Отношение автора к своему герою. Е.И. Чарушин. "Волчишко"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

– пробудить в детях сочувствие, сопереживание герою рассказа;
– при помощи вопросов научить детей ставить себя на место героя рассказа;
– воспитывать понимание эмоционального смысла произведения;
– сделать идею рассказа близкой ребенку через привлечение его к соавторству;
– помочь детям в воспитании чувства бесстрашия.

Оборудование: портрет Е. Чарушина; выставка книг.

Ход урока

I. Организационный момент.

    Прозвенел и смолк звонок,
    Начинаем мы урок.
    Улыбнулись, подтянулись,
    Друг на друга посмотрели
    И спокойно, тихо сели.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

1. Выставка детских книг разных лет изданий: “Русские народные сказки: “Колобок”, “Теремок”, “Волк и семеро козлят”, “Кот и Лиса”; С.Михалков “Три поросёнка”, Ш.Перро “Красная Шапочка”.

Учитель (У.) – Что общего между этими книгами?

Дети (Д.) – Это народные и авторские сказки.

У. – Назвать героя, который присутствует во всех данных сказках.

Д. – Волк.

У. – Что можете сказать о Волке из сказки “Лиса и Волк”?

Д. – Добрый, услужливый, терпеливый, доверчивый, вечно голодный.

У. – Как относится автор (народная сказка) к Волку?

Д. – Жалеет. (Лиса обманывала, бабы вёдрами били, остался без хвоста).

У. – Что можно сказать о Волке из сказки “Красная Шапочка”?

Д. – Злой, хитрый, большой, страшный, целеустремлённый. Любит вкусное, способен обмануть, настойчивый.

У. – Как относится автор к своему герою?

Д. – Требует наказания за страдания Бабушки и Красной Шапочки.

У. – Каким мы видим Волка в сказке “Три поросёнка”?

Какую песенку поют поросята? Давайте споём! (Дети, прыгая и кружась, весело поют).

2. Физминутка

Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?

Хоть полсвета обойдёшь,
Обойдёшь, обойдёшь,
Лучше дома не найдёшь,
Не найдёшь, не найдёшь!

Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь,
Эту дверь, эту дверь!

Волк из леса никогда,
Никогда, никогда
Не вернётся к нам сюда,
К нам сюда, к нам сюда!

III. Изучение нового материала.

1. Выставка книг: “Щур”, “Верный Трой”, “Птицы”, “Друзья”, “Тюпа, Томка и Сорока”, “Волчишко”.

У. – Что общего между этими книгами.

Д. – Это рассказы одного автора Евгения Чарушина.

У. – О ком же пишет Е.И. Чарушин?

Д. – Он пишет о природе, о животных.

У. – Да, ребята, Евгений Чарушин (показывая на портрет) – настоящий мастер детской книги. Он знает и любит природу. Герои его книг – это звери и птицы. Он не только писатель, но еще и художник. Большинство иллюстраций к своим книгам Евгений Чарушин нарисовал сам. А творил он в 40–50 годы ХХ века. Кроме того, продолжателем дела Е.Чарушина является его сын Никита Евгеньевич Чарушин, тоже художник и писатель.

У. – Чем отличаются произведения первой выставки от произведений второй?

Д. – В первом случае сказки, а во втором рассказы? На первой выставке сказочные герои, а на второй реалистичные.

У. – Как называет Е.И. Чарушин Волка в своём рассказе? Как, по-вашему, каким он должен быть?

Д. – Маленьким, беззащитным, беспомощным.

2. Чтение рассказа “Волчишко” Е. Чарушина.

А). Чтение учителем I части рассказа и работа над ней.

– Как чувствовал себя волчишко в чужом месте?

– Как вы думаете, почему волчишко боялся человека?

– Почему испугался кота и пса, ведь они его не трогали?

– Какие действия животных вызвали страх у волчонка? (Кот – фыркает, пыжится, еле стоит; пес – зубы скалит.)

– Нравится ли вам, как его приняли в этом доме?

– Какие чувства вы испытываете к нему?

– Давайте поможем волчишке, придумаем такое продолжение рассказа, чтобы хорошо закончилось.

Дети предлагают свои варианты продолжения рассказа.

Физминутка

Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.

Б). Чтение детьми II части рассказа и работа над ней.

– Как называет своего героя Е. Чарушин? (Волчишко.)

–Почему не маленький волк? Что он хочет сказать нам этим уменьшительно-ласкательным именем?

– Правильно. Это название придает мягкость, доброту, с которой он относится к животному. Он восхищается перед детской непосредственностью животного, который еще не знаком с окружающим миром.

– Какие чувства испытывает главный герой?

– Давайте найдем слова, которые подтвердят наше мнение. (“Совсем испугался волчишко…”; “…забился волчишко под кресло и стал там жить – дрожать”; “…опять под кресло залез, стал тихонечко там жить…”)

– Как нарастало чувство страха у волчишки? (Испугался, совсем забоялся, завыл)

– Ребята, а какие слова мог бы сказать сам волчишко, если бы заговорил: человеку, собаке, коту, всем?

– Где мы будем выражать растерянность, непонимание, где страх и, наконец, радость. (А дверь – то открыта!)

– Интерес к зверятам – малышатам привел Евгения Чарушина к использованию форм повествования, во многом берущих свое начало в народной сказке.

– В каких местах рассказа мы находим сходство со сказкой? (В зачине: “Жил в лесу волчишко с матерью. Вот как-то раз ушла мать на охоту…”. Троекратные повторения, волк – герой народной сказки, повторы слов, счастливый конец. В финале: “Из двери на лестницу…”.)

