Современный социальный заказ России требует людей, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить. Исследовано и создано множество программ по развитию творческих способностей дошкольников и младших школьников именно педагогами-новаторами. Но, к сожалению, современная массовая школа еще сохраняет нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно теряют способность к творчеству (6, 23).
Для нашей страны развитие творческого потенциала личности школьника – проблема актуальная. В качестве основной цели российской общеобразовательной школы на первый план выступает задача формирования таких свойств личности, как умение решать творческие задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, непрерывно пополнять и применять их для творческого преобразования действительности (6, 30). Такая цель требует перестройки самих принципов организации процесса обучения с учетом закономерностей, подлежащих формированию у учащихся творческого мышления.
В нашей стране выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (А.В. Брушлинский, Б.М. Кедров, Я.А. Пономарев, С.Л. Рубинштейн, О.К. Тихомиров), общих и специальных способностей (Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, К.В. Тарасова, Б.М. Русалов) (6, 42), а также путей развития творческих способностей на уроках трудового обучения и изобразительного искусства (Б.П. Никитин, И.П. Волков, Н.М.Конышева, Т.Я. Шпикалова), разрабатываются дидактические принципы, новые учебные программы, факультативы для дифференцированного обучения, авторами которых Н.М. Конышева, Т.Я. Шпикалова, А.И. Шмойлов и др.С появлением развивающих технологий в начальной школе появились претензии к работе воспитателей детского сада, а также необходимость в создании единого образовательного пространства, единых требований, качественной творческой подготовки дошкольников.
В развитии творческих способностей играет значительную роль личность школьника, но не менее значительную роль в этом процессе играет и учитель, но не просто учитель творец, а учитель творец.
Р. П. Скульский [6, с. 85] выделил уровни творчества в деятельности учителя.
1. Самостоятельный поиск учителем конкретных
методических разработок, их сравнение,
критический анализ, целесообразное изменение и
внедрение в практику.
2. Исходный материал для разработки конкретного
плана учебного процесса в целом урока в
частности становится не конкретные разработки, а
общие методические положения, идеи.
3. Осмысление имеющихся психических,
дидактических концепций, интеграция их выводов и
конструирование на этой основе собственной
постоянно совершенствуемой методической
системой, наиболее эффективной для данных
условий.
Опыт творческой деятельности как компонент содержания образования может быть усвоен младшими школьниками только с помощью методов, используемых в обучении, учащихся начальных классов, естественно, не вводят в тонкости применения данных методов. Они знакомятся с ними эмпирически, т.е. на примерах конкретных задач:
- Мозговая атака или мозговой штурм;
- Метод контрольных вопросов;
- Метод обратной мозговой атаки;
- «Диверсионный» метод;
- Синектика (метод аналогии);
- Метод фокальных объектов (МФО);
- Метод гирлянд случайностей и ассоциаций;
- Функционально-стоимостный анализ (ФСА);
- Алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ)
Цели:
- обучение детей умению анализировать произведения изобразительного искусства;
- развитие творческих способностей, наблюдательности и внимания, логического мышления;
- воспитание интереса к декоративно-прикладному искусству.
Оборудование:
- Изобразительный ряд: образцы русских матрешек из Загорска, Семенова, Полхов-Майдана; образец педагогического рисунка «Русская матрешка в осеннем уборе» (карандаш).
- Литературный ряд: народное творчество (стихотворения и загадка).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
1) Приветствие учащихся.
2) Проверка готовности к уроку.
3) Подготовка красок к работе.
– Ребята, вспомните, как надо готовить к работе краски. (Нужно в каждый из цветов красок капнуть по нескольку капель воды.)
II. Постановка темы урока
– Тема сегодняшнего урока посвящена одному из самых известных во всем мире талисману России – матрешке. А так как наступила осень, то и украшать матрешек мы будем цветами и листьями. Поэтому наша работа называется «Русская матрешка в осеннем уборе».
III. Актуализация знаний учащихся
– У кого из вас дома есть народные декоративные
игрушки?
– Почему они вам нравятся?
IV. Вводная беседа
Город Загорск считается родиной русской
расписной матрешки – точенной из дерева и
оригинально расписанной многоместной куклы,
ставшей подлинным русским сувениром.
Популярность матрешки у иностранных туристов и
любителей путешествий в нашей стране вызвала у
мастеров разных областей России желание создать
свои варианты столь привлекательной игрушки. В
основном матрешек продавали на ярмарках.
– А какие еще игрушки продавали на ярмарках?
– Из каких материалов делали игрушки?
– Как расписывали мастера эти игрушки?
– Что означает матрешка?
– Какие цвета чаще всего использовались при
росписи матрешек?
– В чем по-вашему мнению, заключена красота
матрешки?
V. Анализ произведений декоративно-прикладного искусства
На Руси самыми прославленными центрами
народного творчества были города Загорск,
Семенов, а также Полхов-Майдан.
Матрешки из Загорска и Семенова похожи между
собой. Они украшены довольно скромно, расписаны
спокойными, не очень яркими цветами. художники
«одевали» этих матрешек в сарафан с фартучком, а
на голове рисовали платок.
Мастера точно соотносили размер элементов на
узоре матрешек с размерами самой матрешки. Чем
больше была матрешка, тем крупнее были цветы и
листья, украшающие ее фартуки. Основным цветом
для сарафана матрешки являлся красный. Край
фартука и рукава кофты обозначали черным цветом.
Голову всегда украшали платком, в росписи каймы
которого использовали прием «тычок».
