Урок окружающего мира с использованием методов и приёмов по развитию критического мышления учащихся по УМК "Гармония" по теме "Многообразие рыб". 1-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 1


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (482 кБ)


Тема: Многообразие рыб

Цели: Формирование представления о рыбах, их разнообразии; формирование у школьников умения учиться;

Задачи:

  • формировать представления о рыбах, их разнообразии, об обитателях пресных и солёных водоёмов; пробудить познавательную активность;
  • формировать у учащихся умения работать с разными источниками информации: рисунок, модель, учебник;
  • формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;
  • формировать умение работать в паре, в группе;
  • развивать умение сравнивать предметы, анализировать и обобщать информацию;
  • расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность; развивать критическое мышление, самостоятельность учащихся;
  • воспитывать интерес к животному миру;

Ход урока.

1. Методический прием «Корзина понятий»

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с животными.

-Прочитать запись: Животные. Карточка на доске или слайд 2.

-Что Вы о них уже знаете?

Составление «Кластера»:

Схема заполняется по ходу ответов учащихся.

Вывод:

-Проведем логические цепочки (по записям).

2. Постановка учебной задачи, планирование путей её решения.

-Предположить, о чем пойдет разговор, поможет загадка. Слайд 3.

У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
Плавают под мостиком
И виляют хвостиком.

-Ваши мысли?

-Что в загадке указывает на ответ? (плавает, одежда из монеток)

-Определить тему урока.

Прочитать на доске: Многообразие рыб (Для желающих слайд 4)

- Как понимаете?

-Что хотелось бы узнать об этой группе животных?

Открывается план на доске или слайд 4.

План

  1. Основной признак рыбы, ее строение.
  2. Разнообразие рыб, среда их обитания.
  3. Значение для природы и человека.

-Что необходимо, чтобы найти ответы на эти вопросы?

/Наблюдать, сравнивать, слушать, читать, доказывать, открывать/

3. Задача: узнать общие признаки рыб.

Работать будете в парах. У Вас на столах карточка с заданием и конверт для моделирования.

Задание:

Работая в паре, составить модель рыбы, соотнести части тела рыбы с их названиями.

Голова
Плавники
Чешуя
Жаберная крышка
Туловище
Хвостовой плавник
Глаз

Одна пара выполняет работу с другой стороны доски.

-Как Вы мыслили?

-Проверить работу можно по схеме на слайде. Слайд 5.

Оценить свою работу с помощью шкалы.

-Кто оценил средне? Почему?

4. Метод «Чтение с пометами».

Предлагаю найти ответы на вопросы. Прочитать их. Слайд 6.

Вопросы:

  1. Как дышат рыбы?
  2. Чем покрыта кожа рыб?
  3. Как движется рыба?

-Где можно найти такую информацию?

Есть разные источники, но в данный момент поможет статья учебника на странице 69.

Чтение с пометами

V уже знал
+ - узнал новое
? – хочу узнать

-Что узнали нового?

-Зачитать, как дышат рыбы. Чем покрыта кожа рыб? Как движется рыба?

-Какой критерий будете оценивать? Оценить свою работу.

-Кто сумел самостоятельно найти информацию?

Сообщение ученика.

Рыбы - постоянные обитатели вод. Они дышат не лёгкими, а жабрами. В аквариуме можно видеть, что рыбы постоянно раскрывают рот: в это время они глотают воду. Проглоченная вода выходит через жаберные отверстия позади головы, около шеи. В воде есть воздух. Когда вода просачивается сквозь жабер­ные отверстия, жабры из этих мелких пузырьков выбирают кисло­род. Так дышит рыба.

Справка

Кро­не того, рыбы имеют характерный костный скелет и наполненный воздухом пузырь в животе, чтобы легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину, уменьшая или увеличивая мышцами жи­вота объём пузыря. Имеют особую, обтекаемую форму тела.

Тело большинства рыб покрыто чешуей, представляющей собой костные пластинки, налегающие друг на друга подобно черепице. Снаружи тело рыбы покрыто вырабатываемой кожными железами слизью, уменьшающей трение тела о воду.

-На какие вопросы нашли ответы?

