Задачи урока.
Образовательные: познакомить детей с
числовым лучом, особенностями его построения,
формировать умения строить числовой луч, научить
отмечать на числовом луче точки, соответствующие
заданным числам и определять числа,
соответствующие данным точкам, закрепить навыки
построения прямого и обратного числового ряда.
Оборудование. Плакат с изображением зимнего леса с "кармашками", в которые вложены карточки с изображением прямой, мяча, вопросительного знака, карточки с изображением отрезков, лучей, числовых лучей, мяч, карточки с цифрами, у детей - тетрадь на печатной основе (Н.Б.Истомина. Математика. Рабочая тетрадь к учебнику для 1 класса. Часть 1.), математические веера.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная и индивидуальная
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы начинаем урок математики, который поможет одним - узнать что-то новое, другим - понять непонятое, третьим - сделать научное открытие.
II. Устный счет.
Для начала запишем сегодняшнее число в тетради: 18 н.
- Что вы можете сказать об этом числе?
- Какое сейчас время года? (поздняя осень)
Запорошило снегом тропы,
Деревья в инее стоят,
А рядом белые сугробы
Загадки снежные хранят.
(на доске - плакат)
- Давайте посмотрим, какие загадки хранят сугробы.
(Из-за первого "сугроба" достаю карточку с изображением мяча.)
- Загадайте число и расскажите нам о нем так, чтобы мы догадались, какое число загадано (не называя самого числа).
Бросаю мяч детям. У кого мяч, тот и загадывает число. Все числа, которые отгадали, записываем на доску и в рабочую тетрадь.
- Составить из данных чисел прямой и обратный числовые ряды.
3. Работа по теме урока.
1) Повторение изученного материала.
- Какие линии помогли художнику нарисовать сугробы? (кривые)
- Какими бывают кривые линии? (замкнутые и незамкнутые)
- Какие линии, кроме кривых, вы еще знаете? (прямые)
- Какими могут быть прямые линии? (отрезок, луч, прямая)
- Что изображено?
- Какой отрезок длиннее?
- Что вам помогло это определить? (глазомер)
- А сейчас какой отрезок длиннее?
- Всегда ли наш глазомер бывает прав? (обман зрения)
- Как можно убедиться в своей правоте? (измерить с помощью циркуля)
- Сравните сейчас. Что длиннее?
- Я рада. Что вы научились отличать луч от отрезка.
2) Работа с новым понятием.
(достаю из второго "сугроба" карточку)
- Что изображено на карточке? (прямая линия)
- Превратите эту прямую в луч.
- Чтобы показать, что этот луч можно продолжить только в одном направлении, на его незаконченной стороне мы изображаем стрелочку.
От начала луча отложите одну мерку и поставьте точку. Напишите около точки число 1, а у точки начала луча число 0.
Теперь у вас получился числовой луч.
- Догадайтесь, как на этом луче отметить точку, которая соответствует числу 2? (самостоятельно)
- Каждый из вас выполнил это задание по-своему. Я перенесла сейчас на доску несколько вариантов. Есть ли среди них правильные? (1)
- Что нужно помнить, чтобы правильно построить числовой луч?
- Что будет происходить с числами, если мы будем двигаться по числовому лучу слева направо? справа налево?
Работа в тетради на печатной основе. Стр.39, №69.
- Чем похожи все числовые лучи?
- Чем отличаются?
(выполняют задание по тетради)
На доске луч:
- Каким числам соответствуют точки, обозначенные красным цветом?
3) Отработка вычислительных навыков.
(нахожу в "сугробе" карточку с изображением вопросительного знака)
Задачи в стихах. (ответ показываем математическим веером)
1) Я рисую кошкин дом:
Два окошка, дверь с крыльцом,
Наверху еще окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки в домике у кошки. (3)
2) Восемь яблок из сада
Ежик притащил.
Самое румяное белке подарил.
С радостью подарок получила белка.
Сосчитайте яблоки у ежика в тарелке. (7)
3) Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке.
Еще три к ним прибежало.
Сколько вместе кошек стало? (6)4) На крыльце сидит щенок
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И улегся радом с ним.
Сколько стало щенят? (2)
5) На поляне у дубка
Крот увидел три грибка.
А подальше у осин
Он нашел еще один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашел грибов? (4)6) На рельсах перегона стояли 5 вагонов.
А три других в сцеплении
Готовы к отправлению.
Ответь без промедления,
Сколько вагонов ждут отправления? (8)
- Каких чисел здесь не хватает, чтобы построить числовой ряд от 1 до 9? (1,5,9)
- Придумайте сами задачи, чтобы при их решении в ответе получилось одно из недостающих чисел (не в стихотворной форме).
IV. Итог.
- Что нового сегодня узнали?
- Чему научились?
- О чем задумались?
- Где получили ответ?