрали поросята? (9), а сколько – желудей? (10). Чего больше? Чего меньше? На сколько?

– Собрали, а поделить поровну не могут. Давайте им поможем. Разделите грибы и жёлуди между поросятами поровну.

– По сколько грибов досталось каждому поросёнку? По сколько досталось желудей? Что нужно сделать, чтобы получилось поровну. Сложите всё корзинку; пожелаем им приятного аппетита.

– Ребятки, пока братья собирали себе обед, злой волшебник взял, да перепутал все домики в лесу. И теперь они не знают где их домики. Поможем им найти домики? Подойдите к столам. У меня есть для вас небольшая подсказка. Ниф-Ниф живёт в жёлтом домике из соломы. Возьмите карточку жёлтого цвета, сосчитайте, сколько кружочков нарисовано на карточке и поставьте рядом цифру.Какой номер дома у Ниф-Нифа?

– Из чего сделал дом Нуф – Нуф? Какого цвета у него домик? Возьмите коричневую карточку, посчитайте, сколько на ней кружочков и рядом поставьте цифру. Какой номер дома у Нуф – Нуфа?

– А из чего домик у Наф-Нафа? (Дети выполняют аналогичное задание.) Молодцы, помогли поросятам найти домики, потому что вы хорошо умеете считать и хорошо знаете цифры. Давайте попрощаемся с весёлыми братьями, пожелаем им удачи и отправимся дальше в путешествие.

– Отгадайте, в какую сказку мы сейчас отправимся: “отворили дверь козлята и исчезли все куда-то?” Козлята живут на другом берегу реки. Как же нам перебраться? Чтобы нам перейти через неё, надо построить мост. Чтобы он был крепким и надёжным его надо построить правильно. Строить будем из геометрических фигур, а поможет нам вот эта таблица.


Рис. 3

Давайте её рассмотрим, что обозначают цифры от одного до пяти,(фигуру) а нижние цифры? (Цвет.) А мостик будем строить вот по этой схеме.


Рис. 4

Посмотрите, ребята, какую фигуру положим первой (желтый маленький треугольник), а теперь продолжите самостоятельно. Какой мостик построил Саша? А Юля? Посмотрите внимательно на свои мостики, какие признаки меняли геометрические фигуры? (Цвет, форма, размер.) Молодцы, какие вы все внимательные.

– А сейчас идем по мостику друг за другом высоко поднимая колени. А вот здесь нам нужно перепрыгнуть с камушка на камушек. Молодцы, ваши крепкие и надёжные мостики помогли добраться до домика козлят. Подойдите сюда.

– Пришли, а козлят нет дома. Они ушли на цветочную поляну. Где они гуляют мы найдём по плану. Вот карта этого леса, рассмотрите внимательно. Вот этот маленький план поможет нам найти, куда ушли козлята. Кто расскажет?

– Погуляли на поляне козлята, надоело им играть и пошли они к ёжику в гости. А дорогу к дому ёжика нам поможет найти другой план. Но сейчас мы пойдем от цветочной поляны. Рассмотрите внимательно. Кто расскажет?

– Дошли козлята до домика ежа, а тут, откуда не возьмись – волк. Побежали козлята домой. А смогли ли они убежать от волка, мы сейчас узнаем. Возьмите числовые отрезки.

– Козлята и волк встретились в точке 7, найдите эту точку. Сначала козлята прыгнули влево через 2 точки, в какой точке они оказались? А потом сразу через 4 точки влево. В какой точке они оказались? В точке 1 и был домик козлят.

– А теперь давайте узнаем, как волк догонял козлят. Вернитесь в точку 7, сначала волк прыгнул через 3 точки влево, в какой точке он оказался? А потом ещё через 2 точки влево. Догнал ли волк козлят? Сколько ещё нужно сделать шагов волку, чтобы оказаться у домика козлят? Не удалось волку догнать козлят и убрался волк восвояси.

– А козлята обрадовались, что они такие ловкие, быстрые смогли перехитрить волка. Они очень любили играть в лесу шишками. Давайте их научим играть в ещё одну интересную игру.

– Вот у меня на столе 5 шишек, я сейчас разложу шишки в правую и левую руки. Сколько шишек в правой и левой руке? А сколько вместе? Аналогичное задание с 6–7 шишками.

– Молодцы, вы правильно умеете делить числа. Пусть козлята играют, давайте попрощаемся с ними и отправимся в дет. сад. подойдите к столу. Вспомните, по какой дорожке мы пришли в сказочную страну. По этой же волшебной дорожке мы отправимся и обратно. Вот мы снова и в д/саду, подойдите ко мне, ребята. Как вы считаете, хорошо ли вы работали на занятии? Почему вы так решили? А за что бы вы себя похвалили? А теперь попрощаемся с гостями.