IV. Обобщение

1. Беседа

– У героя Е.Чарушина всё закончилось хорошо. Семья соединилась.

– Как автор относится к своему герою? ( Любит, жалеет, не оставляет в недружелюбной обстановке). Но так бывает не всегда.

– Любите ли вы читать книжки грустные, с не очень хорошим концом? А страшные?

– А зачем нужны страшные истории? (Помогают побороть свой страх)

2. Чтение стихотворения подготовленным учеником.

Странный зверь. И.Токмакова.

Какой-то ходит странный зверь
И оставляет настежь дверь.
И мы за этим зверем
Все закрываем двери.
Замучились, устали мы,
Работать перестали мы,
Мы не едим, не пьём теперь,
Мы только закрываем дверь.
Ну, как нам зверя приручить
И зверя к двери приучить:
Чтоб за собою этот зверь
Хоть иногда закрыл бы дверь!

У. – О каком странном звере идёт речь? Обсуждение.

3. Работа по учебнику.

– Прочитайте совет автора “Как стать самым смелым”

– Считаете ли вы этот совет шуточным? Почему?

– Какие строчки нам помогут в жизни? (Только нужно ничего не бояться)

– Спойте ещё раз песенку весёлых поросят.

4. Физминутка

– Как вы понимаете фразу: “У страха глаза велики”. Автор предлагает рисовать свои страхи. Что ж попробуйте. Рисуя свои страхи, вы сможете бороться с ними, а, показывая рисунки маме и папе, вы делите с ними этот страх, и становится не так страшно.

– Рассмотрите иллюстрацию. Кого вы видите?

– Подумайте: эти персонажи добрые или злые?

– А как художник относится к этим героям?

– Кто из этих героев отправится в гости к коту Леопольду, а кто к Кощею Бессмертному?

V. Итог урока. Рефлексия.

– Что вам понравилось в рассказе?

– Чему учились на уроке? (Учились видеть авторское отношение к герою, бороться со страхами).

– Какие вы молодцы! Научились быть более внимательными читателями. Умеем вчитываться в текст, находить признаки народной сказки в авторском произведении и понимать, какие чувства испытывает автор к своему герою.

При разработке урока, я опиралась на дидактические принципы системы развивающего обучения: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.

Постараюсь проанализировать разработанный урок с позиции общего развития личности.

Л.В. Занков был против термина “формировать личность”, который предполагает какие-то насильственные действия вопреки природе человека. Он ставит другую цель: помочь раскрыться духовным силам, зреющим в ребёнке, создать благоприятные условия для их созревания и развития. Основой духовных сил является ум, воля, чувства.

Предложив выставку книг-сказок, подготавливающую к восприятию нового материала, пытаюсь заинтересовать детей. По ходу урока, используется и другая выставка книг-рассказов Е.И. Чарушина, герой произведения которого “Волчонок” является предметом обсуждения на данном уроке.

На материале произведений основных жанров: рассказ, сказка, учащиеся знакомятся с простейшими средствами выражения авторского отношения к изображаемому: называют персонажей, пересказывают сюжет литературного произведения, дают характеристику героям, находят сравнения. Дети получают общее представление о художественной и научной литературе, о разнообразии жанров литературы, знакомятся с понятиями “автор” и “название” произведения.

Учащиеся приобщаются к работе с книгой, овладевают навыками осмысленного и выразительного чтения, умением понимать содержание прочитанного и работать с текстом.

Учитывая возрастные особенности, на уроке проводятся физминутки, с проговариванием стихов в движении.

Дети любят говорить о животных. Это благодатная тема для воспитания доброты, заботы о младших, в том числе, и о “братьях наших меньших”, чуткости, милосердия.

На уроке создаются условия для формирования общеучебных умений и навыков. Наиболее значимые для осуществления учебной деятельности – это наблюдение, слушание, информационно – ориентировочные – чтение, операционно – исполнительские умения – классификация и обобщение, контрольно – коррекционные – самопроверка и самоконтроль.

Учебная деятельность учащихся организуется как поисковая, самостоятельная. Её продуктивность стимулируется специальными заданиями: ребёнок сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний, осознаёт полученные знания с опорой на жизненный опыт, творчески применяет знания и умения в новой ситуации.

Исходным моментом для продуктивной методики является атмосфера в классе, состояние каждого участника образовательного процесса, то есть важнейшим компонентом, определяющим эффективность образовательной системы, как определял Л.В. Занков, является сотрудничество: “ученик – ученики – учитель – родители”.

Использованная литература

  1. Автор-составитель Г.Н. Демященкова. Поурочные планы по учебнику В.Ю. Свиридовой “Литературное чтение. 1 класс”, “Учитель”, Волгоград, 2007;
  2. В.В. Захарова и др. Поурочные разработки по литературному чтению. 1 класс. “Вако”, Москва, 2007;
  3. О.Малаховская. Тематическое планирование 1-2 класс, (1-4). Методический комментарий к учебнику. Москва, 2003;
  4. Русские народные сказки в пересказе А.Н. Толстого. Детская литература, Москва, 1985;
  5. С.Михалков “Три поросёнка”. “Малыш”, Москва, 1983;
  6. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. Учебная литература, Самара, 2005;
  7. Составитель Л.Е. Стрельцова. Литература и фантазия. “Мартин”, “Полина”, Тверь, 1995;
  8. Ш.Перро “Красная Шапочка”. Детская литература, Москва, 1983.