5. Физминутка.

6. Задача: познакомиться с разнообразием рыб, средой их обитания.

Необходимо быть внимательными, наблюдательными.

-Рассмотрите изображения рыб на доске. Назовите их.

-Найти сходства и отличия их друг от друга.

/Различия в величине и форме тела, плавников, хвостов./

-В чем еще есть различия, узнаете, поработав в группе.

Групповая работа.

Задание:

Распределить карточки с изображением рыб в группы.

-Как Вы мыслили?

-Как Вы мыслили?

(Распределяют карточки с изображением рыб, например, относительно среды их обитания и на доске)

Проверить правильность распределения на экране. Слайд 7.

Аквариумные рыбы: петушок, гуппи; речные; морские: акула – молот, конек, камбала, скат рыба – бабочка.

-Чем питаются рыбы?

По способу питания рыбы различают: растительноядные, всеядные и хищники.

Видео - сюжет об акуле.

-Почему так названы морские рыбы: рыба – конек, рыба - игла, акула - молот, рыба – бабочка, рыба - луна? Слайд 8.

Справка О форме рыб

Форма тела рыб очень разнообразна: от почти прямой линии у рыбы-ременъ до почти шарообразной у рыбы-луны, от почти острой, иглообразной у рыбы-иглы до почти плоской, широкой у камбалы. Некоторые рыбы похожи на подводную лодку, как, например, аку­лы. Есть совсем причудливая форма, например, у морского конька. Есть рыбки, которые могут менять свою форму. Рыба-ёж и рыба-кузовка (иглобрюх) имеют острые шипы. Увидев опасность, рыбы приобретают почти шарообразную форму, выставляя во все стороны свои шипы. При этом они всплывают кверху.

Электрический скат спасается от врагов, пуская в ход своё элек­трическое оружие. В теле ската спрятано что-то вроде «живых» батареек.

Про камбалу много интересного можно рассказать. У камбалы-крошки два глаза по обеим сторонам головы. А вырастет рыбка, ста­нет взрослой, глядишь - оба глаза уже рядышком, на одном боку. А ещё интересно, что она мастерица менять свой цвет. Лежит на песке - принимает цвет песка, лежит на камени­стом дне - прикинется камнем.

Есть рыбки, форма тела которых помогает им выпрыгивать из воды и летать. Летучая рыба расправляет свои плавники и летает, как планер. Рыбка-прыгун часто выпрыгивает из воды и устраива­ется на кустиках; посидит, посидит и опять в воду.

Удивительные по окраске рыбы мелькают в коралловых рифах. Рыбы-бабочки разрисованы яркими полосками и пятнами. На рыбе-зебре надета рубашка в полоску, как на зебре. В плавниках этой рыбки спрятаны колючки с ядом.

Морской конёк может жить в аквариуме. Он очень прожорлив. Издаёт низкие звуки, напоминающие щёлканье пальцами. / О.Т. Поглазова. Окружающий мир. Методические рекомендации. 1 класс.

-Почему сом носит титул чемпиона среди рыб? Слайд 9.

Сообщение ученика

Сом Солдатова — крупная бесчешуйчатая рыба семейства сомовые. Пресноводная рыба, достигает в длину 4 м и веса 40 кг. Основу рациона составляют рыбы: карась, сазан, пестрый конь, щука и другие. На охоту выходит преимущественно ночью. Живет более 30 лет. Встречается в бассейне р. Амур, в р. Уссури и оз. Ханка.

-Какие рыбы обитают в ЕАО?

/Самая крупная рыба - калуга - водится в реке Амур. Длина ее достигает 6 метров. Самая мелкая - горная лайка - 3-5 см./

-На какие вопросы нашли ответы?

7. Физминутка.

8. Задача: выяснить, какое значение несут эти животные для природы.

-Какое значение несут эти животные для природы? А для человека?

Ведь рыбы – это пища, витамины, удобрения, корм для животных, красота в аквариуме.

-А что человек может для них сделать?

-На какие вопросы нашли ответы?

Итог. Какие открытия сделали? Слайд 11 (или кластер на доске).

–Что понравилось? Что не понравилось?