Цели: Формировать навыки работы с ножницами, учить правильно, резать по линиям реза. Развивать интерес к национальным орнаментам, к истории родного края. Воспитывать уважение и бережное отношение к творчеству старшего поколения.
Материал: Заготовка рукавицы, вырезанная из картона; клей; цветная бумага.
Инструменты: Ножницы, карандаш, маркер.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Беседа.
– Давайте вспомним, что такое орнамент? (В переводе с латинского –
украшение.)
– Прочитайте слово, как оно пишется (хоровое орфографическое чтение).
– Орнаменты предназначены для украшения зданий, посуды, одежды. В орнаменте
применяются растительные элементы (показ).
– Состоят из плавно извивающихся стеблей с цветами, бутонами, листьями.
Геометрические элементы часто состоят из растительных форм, но выполнены в стилизованном (упрощенном) виде, в виде квадратиков, треугольников, полосок (показ).
Символические элементы – флаги, звёздочки, лавровые листья
Основная особенность орнамента – ритмичность, т.е. повторение одинаковых или чередование разных предметов.
Разные народы составляют свои национальные узоры, это зависит от места, где они живут, от рода их занятий, т.е. что окружало их в жизни, всё подмеченное в природе служило источником для создания орнамента. Народы Севера изображали в орнаментах оленей, моржей, северное сияние, а в бескрайних степях Казахстана паслись огромные отары баранов и основным мотивом для составления узоров были их разнообразные ветвистые рога. Широки просторы России, яркие причудливые цветы полей перенесены на русские народные орнаменты. (Показ орнаментов по ходу беседы.)
– Как называется республика, в которой мы живём? (Хакасия.)
– Хакасия, богата своей древней историей и корни народного искусства уходят в
далёкое прошлое. Хакасы, как и другие народы, стремились украсить предметы быта,
жилище, одежду.
Хакасский национальный орнамент состоит из геометрических элементов (показ) – прямые полосы, полосы наискосок, зигзагов, кругов, квадратов, кругов, треугольников.
Орнамент из растительных элементов состоит из завитков, спиралей, листьев разной формы, трёхлистников, пятилистников, цветов (показ).
Рассмотрим несколько изделий:
Туесок – сделан из бересты, украшен тиснением.
– Назовите, элементы, какого орнамента легли в основу? (Геометрического.)
Ковёр – вяленный из войлока.
Покажите элементы растительного орнамента.
Особое внимание уделялось одежде, т.к. мы живём в Сибири и зимы у нас холодные. Верхняя одежда шилась из меха животных.
Сапоги – изготавливались из меха животных, украшались вышивкой или аппликацией.
Шуба – украшалась вышивкой, мехом соболя или обшивались дорогими тканями. Воротник, наплечники, манжеты сшиты из другого материала и покрыты национальным орнаментом вышитые нитками мулине или шёлковыми нитками. Поверх платья надевали безрукавку (сигедек), тоже украшенную национальным орнаментом.
Рукавицы (мелей) – шили из выделанного меха животных. Тыльная сторона рукавицы украшалась вышивкой, а отделку делали из тёмного или светлого шёлка, парчи, шерсти.
Орнамент выполняется на чёрном или белом фоне. У хакасов чёрный цвет
обозначает землю, белый чистоту воду. Преобладают цвета ярких, насыщенных тонов:
Красный – это тепло,
Синий – небо,
Зелёный – природа.
Добавляют малиновый, фиолетовый, оранжевый. Рисунок орнамента четок и ярок.
3. Рассмотреть образец, составить план работы, повторить план работы.
А) – Так как мы ещё не умеем вышивать, сегодня мы будем учиться вырезать из
бумаги по шаблону элементы хакасского национального орнамента и украсим рукавицу
аппликацией.
– Что такое аппликация? (Наклеивание или нашивание одного материала на другой,
разные по цвету, но одинаковые по свойству).
– Наша рукавица украшена завитком похожим на стебель и трёхлистником обведёнными
по контуру контрастным цветом.
Б) – Какой инструмент понадобится? (Ножницы.)
– Какие правила пользования ножницами знаете?
- Хранить в стаканчике.
- Нельзя поднимать остриём вверх.
- Нельзя держать в открытом виде.
- Держать на уровне груди, остриём от себя.
- Нельзя поворачиваться к другу с ножницами в руках.
- При резании поворачиваем бумагу, а не ножницы.
В) С чего начнём выполнять работу?
- Подберём цвет.
- По шаблону вырежем детали орнамента.
- Наклеим на рукавицу.
- Маркером обведём по контуру и нарисуем завиток.
- Наклеим отделку рукавицы.
4. Выполнение работы.
– Подумайте, какого цвета бумагу выберем для орнамента. На белом фоне хорошо будут смотреться синий с малиновым, зелёный с оранжевым.
Выполнение работы детьми, учитель оказывает индивидуальную помощь, следит за выполнением правил техники безопасности.
5. Итог.
– Поднимите рукавицы.
– Молодцы! С работой справились.
– С каким орнаментом познакомились?
– Из каких элементов состоит хакасский орнамент?
– Раньше девушки вышивали, украшали рукавицы и дарили их юношам, а мы подарим их
нашим гостям.