Цель урока: познакомить детей с творчеством Лермонтова, научить видеть скрытый, переносный смысл стихотворения, интонацией передать настроение, воспитать любовь к русской поэзии.
Оборудование: портрет М.Ю.Лермонтова, слоги, слова, скороговорки, иллюстрации в книге на с.122-123, произведение на с.124, грамзапись “Утес” (без музыки, с музыкой), индивидуальные тексты (для быстрого чтения).
Ход урока
I. Организационный момент
Доброе утро всем девочкам!
Доброе утро всем мальчикам!
Доброе утро всем нашим гостям!
Доброе утро всем, кто любит литературное чтение!
Спасибо. Начнем наш урок.
Учитель: А) Ребята, как обычно, наш урок начнем с жужжащего чтения. Взяли свои книжки и вполголоса начинаем читать.
- Хорошо. Отложили свои книги на край стола. Представьте себе, что у вас на руках свеча. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух.
- Прочитайте на одном дыхании: А-О-У-Э.
- Поиграем с буквой А
- Прочитайте слоги легко и быстро.
- Прочитайте слова сперва по слогам, затем целыми словами:
взгро-моз-дясь -взгромоздясь
бли-зе-хонь-ко - близехонько
ли-си-цы-ны - лисицыны
Б) Проверка домашнего задания.
Учитель: Молодцы. Теперь переходим к проверке домашнего задания. Вам нужно было выучить басню Крылова “Ворона и Лисица”. Давайте мы сначала еще раз прочитаем выразительно эту басню. Открыли с.116 и поработаем так. Отмечаем карандашиком. Начало, первые три строчки читаем вместе, затем первый ряд читает хором 6 строчек, второй ряд - 8 строчек, третий ряд - предпоследние 5 строчек, а последнее четверостишие читаем вместе. Повторяю еще раз.
- Нашли первую строчку, поставили пальчики. Начали.
- А теперь проверим, как вы выучили наизусть эту басню. По желанию. (1 ученик)
- Умница.
- Ребята, я группе ребят дала домашнее задание подготовить инсценировку данной басни. Давайте посмотрим, как это у них получилось.
- Молодцы. А теперь кто мне напомнит, что такое басня? (ответы учеников)
- Правильно. Басня начинается или заканчивается моралью-выводом, где объясняется смысл басни. В нашем случае - лесть гнусна, вредна, для вороны да, не надо слушать льстецов, а для лисицы нет, так как она победила, лестью добилась своих целей - сыр получила - с ним была плутовка такова. Отсюда вывод: лесть гнусна и вредна.
II. Изучение нового материала
Учитель:
А) Сейчас внимательно прослушайте магнитофонную запись.
Б) Посмотрите внимательно на эту таблицу и определите, произведение, какого жанра вы прослушали?
Басня Cказка
Рассказ Cтихотворение
Ученик: Это стихотворение.
Учитель: Докажите.
Ученик: Он имеет рифму и ритм.
Учитель: Правильно. Стихотворение - это небольшое произведение, отражающее переживания, чувства человека, вызванные каким-либо событием и имеющее стихотворную форму, ритм и рифму, то есть деление на строки.
Учитель: Понравилось ли вам это стихотворение? Что вы почувствовали, когда слушали его?
Ученик: Грусть и радость, какое-то непонятное волнение.
В) Постановка цели и темы урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова, попробуем сделать маленькие открытия, вчитываясь в его строки, угадать замысел поэта, научимся выразительно читать.
Учитель: Откройте, пожалуйста, с. 118-119.
Что вы видите на этих страницах?
Ученик: Лермонтова.
Учитель: Кого, что напоминает портрет маленького Лермонтова?
Ученик: Куколку, сказочного пажа из “Золушки”, больше всего он похож на Перро из “Золотого ключика”.
Учитель: Рассмотрим следующий детский рисунок. Он изобразил коня, так как очень любил лошадей и был великолепным наездником.
