Урок письма в 3-м классе "Понятие о словах, обозначающих признаки предметов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить со словами, обозначающими признаки предметов;
  • формировать умение ставить вопросы к словам, обозначающим признаки предметов;
  • развивать внимание, память, мелкую моторику;
  • воспитывать мотивацию к учению.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы урока.

– Перед тем, как вы узнаете тему урока, давайте проведём минутку чистописания. Но сначала приготовим руки к работе.

3. Подготовка руки к письму.

Лошадка.
У лошадки вьётся грива,
Бьёт копытами игриво
.

– А для того, чтобы узнать, с каким словарным словом мы будем знакомиться, соберём картинку.

(На столе у детей осколочная картинка с изображением арбуза. Буква “а”, которую нужно запомнить, отсутствует.)

– Вставить пропущенную букву вам поможет стихотворение. Послушайте, чаще всего на какую букву в нём начинаются слова.

– Что везешь, автомашина?
– Всё, что есть на букву “а”
Вот арбузы, апельсины,
Абрикосы и айва.

– Так какая буква пропущена в слове “арбуз”?
– Давайте запишем слово, поставим ударение и подчеркнём букву, которую нужно запомнить.
– Устно разделим слово на слоги, подсчитаем количество звуков, букв, гласных, согласных.
– А теперь придумаем предложение с новым словом. (Одно предложение записывается на доске и в тетради.)

Мы купили спелый арбуз.

– А ещё арбуз может быть каким? (Спелым, сочным, алым, большим, сладким, полосатым, огромным – на доске.)
– Какой вопрос можно поставить к этим словам?

(На доске карточка с вопросом какой? и картинки:
Морковь яблоко арбуз
Какая? Какое? Какой?)

– Как сказать одним словом, что это? (Это предметы.)
– У каждого предмета есть признаки, по которым и различаются предметы между собой.

(Дети дают характеристику каждому предмету, ставя вопрос.)

Морковь (какая?) сладкая, большая, оранжевая.
Яблоко (какое?) румяное, сочное, вкусное.
Арбуз (какой?) сочный, спелый, полосатый.

(Дети записывают в тетради, один ученик – у доски.)

–Давайте сделаем вывод: слова, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие? обозначают признаки предметов.

4. Физкультминутка.

5. Закрепление изученного.

– А теперь, пока мы будем работать все вместе, работу по карточкам выполнят двое учеников. Есть желающие показать, как они внимательно слушали и усвоили новую тему?

А) Работа по карточкам.

Карточка 1.

Вставь подходящие по смыслу признаки предметов.
Светит (какое?)….. солнце. Дует (какой?) …..ветерок. Звонко поёт (какой?)….. жаворонок.
Слова для справок: яркое, тёплый, весёлый.

Карточка 2.

Вставь подходящие по смыслу признаки предметов.
Надвинулась (какая?)….. туча. Поднялся (какой?)….. ветер. Сверкнула (какая?)…… молния. Загремел (какой?)….. гром.
Слова для справок: чёрная, сильный, яркая, оглушительный.

Б) Коллективная работа.

– Отгадайте загадки. Записывать у доски и в тетради будем отгадки со словами – признаками.

Говорливый и журчащий,
И холодный, и блестящий,
Он по камешкам бежит,
В речку дальнюю спешит.

Ручей (какой?)……………

Зверь мохнатый, неуклюжий
Не боится зимней стужи
Под корягою лесною
Спит под снежной пеленою
.

Медведь (какой?)…………..

Этот шарик полосатый
Очень любят все ребята
С виду он зелёный, гладкий
В середине красный, сладкий.

Арбуз (какой?)……………

– И в заключение давайте поиграем. На столе для каждого ряда лежит предмет. Нужно по одному выходить к доске, брать предмет в руки, называть его признак и записывать на доске. Чей ряд назовёт и запишет больше признаков своего предмета, тот и выиграл.

– Сначала нужно задать вопрос к самому предмету, а затем и к его признаку.

На доске:

Что?
Апельсин
Какой?
Круглый
Оранжевый
Сладкий
Сочный
Что?
Игрушка
Какая?
Красивая
Мягкая
Лохматая
Новая

6. Итог урока, оценки.

7. Домашнее задание.