Полхов-майданские матрешки отличаются более
удлиненной формой туловища и головы. В росписи
этой матрешки присутствуют боле яркие цвета –
малиновый, фиолетовый. Часто эти цвета даются на
контрасте – малиновый с темно-зеленым, синий с
желтым. Кроме того, обязательно при росписи
полхов-майдановской матрешки используется
обводка всех элементов черной краской. Лицо
расписывают в основном также только черным
цветом – глаза, нос, губы и волосы в форме
кругляшек. При выполнении этой матрешки плотно
украшают ее фигуру спереди цветами, листьями и
ягодами.
VI. Работа над новым материалом
– Мы сегодня выполним эскиз для росписи
матрешки объемной формы. такую игрушку-матрешку
вы сделаете на уроках технологии из папье-маше.
Чтобы роспись получилась выразительная,
красивая, давайте вспомним приемы народной
цветочной росписи. Русские мастера часто для
выполнения ягод, листьев цветов рисовали кистью
простейшие элементы растительного и
геометрического характера. Можно выполнить
«волшебные ягоды» приемом тычка, а «волшебные
листья» – приемом «прикладывание»
(примакивание). Кроме того, вам знаком такой
прием, как «мазок с растением цвета».
Так как мы украшали русскую матрешку осенним
узором, то главным элементом нашего узора будет
… отгадка загадки:
Летом, кружатся,
На землю ложатся.
С земли не встают
И не пропадут.
Что это?
– Верно, это листья дерева. Но нам надо
декоративно переработать листья деревьев так,
чтобы узор был более выразительным.
– Чтобы роспись получилась красивой, надо
вспомнить и творчески использовать приемы
народной цветочной росписи.
VII. Педагогический рисунок
Вспомните упражнения по выполнению простейших
приемам кистевой росписи.
К простейшим приемам кистевой росписи относятся
круги и овалы, украшенные дугами, точками и
штрихами, а также цветы и листья, выполненные
приемом тычка.
Выполняйте упражнения за мной – копируйте мои
действия:
1. Выполните любым ярким цветом круг и овал, это так выполняются подмалевки для будущих цветов – распустившихся розанов и бутонов, купавок в Городецкой росписи.
2. На овале выполните штрихи кривой линией, подчеркивающей форму овала, а на круге – штрихи короткие, их количество соответствует лепесткам предполагаемого цветка. Можно дополнить рисунок точками. И точки, и штрихи выполняются белого цвета. Эта операция называется – оживкой. Древние мастера считали, что таким образом нарисованные ими цветы оживают.
3. Часто цветы в той же Городецкой росписи украшали дужками более темного цвета, чем подмалевок. Количество дужек и их размер выбирались в зависимости от выполняемого цветка. У розана обычно было четное количество лепестков, и все они были одинакового размера. А вот для купавки характерно, наоборот, нечетное количество лепестков, при этом самый крупный лепесток располагался напротив центра, а по обеим от него сторонам располагались лепестки меньшего размера.
4. Для выполнения веточек смородины
использовали прием тычка. Намокайте кусочек ваты
на кончик кисточки, обмакните его в краску и
выполните веточку из ягод. Каждая ягодка должна
быть чуть меньше предыдущей. При этом красиво
смотрится веточка, если вы ее будете немного
изгибать. После желательно каждый из кружков
украсить маленьким темным штрихом.
Листочки выполняются зеленым цветом. Кисть
кладется под наклоном и как бы примакивается.
После тонкой кистью дописываются изящные
элементы.
Выполнение матрешки.
1) Необходимо расположить лист по вертикали.
Наметим высоту и ширину матрешки. Определим
соотношение нижней ее части – туловища и верхней
– головы. Голова у матрешки должна быть в два
раза меньше туловища. Поэтому всю высоту
матрешки разделим на три части, верхняя часть как
раз и будет являться высотой головы.
2) Определим пропорции и форму головы. Туловище
похоже на овал, наметим его.
3) Прорисуем на голове платок и круг – лицо. В
основании туловища нарисую подставочку.
Обратите внимание, что эта подставочка овальной
формы.
4) На лице очень аккуратными штрихами намечаю
глаза, нос и рот. Отмечаю линию волос. Теперь
выполняю узор из цветов и листьев на центральной
части матрешки. Я располагаю в центре три цветка,
вокруг которых формирую узор из лепестков.
Композицию узора выполняю таким образом, чтобы
от контура туловища матрешки до элементов узора
было примерно одинаковое расстояние. Рисунок
закончен.
VIII. Самостоятельная работа учащихся
Задание. Выполните самостоятельно рисунок матрешки и украсьте ее узором. Старайтесь выполнить выразительный узор. При этом используйте те приемы декоративной росписи, которые мы сегодня повторили.
IX. Итог урока
1) Выставка работ учащихся.
2) Обобщение изученного материала:
– С какими центрами народного творчества по
изготовлению матрешек вы сегодня познакомились?
– Кто запомнил отличительные особенности этих
матрешек?
– Какие приемы народной цветочной росписи вы
сегодня выполняли?
Список использованной литературы:
- Андреева А. Психологическая поддержка ребенка // Воспитание школьника, 2000. - №3.
- Андреева Т.В. Семейная психология. СПб., 2004.
- Бухвалов В.А. Дидактическая система работы учителя с позиции ТРИЗ: Межрегиональная лаборатория педагогической технологии [Текст]/ В.А. Бухвалов. – Норильск, 1991.
- Морозов А.В. Креативная психология и педагогика. М., 2004.
- Подласый И.П. Педагогика. М., 1996.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М. 2000.