- - Внизу видим старое здание Московского университета, в котором он учился несколько лет, эти годы были для него самые запоминающиеся и счастливые.
- - Видим автопортрет, который он написал на Кавказе, где прошли его последние годы, где он погиб. И вот фотография кавказских гор, которые он любил и которым посвятил многие творения. Одно из них мы прослушали, а как оно называется, прочитаем на с. 120. итак, посмотрели на стихотворение, как оно называется?
Ученик: “Утес”.
Учитель: Что такое утес?
Ученик: Высокая скала.
Учитель: Давайте еще раз прослушаем запись этого стихотворения.
Учитель: Самостоятельно прочитайте данное стихотворение до конца, простым карандашом делая пометки на паузу, логическое ударение и выделяя непонятные слова.
Учитель: Какое непонятное слово вы нашли?
Ученик: Лазурь - это светло-синий цвет, синева.
Учитель: Итак, кто главный герой произведения?
Ученик: Утес.
Учитель: Что вы узнали о нем?
Ученик: Он великан, крепкий, могучий, что он старый, с морщинками, печальный.
Учитель: О чем говорят эти определения-эпитеты?
Ученик: Это говорит о том, что он живет долго, что он печалится, что он сильный.
Учитель: Что делает утес? Как он стоит? Найдите и прочитайте.
Ученик: Одиноко он стоит, задумался глубоко и тихонько плачет.
Учитель: Почему он задумался и плачет?
Ученик: Он одинок, так как золотая тучка, которая ночевала на его груди, очень быстро и весело умчалась, оставив его одного.
Учитель: Почему он грустит об этой тучке?
Ученик: Он успел привыкнуть, полюбить.
Ученик: Ребята, только ли об утесе, о его чувствах это стихотворение?
Ученик: Нет.
Учитель: А о ком еще это стихотворение?
Ученик: О самом Лермонтове.
Учитель: Да, правильно. Лермонтов всю жизнь был одиноким. Это стихотворение вообще о чувствах многих людей. Многие люди могут оказаться в такой же ситуации, как утес. Ребята, мы говорим об утесе, как о живом человеке. Вспомните, как называется это изобразительное средство?
Ученик: Олицетворение.
Учитель: Ребята, теперь, поняв содержание, прослушав магнитофонную запись, скажите: с каким настроением, темпом мы должны читать? Подумайте.
Учитель: Правильно. Первый куплет – в быстром темпе, весело, это картина о природе, второй куплет - грустно, утес плачет, он задумался.
Учитель: А теперь проведем небольшую разминку. Отдохнем.
3. Физкультминутка
Вдох глубокий - выдох.
Обведите глазами.
Прочитайте первую строчку скороговорки спокойно, затем быстро.
Сегодня мы заучим продолжение скороговорки. Смотрим на вторую строчку:
- читаем про себя;
- по слогам;
- читаем быстро.
4. Продолжение изучения нового материала
Хорошо. А теперь перешли к тексту стихотворения. Приготовились, поставили пальчики. Сейчас вы мне должны прочитать его вполголоса. Начали.
А теперь это же стихотворение читаем шепотом. Начали.
А сейчас я смотрю на каждого, читаем глазами.
Молодцы. Сейчас я оценю каждого. Читаем по цепочке до точки.
Сейчас увеличим материал для чтения. 1 вариант читает первый куплет, 2 вариант — второй куплет.
Молодцы.
III. Домашнее задание
Учитель: Теперь открываем свои дневники и запишем домашнее задание. С. 120, выучить стихотворение наизусть, а кто желает, подготовьте реферат о творчестве Лермонтова.
IV. Итог
Учитель: Ребята, вы научились выразительно читать?
А какие открытия вы сделали на уроке?
Ученик: Неожиданно для себя открыли то, что стихотворение вовсе не о природе, а о человеческих чувствах, таких как тоска, привязанность, любовь.
