Цель: воспитание у обучающихся чувства гордости и любви к родному городу.
Задачи:
- Сформировать образ города, перспективного для будущей жизни обучающихся.
- Способствовать развитию познавательной активности обучающихся.
- Расширить краеведческий кругозор школьников.
План
1. Введение
2. Образ Царицына – Сталинграда – Волгограда глазами современников.
– Отчет 1-й творческой группы, анкета № 1: каким видят волгоградцы образ родного города.
– Творческий конкурс “Волгоград нашими глазами” (работа по группам). Защита работ.
3. История герба Царицына – Сталинграда – Волгограда.
– Игра “Герб нашего города”.
– Конкурс знатоков городского герба.
– Задания на дом для групп.
4. Национальный состав населения города.
– Отчет 2-й творческой группы, анкета 2: что знают волгоградцы о народах, проживающих в городе.
– Географический перекресток.
– Мини-фестиваль народных традиций и обычай.
– Блиц-опрос.
– Игра “Кто быстрей” (по группам).
5. Подведение итогов.
Оборудование: DVD – проигрыватель с телевизором, компьютер с проектором для демонстрации презентации, раздаточный материал.
Ход классного часа
1. Введение. Невозможно научиться любить Родину и гордиться ею, не зная истории своей страны, своего края. С чего у вас начинается образ Родины? У одного с улицы, у другого с района, у третьего с города, в котором живет. И чтобы понятие “Родина” для вас не было абстракцией, изучайте историю, природу и культуру родного края, малой Родины. Вы же хотите испытывать чувство гордости за свою страну?!
Сегодня проводим классный час “Дорогой мой Волгоград”.
2. Образ Царицына – Сталинграда – Волгограда глазами современников
Образ – живое, наглядное представление о нашем городе, которое сложилось в сознании людей. Любой образ субъективен, но тем он и интересен.
1) Отчет 1-й творческой группы, которые составили анкету № 1, провели опрос общественного мнения и проанализировали результаты о том, каким видят волгоградцы образ родного города (Приложение 1).
2) Для многих и многих людей Сталинград, Волгоград стал самым дорогим городом.
– Символично звучат слова Маршала Советского Союза Василия Ивановича Чуйкова: “Более 50 лет я прослужил в Советской Армии, сражался за Родину и на Сибирской земле и на Украине, и в Белоруссии, и в центре страны. Но есть в огромной России город, которому отдано мое сердце. Жизнь моя неразрывно связана с городом на Волге, который вошел в историю как Сталинград”.
– Маргарита Константиновна Агашина в 1985 году сказала: “С 1951 года я живу в Волгограде. Его судьба, его люди, его стройки – все это учило и учит меня жить... Если бы я жила в другом городе, я писала бы совсем другие стихи. А может быть, и совсем не писала”. И в своих стихах поэтесса неоднократно признавалась в любви родному городу: “Я люблю тебя, как человека, праздник мой – город мой, Волгоград!”.
Творческий конкурс “Волгоград нашими глазами” (работа по группам).
1) Задание: Создать почтовую марку, символизирующую наш город (обучающимся предоставляются бумага, клей, фломастеры и силуэт марки, небольшие фотографии знаковых мест Волгограда, чтобы они могли выбрать и наклеить на марку).
Таким образом, на протяжении более чем четырех веков наш город в описаниях современников предстает таким разным и противоречивым.
2) Защита творческих работ, выбор лучшей работы.
3. История герба Царицына – Сталинграда – Волгограда
Герб – символический опознавательно-правовой знак, составленный и утвержденный по определенным правилам, служащий постоянным отличительным определителем человеку, роду, городу, региону, государству и т.д.
Сторожевая крепость на Волге, небольшой захолустный уездный городишко, крупный торговый и промышленный центр на Юго-востоке России, город– солдат в годы Великой Отечественной войны, Волгоград современный. И все эти образы нашли свое отражение в городском гербе, история которого началась в XVIII веке.
– Игра “Герб нашего города”
Создай собирательный образ нашего города, объяснив символическое значение каждой из предложенных частей герба Волгограда.
