Цели:
- познакомить со словами, обозначающими признаки предметов;
- формировать умение ставить вопросы к словам, обозначающим признаки предметов;
- развивать внимание, память, мелкую моторику;
- воспитывать мотивацию к учению.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы урока.
– Перед тем, как вы узнаете тему урока, давайте проведём минутку чистописания. Но сначала приготовим руки к работе.
3. Подготовка руки к письму.
Лошадка.
У лошадки вьётся грива,
Бьёт копытами игриво.
– А для того, чтобы узнать, с каким словарным словом мы будем знакомиться, соберём картинку.
(На столе у детей осколочная картинка с изображением арбуза. Буква “а”, которую нужно запомнить, отсутствует.)
– Вставить пропущенную букву вам поможет стихотворение. Послушайте, чаще всего на какую букву в нём начинаются слова.
– Что везешь, автомашина?
– Всё, что есть на букву “а”
Вот арбузы, апельсины,
Абрикосы и айва.
– Так какая буква пропущена в слове “арбуз”?
– Давайте запишем слово, поставим ударение и подчеркнём букву, которую нужно
запомнить.
– Устно разделим слово на слоги, подсчитаем количество звуков, букв, гласных,
согласных.
– А теперь придумаем предложение с новым словом. (Одно предложение записывается
на доске и в тетради.)
Мы купили спелый арбуз.
– А ещё арбуз может быть каким? (Спелым, сочным, алым, большим, сладким,
полосатым, огромным – на доске.)
– Какой вопрос можно поставить к этим словам?
(На доске карточка с вопросом какой? и картинки:
Морковь яблоко арбуз
Какая? Какое? Какой?)
– Как сказать одним словом, что это? (Это предметы.)
– У каждого предмета есть признаки, по которым и различаются предметы между
собой.
(Дети дают характеристику каждому предмету, ставя вопрос.)
Морковь (какая?) сладкая, большая, оранжевая.
Яблоко (какое?) румяное, сочное, вкусное.
Арбуз (какой?) сочный, спелый, полосатый.
(Дети записывают в тетради, один ученик – у доски.)
–Давайте сделаем вывод: слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? обозначают признаки предметов.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление изученного.
– А теперь, пока мы будем работать все вместе, работу по карточкам выполнят двое учеников. Есть желающие показать, как они внимательно слушали и усвоили новую тему?
А) Работа по карточкам.
Карточка 1.
Вставь подходящие по смыслу признаки предметов.
Светит (какое?)….. солнце. Дует (какой?) …..ветерок. Звонко поёт (какой?)…..
жаворонок.
Слова для справок: яркое, тёплый, весёлый.
Карточка 2.
Вставь подходящие по смыслу признаки предметов.
Надвинулась (какая?)….. туча. Поднялся (какой?)….. ветер.
Сверкнула (какая?)…… молния. Загремел (какой?)….. гром.
Слова для справок: чёрная, сильный, яркая, оглушительный.
Б) Коллективная работа.
– Отгадайте загадки. Записывать у доски и в тетради будем отгадки со словами – признаками.
Говорливый и журчащий,
И холодный, и блестящий,
Он по камешкам бежит,
В речку дальнюю спешит.
Ручей (какой?)……………
.Зверь мохнатый, неуклюжий
Не боится зимней стужи
Под корягою лесною
Спит под снежной пеленою
Медведь (какой?)…………..
Этот шарик полосатый
Очень любят все ребята
С виду он зелёный, гладкий
В середине красный, сладкий.
Арбуз (какой?)……………
– И в заключение давайте поиграем. На столе для каждого ряда лежит предмет. Нужно по одному выходить к доске, брать предмет в руки, называть его признак и записывать на доске. Чей ряд назовёт и запишет больше признаков своего предмета, тот и выиграл.
– Сначала нужно задать вопрос к самому предмету, а затем и к его признаку.
На доске:
Что? Апельсин Какой? Круглый Оранжевый Сладкий Сочный |
Что? Игрушка Какая? Красивая Мягкая Лохматая Новая |
6. Итог урока, оценки.
7. Домашнее задание.