Цели:
Нравственное и гражданско-патриотическое.
- Дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты.
- Выделить основные события смуты.
Историческое мнение
- Выявить причины Смуты, сравнить I и II ополчение. Выявить причины победы II и поражения I ополчения.
Оборудование: оформление доски.
Спасение Отечества
начальникам и ратным людям
всем свободным людям
благодаря чему Россия вышла из Смуты
- Причина Смуты
- Основные события
- Итоги Смуты
Ход урока
Организационный момент
Создание проблемной ситуации стр. 108 - прочитайте отрывки из повести. Кого можно назвать Спасителем России по I документу, по II отрывку. Какое противоречие? Какой главный вопрос нужно вспомнить, чтобы ответить на главный вопрос.
Повторение домашнего задания.
Работа по карточке.
- Какие могли привести к смуте? причина, поражение в ливанской войне.
- Отрывок из стихотворения поэта начала 20 века Кузьмина
Звучит немолчно в зареве набат
А на траве - в кровавой багрянице
Царя Феодора убитый брат.
В заре горит грядущих гроз багрянец
Мятеж и мрак, невнятные слова
И чудится далекий самозванец
И пленная растленная Москва!
- Какие еще причины можно выделить из отрывка стихотворения?
Плакат Вспомните причины смуты.
В каких сферах общественной жизни проявились противоречия (экономика, политика, социальная сфера).
Таким образом противоречия в экономической политической, социальной жизни стали причины Смуты.
Вспомним события смуты
Дата | События |
I этап 1604-1605 | Чем характеризуется I этап? Борьбой царя Бориса Годунова и самозванца Лжедмитрия I за власть а) сообщение о Лжедмитрии I б) карточки: В чем причина победы Лжедмитрия I над Борисом Почему Лжедмитрий I на смог сохранить престол |
II 1606-1607 | |
III 1608-1610 | |
1606-1610 | правление Василия Шуйского в чем причины недовольства Василием Шуйским |
Учитель | С избранием Нового царя Смута не прекратилась. Начался новый этап. Холоп Иван Болотников объявил себя воеводой царя Дмитрия, который спасся от бояр |
1606-1607 | Развернулось восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова |
В чем проявилась Смута?
В появлении самозванцев, привела к гражданской, расколола страну на враждующие лагери.
Что же заставило людей выступить за прекращение Смуты?
- выполнение логического задания по карточке;
- что заставило людей выступить против Смуты?
1609, 1611 - еще одно проявление Смуты интервенция
- что такое интервенция?
Вооруженное вмешательство иностранных государств в дела России
- какую угрозу представляла, интервенция для России?
Нависла угроза потерять независимость России
1610, 1608 - власть семибоярщины которые присягнули польскому королю.
Власть Лжедмитрия II
На западе одни стали признавать власть польского короля, другие шведского принца. В России народ плохо признал весть об избрании Владислава. Вновь стал расти Авторитете Лжедмитрия II. Но в декабре 1610 года самозванец был убит. И тогда стали присягать новорожденному сыну Марины Мнишек и Лжедмитрию II прозванному "вороненком".
- какую угрозу представили эти события?
Не существующее правительство России
Таким образом государство не могло выполнять свои функции по защите. Над Россией навила страшная опасность - потеря независимости. Осознание действительности привело к пробуждению самосознания русского народа. Народ поднялся на борьбу за освобождение Отечества. Гражданская война стала перерастать в национально - освободительную борьбу.
Работа с учебником
Заполнение таблицы. Роль I и II ополчения.
Назовите руководителей II ополчения (сообщение о Минине и Пожарском)
портрет
В 1612 году поляки изгнаны из Москвы
Какую проблему необходимо было решить в тех условиях.
(слайд) записать дату
21 февраля 1613 Земский Собор избрал царем Михаила Федоровича Романова
Заключительная часть
- Какой праздник отмечается в России 4 ноября? День народного единства
- Какому событию посвящен
- Приведите факты, подтверждающие название праздника
- Какой главный вопрос урока? Как Россия вышла из Смуты.
Вывод учителя. Россия вышла из Смуты благодаря тому, что ее жители объединились против общей опасности. В то время, когда государство не смогло ее спасти, само общество стало на борьбу с врагом, а в последующем восстановили власть. Свой вклад внесли начальники, ратные люди, но главной силой, которая спасла страну, стал простой народ. В единении сила. После Смуты необходимо восстанавливать страну. О том, как это было сделано, вы прочитаете дома параграф 10.
Карточка
Отметьте на линии времени:
- начало правления и окончание Ивана грозного
- годы правления Федора Ивановича
- начало правления какого царя относится к 16 веку?
Какие события означают даты
- 1547
- 1556
- 1565
- 1583
- 1589
Подчеркните даты, какие из них могли привести к Смуте?
- Расположите приведенные факты таким образом, чтобы на первом месте были те, которые на ваш взгляд больше повлияли на изменение отношения простого народа к Смуте. Объясните свой выбор.
- 1608 - появление нового самозванца - Лжедмитрия II (вошел в историю как "Тушинский вор" - так как лагерь находился в селе Тушино). Половина уездов признала власть самозванца.
- 1609 - польский король Сигизмунд повел в Россию армию для захвата московского престола и обращения русских в католичество.
- 1610 - свержение Василия Шуйского, власть перешла в руки Семибоярщины (семерых самых видных членов Боярской Думы)
- 27 августа - присяга польскому королю Владиславу.
- 21 сентября - тайно пустили поляков в Москву.
- 1611 - шведы, которых пригласил еще Василий Шуйский для защиты от тушинцев, захватили северо-запад России вместе с Великим Новгородом.
Вариант 1.
- Прочитайте текст стр. 101 - 102 "Первое ополчение против поляков". Выясните роль начальников и ратных людей, простого народа в Первом ополчении. Результат своей работы представьте в таблице.
- В чем, на ваш взгляд, причина неудачи Первого ополчения?
Вариант 2.
- Прочитайте текст с 103 - 105 "Второе ополчение и объединение земли русской".
- Выясните роль начальников и ратных людей, простого народа во Втором ополчении.
- Результат работы представьте в таблице.
- В чем, на ваш взгляд, причина успеха Второго ополчения.
- Роль в Первом / Втором ополчении 1611-1612.
- Имена руководителей:
Начальников и ратных людей Простого народа
Вывод.