Медаль “Золотая звезда” | Неприступная крепость на Волге. | |
Зубцы красной крепостной стены | Мужество, героизм, город- герой, город-солдат. | |
Нижняя часть герба голубого цвета | Великая битва на Волге, героическое прошлое нашего города. | |
Шестерня, золотистого цвета сноп пшеницы | Развитая промышленность и индустрия города, изобилие волгоградской земли. | |
Лента медали "За оборону Сталинграда". | Великая русская река Волга |
– Конкурс знатоков городского герба
Перед вами проект Царицынского герба, который был отклонен Герольдмейстерской конторой, объясните почему.
Найдите ошибку на изображении Царицынского герба.
Объясните, почему Царицын не имел права использовать герб в таком варианте.
Ответы:
- Городская или башенная корона в геральдике указывает на статус города. Использованная в проекте золотая башенная корона с пятью зубцами, полагалась губернским городам с населением более 50 тысяч человек. Царицын же был уездным городом. Кроме того, по правилам геральдики было не допустимо, чтобы городская корона была размещена выше императорской, и проект отклонили.
- В нижнем поле герба стерляди были серебряными, а не золотыми.
- В гербе использованы статусные знаки, которые полагались губернскому городу – золотая императорская корона и венок из дубовых листьев обвитый Андреевской лентой, а Царицын был уездным городом.
– Задания на дом для групп. Предложите новый проект городского герба, используя бумагу, фломастеры и памятку для составления городского герба.
4. Национальный состав населения города
Образ Царицына – Сталинграда – Волгограда – это смешение лиц разных национальностей.
Население крепости Царицын и её окрестностей изначально было многонациональным.
– Отчет 2-й творческой группы, которые составили анкету № 2 “К какой национальности Вы относитесь?”, провели опрос общественного мнения и проанализировали результаты о том, что знают волгоградцы о народах, проживающих в городе (Приложение 2).
– Географический перекресток.
Задание: На карту мира прикрепить карточки с названиями народов проживающих в Волгограде.
– Мини-фестиваль народных традиций (знакомство с традициями и с национальной кухней).
– Проживающие на территории города национальные общности сохраняют культурные традиции своего народа. И самое яркое и интересное – это национальные праздники.
Заслушали мини – сообщения о традициях нескольких народов и познакомились с блюдами армянской национальной кухни.
– Блиц-опрос:
- Автор первого изображения Царицына. (Адам Олеарий)
- Первые жители нашего города. (Стрельцы)
- Что символизирует голубой цвет на гербе Волгограда. (Волгу)
- Народ, основавший колонию Сарепта. (Немцы)
- Сколько направлений ветров бывает в одном из микрорайонов Дзержинского района. (Семь)
- Так назывался Царицын в начале своей истории, во время Гражданской и Великой Отечественной войн. (Крепость)
- Кочевой народ, расселившийся в Нижнем Поволжье в XVII веке. (Калмыки)
- Его имя наш город носил некоторое время. (Сталин)
- Религиозное культовое здание. (Храм)
- Этот дом в дни Сталинградской битвы защищали представители 9 народов. (Дом Павлова)
- Отличительный символический знак города. (Герб)
– Игра “Кто быстрей” (по группам). Выберите правильный вариант ответа, соответствующую букву впишите в столбик слева. В случае верного ответа – вы прочитаете “волшебное” слово.
М | 1. Сколько дней и ночей продолжалась
Сталинградская битва? а) 250 |
О | 2. Этот жилой дом оборонял небольшой
многонациональный гарнизон под командованием а) Родимцева |
Л | 3. В каком году Царицын переименовали в
Сталинград? л) 1925 г. |
О | 4. В течение скольких дней обороняли
дом, известный всему миру, как дом Павлова? о) 58 дней |
Д | 5. В каком году Сталинград переименовали
в Волгоград? а) 1945 г. |
Ц | 6. Назовите фамилию основателя движения
по восстановлению разрушенного города. а) Вучетич |
Ы |
7. На территории Волгограда проживает
народов и этнических групп более… ы) более 110 |
5. Подведение итогов. Что нового узнали для себя, с чем познакомились?
Литература
- Евстратова Ю.В. История герба Царицына – Сталинграда– Волгограда.// Символы Волгоградской области. Учебное пособие. Волгоград, 2008.
- Методические рекомендации к проведению классного часа “Многообразный Волгоград” (в рамках цикла классных часов “Мы – волгоградцы!”) Авторы: Евстратова Ю.В., Карюкина Н.А., Хрипунова Е.Г. – Волгоград. МОУ ЦПК. 2010.
- Национальности и национальные общественные объединения Волгограда. Информационный справочник. Волгоград, 2008.