"Спасение Отечества" с использованием проблемно-диалоговой технологии. 7-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 7


Цели:

Нравственное и гражданско-патриотическое.

  • Дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты.
  • Выделить основные события смуты.

Историческое мнение

  • Выявить причины Смуты, сравнить I и II ополчение. Выявить причины победы II и поражения I ополчения.

Оборудование: оформление доски.

Спасение Отечества
начальникам и ратным людям
всем свободным людям
благодаря чему Россия вышла из Смуты

  • Причина Смуты
  • Основные события
  • Итоги Смуты

Ход урока

Организационный момент

Создание проблемной ситуации стр. 108 - прочитайте отрывки из повести. Кого можно назвать Спасителем России по I документу, по II отрывку. Какое противоречие? Какой главный вопрос нужно вспомнить, чтобы ответить на главный вопрос.

Повторение домашнего задания.

Работа по карточке.

  • Какие могли привести к смуте? причина, поражение в ливанской войне.
  • Отрывок из стихотворения поэта начала 20 века Кузьмина

Звучит немолчно в зареве набат
А на траве - в кровавой багрянице
Царя Феодора убитый брат.
В заре горит грядущих гроз багрянец
Мятеж и мрак, невнятные слова
И чудится далекий самозванец
И пленная растленная Москва!

  • Какие еще причины можно выделить из отрывка стихотворения?

Плакат Вспомните причины смуты.

В каких сферах общественной жизни проявились противоречия (экономика, политика, социальная сфера).

Таким образом противоречия в экономической политической, социальной жизни стали причины Смуты.

Вспомним события смуты

Дата События
I этап 1604-1605 Чем характеризуется I этап?

Борьбой царя Бориса Годунова и самозванца Лжедмитрия I за власть

а) сообщение о Лжедмитрии I

б) карточки:

В чем причина победы Лжедмитрия I над Борисом

Почему Лжедмитрий I на смог сохранить престол

II 1606-1607  
III 1608-1610  
1606-1610 правление Василия Шуйского
в чем причины недовольства Василием Шуйским
Учитель С избранием Нового царя Смута не прекратилась. Начался новый этап. Холоп Иван Болотников объявил себя воеводой царя Дмитрия, который спасся от бояр
1606-1607 Развернулось восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова

В чем проявилась Смута?

В появлении самозванцев, привела к гражданской, расколола страну на враждующие лагери.

Что же заставило людей выступить за прекращение Смуты?

- выполнение логического задания по карточке;

- что заставило людей выступить против Смуты?

1609, 1611 - еще одно проявление Смуты интервенция

- что такое интервенция?

Вооруженное вмешательство иностранных государств в дела России

- какую угрозу представляла, интервенция для России?

Нависла угроза потерять независимость России

1610, 1608 - власть семибоярщины которые присягнули польскому королю.

Власть Лжедмитрия II

На западе одни стали признавать власть польского короля, другие шведского принца. В России народ плохо признал весть об избрании Владислава. Вновь стал расти Авторитете Лжедмитрия II. Но в декабре 1610 года самозванец был убит. И тогда стали присягать новорожденному сыну Марины Мнишек и Лжедмитрию II прозванному "вороненком".

- какую угрозу представили эти события?

Не существующее правительство России

Таким образом государство не могло выполнять свои функции по защите. Над Россией навила страшная опасность - потеря независимости. Осознание действительности привело к пробуждению самосознания русского народа. Народ поднялся на борьбу за освобождение Отечества. Гражданская война стала перерастать в национально - освободительную борьбу.

Работа с учебником

Заполнение таблицы. Роль I и II ополчения.

Назовите руководителей II ополчения (сообщение о Минине и Пожарском)

портрет

В 1612 году поляки изгнаны из Москвы

Какую проблему необходимо было решить в тех условиях.

(слайд) записать дату

21 февраля 1613 Земский Собор избрал царем Михаила Федоровича Романова

Заключительная часть

  • Какой праздник отмечается в России 4 ноября? День народного единства
  • Какому событию посвящен
  • Приведите факты, подтверждающие название праздника
  • Какой главный вопрос урока? Как Россия вышла из Смуты.

Вывод учителя. Россия вышла из Смуты благодаря тому, что ее жители объединились против общей опасности. В то время, когда государство не смогло ее спасти, само общество стало на борьбу с врагом, а в последующем восстановили власть. Свой вклад внесли начальники, ратные люди, но главной силой, которая спасла страну, стал простой народ. В единении сила. После Смуты необходимо восстанавливать страну. О том, как это было сделано, вы прочитаете дома параграф 10.

Карточка

Отметьте на линии времени:

  • начало правления и окончание Ивана грозного
  • годы правления Федора Ивановича
  • начало правления какого царя относится к 16 веку?

Какие события означают даты

  • 1547
  • 1556
  • 1565
  • 1583
  • 1589

Подчеркните даты, какие из них могли привести к Смуте?

  • Расположите приведенные факты таким образом, чтобы на первом месте были те, которые на ваш взгляд больше повлияли на изменение отношения простого народа к Смуте. Объясните свой выбор.
  • 1608 - появление нового самозванца - Лжедмитрия II (вошел в историю как "Тушинский вор" - так как лагерь находился в селе Тушино). Половина уездов признала власть самозванца.
  • 1609 - польский король Сигизмунд повел в Россию армию для захвата московского престола и обращения русских в католичество.
  • 1610 - свержение Василия Шуйского, власть перешла в руки Семибоярщины (семерых самых видных членов Боярской Думы)
  • 27 августа - присяга польскому королю Владиславу.
  • 21 сентября - тайно пустили поляков в Москву.
  • 1611 - шведы, которых пригласил еще Василий Шуйский для защиты от тушинцев, захватили северо-запад России вместе с Великим Новгородом.

Вариант 1.

  • Прочитайте текст стр. 101 - 102 "Первое ополчение против поляков". Выясните роль начальников и ратных людей, простого народа в Первом ополчении. Результат своей работы представьте в таблице.
  • В чем, на ваш взгляд, причина неудачи Первого ополчения?

Вариант 2.

  • Прочитайте текст с 103 - 105 "Второе ополчение и объединение земли русской".
  • Выясните роль начальников и ратных людей, простого народа во Втором ополчении.
  • Результат работы представьте в таблице.
  • В чем, на ваш взгляд, причина успеха Второго ополчения.
  • Роль в Первом / Втором ополчении 1611-1612.
  • Имена руководителей:
Начальников и ратных людей Простого народа
   

Вывод.