Цель урока: дать понятия вещества, энергии, информации, показать роль информации в живой природе и в жизни людей, актуализировать имеющиеся знания обучающихся об информации.
Подготовка к уроку:
- Инструктаж по ОТ в кабинете информатике.
- Журнал первичного инструктажа.
- Презентация к уроку
Ввод понятия информация
Примерно 3,5 миллиарда лет назад на Земле возникла жизнь. С тех пор идет саморазвитие, эволюция живой природы, появляются новые орудия и предметы труда, средства связи и многое другое.
Давайте посмотрим вокруг себя и попробуем ответить на вопрос: с чем нам приходится иметь дело в повседневной жизни.
Во-первых, это множество материальных объектов: стул, на котором мы сидим, одежда, которую мы носим; пища, предметы и орудия труда, транспортные средства, растения, животные люди и т.п. Для обозначения материальных объектов используется термин «вещество».
Во-вторых, это энергия. Это тепловая, электрическая, механическая, атомная. Человек, принимая пищу, запасается энергией, без которой он не мог бы выполнять ни физическую, ни умственную работу.
Третье, это информация. Давайте попробуем разобраться, что это такое.
Презентация Слайд 1
Записываем тему урока «Роль информации в жизни людей. Информация и знания» домашнее задание.
Презентация Слайд 2
Разгадай кроссворд.
Кроссворд представляет собой поле из семи горизонтальных строк, раскрашенных цветами радуги. Ученики выбирают цвет своего вопроса. Для выбора вопроса кликаем по первому квадратику каждой строки. Под сеткой кроссворда появляется вопрос. Второй клик по этой же клетке выводит ответ, поле с вопросом исчезает. Процедуру продолжаем до тех пор, пока не будут заполнены все поля кроссворда.
Вопросы:
Кладовая информации | Интернет |
Наука, которая изучает мир, в котором мы живем, явления в нем происходящие | Физика |
Состояние, противоположное темноте | Свет |
Как называются все предметы, которые изучает физика | Тело |
Всем известное слово, которое произнес Архимед | Эврика |
Наука, изучающая все живые организмы, от вируса до человека | Биология |
Страна, попавшая в финал чемпионата мира по футболу 2010 | Нидерланды |
Презентация Слайд 3
На следующем слайде предстоит составить слово, из букв в белых квадратах. Это слово СВЕДЕНИЯ.
Презентация Слайд 4
Итак, информация – это сведения, знания, которые мы получаем из книг, газет, радио, телевидения, людей с которыми мы общаемся.
Изучение любого предмета в школе – это получение информации.
В середине XX века появилась новая наука – информатика. Развитию информатики послужило одно из самых значительных достижений – создание ЭВМ или как мы сейчас говорим компьютера. Компьютер – это универсальное техническое средство для работы с информацией.
Презентация Слайд 5
Информатика – это наука, изучающая законы и методы хранения, передачи и обработки информации с использованием компьютера.
В последнее время для обозначения компьютерных методов хранения обработки и передачи информации стали использовать термин «информационно-коммуникационные технологии» – ИКТ. Наш учебный предмет называется «Информатика и ИКТ». Изучив его, вы познакомитесь с рядом научных вопросов информатики, а также освоите наиболее распространенные средства ИКТ.
Инструктаж по ОТ. Презентация Слайды 6-16
Работая за компьютером, необходимо соблюдать определенные правила ТБ и санитарные нормы. Надо помнить, что к компьютеру подведено опасное для жизни напряжение. Поэтому не следует прикасаться к открытым разъемам, дергать провода. Не следует допускать попадания влаги на устройства компьютера. На слайде 7 представлены изображения различных «нельзя». Переход к каждому из них осуществляется с помощью настроенной гиперссылки, или последовательном переходе между слайдами.
Информация и знания
К слову «информация» люди привыкли очень давно. Особенно часто это слово встречается в СМИ – «информационное сообщении» или «оперативная информация». Цель таких сообщений довести до читателей или до слушателей сведения о каких-либо событиях. До получения сообщения мы не знали о данном событии, а в результате стали знать.
Презентация Слайд 6
Игра-аукцион. Найди в приведенном рисунке действия, которые можно совершать с информацией.