Учитель: Совершенно правильно. Ребята, урок закончим, проверив технику чтения. Перед вами лежит сказка Лермонтова. Читаем на время. Приготовились. Начали. Молодцы.
Отложили в сторонку. А теперь оцените ваше настроение и впечатления от нашего урока. (Показ смешных рожиц)
Особенности анализа лирического стихотворения
На уроке чтения, планируя работу с поэтическим текстом, я, прежде всего, определяю ее способы и виды, дающие возможность плодотворно организовать совместную с учениками деятельность, которая поможет полюбить учащимся поэзию, понять творческий замысел автора.
Я выбрала для литературоведческого анализа стихотворение “Утес”, потому что, во-первых, оно мне очень близко по душевному состоянию, а во-вторых, это стихотворение написал любимый мною поэт Михаил Юрьевич Лермонтов. Поэт прожил очень короткую жизнь, но сумел оставить богатое художественное наследие. Кроме того, Михаил Юрьевич был талантливым художником: сохранилось множество автопортретов, где он изобразил себя на фоне любимых им гор Кавказа. Но самое главное в портрете - это его лицо, печальное, напряженное, с тоской в глазах…
Понимаю, что особую сложность представляет литературоведческая работа над поэтическим произведением, потому что стихи подчинены законам, отличающимся от законов других жанров литературы. Но у меня есть опора: план, алгоритм, позволяющие ученику выступить “соавтором” любого читаемого стихотворения, “присвоить” себе его достижения и находки.
План работы над лирическим стихотворением.
1. Кака ты думаешь, какое настроение было у автора, когда он писал это стихотворение? Каким цветом это стихотворение ассоцируется?
2. Что, по-твоему, послужило толчком для создания этого произведения?
3. Какие строки показались наиболее образными (как бы ожили перед тобой)?
4. Какие рифмы показались самыми необычными, новыми?
5. Перечисли наиболее яркие сравнения в стихотворении.
6. Какие слова употребляются в переносном смысле?
7. Как ты думаешь, при каких обстоятельствах ты мог бы вспомнить строки этого стихотворения?
8. Какую иллюстрацию ты хотел бы сделать этому стихотворению?
В стихотворении “Утес” отсутствуют сложные, непонятные слова, но при помощи глаголов, прилагательных, существительных, автор сумел передать сложное душевное состояние героя – щемящее чувство одиночества, мечту о далекой родной душе.
В стихотворении использованы изобразительно-выразительные средства, без которых текст был бы невыразительным, неэмоциональным, тусклым: эпитеты и олицетворения “старого утеса”, “одиноко стоит”, “тихонько плачет”. Инверсия: “задумался глубоко”; во второй строфе все значимые слова поставлены в конце строки и этим выделяется, акцентируется их значение: “в морщине”, “одиноко”, “глубоко”, “в пустыне”. Логические паузы, логические ударения, перекрестная рифма – без них трудно представить не только картину природы, но и переживания старого гордого утеса. Интересна цветопись стихотворения. Она рисует яркую картину: одинокий утес, синева неба, золотая тучка, ночевавшая на груди великана – настраивает на возвышенный лад, но в это же время дает понять, что “тучка” и “утес” - это две противоположные стихии. Отсюда горечь от невозможности их соединения, обреченность на одиночество. При чтении стихотворения “Утес”, возникает ощущение, что поэт рассказывает о себе, о людях, подобных гордому утесу. И пусть утес - символ грусти, печали, одиночества, но стихотворение оставляет впечатление возможности счастья, осуществления гармонии, казалось бы, недостижимой; здесь соединяются устремленность к невозможному, желанному и ощущение реальности прекрасного.
Я думаю, что каждый человек, любящий поэзию Лермонтова, замечает, что в стихотворении “Утес” есть тайна, глубина, которую каждый читатель будет раскрывать и воспринимать по-своему, исходя из своего жизненного опыта.