Цели урока:
- Познавательная: повторение изученного материала об имени прилагательном, закрепление навыков правописания прилагательных, умения работать с основными лингвистическими понятиями.
- Воспитательная: формирование стремления к овладению большим объемом знаний, привлечение внимания к предмету посредством занимательности.
- Развивающая: расширение активного словарного запаса учащихся, наблюдение за употреблением и использованием прилагательных в речи, тренировка в составлении связного текста.
Ход урока
Сегодня мы поведем разговор об очень распространенной в русском языке части речи. Как же она называется? Чтобы угадать - нужно разгадать шараду:
приставка (из трех букв), обозначающая нахождение около чего-либо.
Существительное мужского рода 2 склонения в единственном числе, синоним к существительному знамя, без начальной буквы ф.
Прилагательное питательное без корня.
/прилагательное/
Да, конечно же, это имя прилагательное. А вы знаете, что по частоте употребления прилагательное занимает третье место после существительного и глагола?
Почему?
Представьте себе ровную асфальтированную дорогу и летнюю лесную поляну. Как утомительно смотреть долгое время на серое однообразие первой, как радует глаз вторая. Каких только нет там форм, размеров, окрасок: зеленые, стройные, высокие, узорные, тонкие, бархатные, белые, длинные, низкорослые, голубые, круглые, стрельчатые, фиолетовые, прямые и т. д.
Все это разнообразие передается с помощью прилагательных. Именно они делают нашу речь живописной. Спросите любого: "Какова трава? Снег? Ночь?" - и он ответит: "Зеленая, белый, темная." А всегда ли снег белый? Конечно нет. Он бывает темно-голубой, синий, серебристый, на закате даже красный, а по форме он пушистый, рассыпчатый. Его можно потрогать - он холодный, колючий, жгучий. Вот сколько прилагательных только для описания снега.
Что бы мы ни делали, где бы мы ни были, мы постоянно стремимся не только назвать предмет, но и оценить его, определяя его качественную сторону.
Именно поэтому эпиграфом нашего урока стало стихотворение об имени прилагательном:
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
Сейчас нам предстоит вспомнить самое главное из того, что мы узнали о морфологических признаках и правописании прилагательных. А начнем со сказки.
Скромные просители
(сказка)
Родились прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы со всеми существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственного рода, числа и падежа.
- А что, если нам попросить их у существительных, ну хотя бы на время, мечтали прилагательные и решили поговорить об этом с существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили прилагательным свои формы. Существительные были так рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор прилагательные. Чтобы согласовываться, берут у существительных формы рода, числа и падежа. Вместе - служба, вместе - дружба.
Какой же вывод о правописании окончаний прилагательных можно сделать? Как определить, какое окончание будет иметь прилагательное? (По вопросу).
Да, действительно, прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, от которого оно зависит.
А сейчас первое задание:
Согласуйте прилагательные с существительными. Составьте рассказ по опорным словосочетаниям.
Начались (долгожданный) каникулы; вышли (ранний) утром; отправились в (дальний) деревню; наблюдать (утренний) зарю; занесло (свежий) снег; катались с (крутой) холма; потянуло (вечерний) прохладой; закрылось (темный), (синий) тучей; вспоминаем о (зимний) путешествии.
Давайте вспомним, какую синтаксическую роль выполняют прилагательные. Сейчас я буду читать предложения, а ваша задача - найти каждому свое место в соответствии с синтаксической ролью.
Шумели раскидистые ивы, а мы приближались к охотничьей избушке.
Хорош русский лес зимой.
Старый охотник - прекрасный рассказчик.
Он хорошо разбирается в волчьих и медвежьих повадках, лисьих хитростях.
Давайте вспомним, на какие три разряда делятся прилагательные? К доске по одному члену команды.
Игра "Узнай свое слово"
Ваша задача - точно определить разряд прилагательного. Если допущена ошибка, а заметит ее первым участник той же команды, то команда получит не 2 штрафных очка, а 1.
Деревянный, вчерашний, беличий, папин, собачий, сестрин, высокий, тяжелый, нагревательный, верхний, звонкий, аккуратный.
А теперь пришло время поговорить о правописании прилагательных.
"Проверь безударную гласную".
Далекий, холодный, пахучий, дремучий, соленый, лесной, ночной, большой, ледяной, ленивый, стальной.
Иногда в запоминании правописания помогают не только правила.
Сценка "Загадка помогла".
Маша и Марина учатся в 6 классе. Из школы они часто идут вместе.
Сегодня мы писали диктант - рассказывает Маша.
Трудный?- говорит Марина.
Нет! Правда встретились прилагательные с -ан, ян, ин, и некоторые девочки написали одну букву н, а я не ошиблась, написала две н.
Марина даже остановилась от удивления.
Да ты что, Маша? Прилагательные с -ан, ян, ин пишутся с одним н.
Не волнуйся, Марина. В диктанте были исключения: деревянный, стеклянный, оловянный. А я их хорошо запомнила, они пишутся с двумя н.
Как же?
Очень просто. Есть загадка об оконной раме:
Поля стеклянные
Межи деревянные,
Ручки оловянные.
Вот здорово! - воскликнула Марина. - Я постараюсь запомнить эту загадку, ведь в ней все три прилагательных - исключения.
Пришло время игры "Кто лучше знает правила."
На доске три столбика слов (по одному для каждой команды). Ваша задача - объяснить правописание.
Пришкольный Близкий Неряшливый Длинный Лебединый Лисья Бледно-лиловый могуч |
Причудливый Ткацкий Невысокий Стеклянный Болезненный Ужаснее Физико-математический увидишь |
Премилый Матросская Отнюдь не страшный Утренний Ветреный (день) Парчовый Трудолюбивый тишь |
А теперь самое трудное испытание, которое называется "Сколько правил?" Вам предстоит перечислить все орфограммы в данных предложениях. Перепишите все предложения в тетрадь и подчеркните все орфограммы. Называть орфограммы команда будет по цепочке. Если участник пропускает свой ход, команда получает штрафное очко.
Приближалась сибирская безветренная ночь, в деревне все спали.
Темнота плотным ковром располагалась под изумрудно-зелеными елями.
Вдоль серебряной глади небольшой речонки видны заячьи следы.
Подведение итогов. Награждение победителей.
Благодарю всех участников соревнования за активное участие и хочу пожелать вам с таким же азартом изучать и другие части речи. И в заключении давайте еще раз прочитаем эпиграф урока.