На поиск ответа дается 40 секунд. С помощью настроенной анимации за это время опускается божья коровка.
- Анализировать
- Архивировать
- Записывать
- Изменять
- Измерять
- Изучать
- Кодировать
- Копировать
- Находить
- Обрабатывать
- Ощущать
- Переводить
- Передавать
- Печатать
- Получать
- Разжимать
- Рвать
- Регистрировать
- Рисовать
- Сжимать
- Слушать
- Смотреть
- Терять
- Хранить
- Читать
Учеба в школе – это целенаправленный процесс получения знаний, а значит, получения информации. Чем больше вы учитесь, тем больше информации содержит ваша память.
А теперь давайте подумаем, что же представляют собой наши знания. Попробуйте сформулировать какие-нибудь свои конкретные знания. Например, может получиться вот такой список: Презентация Слайд 7
- Я знаю, что Земля вращается вокруг Солнца.
- Я знаю, что Байкал – самое глубокое в мире пресное озеро.
- Я знаю, как собрать радиоприемник.
- Я знаю, как обработать фотографию в PhotoScape.
- Я знаю, как перемножать две простые дроби.
Всю эту «кучу» знаний можно разделить на две группы. Презентация Слайд 8
Знания первой группы начинаются со слов «Я знаю, что…». Такие знания принято называть декларативными (от слова «декларация», что обозначает «утверждение», «сообщение»).
Знания второй группы, начинаются со слов «Я знаю, как…», называются процедурными. Они определяют действия для достижения какой-либо цели.
Информативность сообщений
Презентация Слайд 9
Сообщение, которое пополняет наши знания, называется информативным.
Но всякое ли сообщение несет для нас информацию? Например, слушая речь человека, говорящего на китайском языке, вы не пополните своих знаний (если, конечно не знаете китайский язык). Такие сообщения, которые не пополняют знаний принимающего их человека, назовем неинформативными сообщениями. Однако и на родном языке тоже можно встретить множество неинформативных сообщений. Например, в учебнике по высшей математике вы прочитали определение: «Значение определенного интеграла равно разности значений первообразной подынтегральной функции на верхнем и на нижнем пределах». Это сообщение нам не понятно. Быть понятным – значит быть связанным с уже имеющимися знаниями человека. Однако этого для информативности недостаточно. Вот пример понятных для нас сообщений:
- Москва – столица России;
- 2 ∙2 = 4.
Пополняют эти сообщения наши знания? Конечно, нет! Данные факты давно вам известны.
Презентация Слайд 10
Итак, сообщение принимаемое человеком, содержит для него информацию, если заключенные в сообщения сведения являются для этого человека новыми и понятными.
Какими еще свойствами может обладать, полученная нами информация вы узнаете из домашнего параграфа.
Подведение итогов
Презентация Слайд 11 и 12
Обучающимся предлагается ответить на вопросы: Какие из представленных объектов и явлений являются энергией, а какие веществом. Для выполнения этого задания можно вызвать по очереди несколько учеников. Отвечающему необходимо щелкнуть мышью по выбранному слову. Напротив правильного ответа будет появляться знак «P», а напротив неверного – «–».
Литература и используемые источники
- Семакин, И.Г. Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс : Учебник для 8 класса <Текст> / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – с.5-13
- Угринович, Н.Д. Информатика и ИКТ : учебник для 8 класса <Текст> / Н.Д. Угринович. – 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. – с. 8-18
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Информатика и ИКТ. 8-9 класс. Наборы цифровых ресурсов к учебникам «Информатика-базовый курс», 8 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. Техника безопасности и санитарные нормы. <Презентация> http://school-collection.edu.ru/catalog/res/b9cac53b-f817-470a-920c-ce0d00c1c5da/view/
- Информационно-образовательный портал для учителя информатики и ИКТ Клякс@.net http://www.klyaksa.net/htm/kopilka/information/index.htm
- Мозаика из слов создана с помощью http://www.imagechef.com/ic/word_mosaic/
- Божья коровка http://i019.radikal.ru/0901/0f/c39bbb5fb86c.png
- Фон для презентации http://www.proshkolu.ru/user/AidaAlex/file/393001