Учёные называют физиологической основой познавательного развития ребёнка детское экспериментирование. Любознательность относят к характеристикам, положительно влияющим на развитие малыша. Однако, если безудержное экспериментирование будет разрушать и губить (сломанная ветка, оторванный ус), то развитие ребёнка можно сказать, будет однобоким, не целостным. “Любознательность должна сочетаться с благородством поступка, формировать у ребёнка эстетические и нравственные качества” – пишет Любовь Павлова, ведущий научный сотрудник Центра “Дошкольное детство” им. А.В.Запорожца.
Более того, ребёнку нужно знать законы природы, чтобы не стать причиной ситуации, разрушающей природу и мир, в котором он живёт. Попробуем задать себе несколько вопросов: Можем ли мы жить без живой природы? Может ли живая природа прожить без нас? Можем ли мы прожить без воды, солнечного света, земли – неживой природы? А она может существовать без нас? Ответ ясен – человек не может жить без взаимосвязи с неживой и живой природой. Для этого он её изучает.
В дошкольном возрасте закладываются ценностные ориентиры для будущей жизни. Педагогический процесс детского сада интегрировано вмещает: наблюдения в природе (по маршрутам экологической тропы), беседы, чтение (прослушивание) художественных произведений, продуктивные виды детской творческой деятельности (рисование, аппликация, лепка, художественный труд, конструирование). Для целостного изучения окружающего мира педагоги активно используют проектный метод.
Знакомство с неживой природой для детей не менее интересно, чем исследование и наблюдение за живыми объектами. Если экспериментировать с живыми объектами детям запрещается, рекомендуются наблюдения, то экземпляры неживой природы – почву, камни, воду можно изучать экспериментируя. Например, изучение свойств воды. Человека вода сопровождает на протяжении всей жизни. Да и сам человек на 80% состоит из воды. Зная, о том, что детское экспериментировании (именно эту форму работы мы выбрали), желательно контролировать и направлять, создадим условия: необходимое оборудование, приборы, коллекционный материал, атрибуты игр. Материалы для занятий можно найти в методических пособиях Н.А.Рыжовой “Волшебница вода”, О.А.Скоролуповой “Вода”, Г.П.Тугушевой и А.Е.Чистяковой “Экспериментальная деятельность”. После проведения исследований у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. К старшему дошкольному возрасту, дети уже способны видеть проблему, т.к. формулирует всё равно взрослый.
Новый год 2011-ый, назван годом космоса. Воспитанники изучали нашу планету: рассматривали на карте и глобусе, смотрели видеофильмы и оказалось, что очень много воды на Земле. Вода разная – по вкусу, запаху, цвету, температуре, агрегатному состоянию. Всё это дети подтверждают опытным путём. Заканчивается изучение блока “Вода” как раз к середине декабря. Для педагога важно проверить, что запомнилось ребёнку, что осталось для него не до конца изученным или не понятным. (Приложение 1)
Самым идеальным местом для детского исследования является не лаборатория, а естественная – природная среда. На призыв воспитателя: “Ребята, давайте придумаем дом для Зимней воды…”, дети восприняли с восторгом. Они придумывали сначала снежную крепость для Деда Мороза, потом для Северного оленя, кто-то вспомнил про ледяную избушку из сказки и наконец решили делать замок Снежной королеве. Решение принималось сообща. (Приложение 2) Не остались без внимания воспитателя и родители детей. Интересно то, что чем чаще педагог вовлекает родителей в детские проблемы, тем ближе становятся взрослые детям. Большинство семей с нетерпением ждут начало новых проектов. Информацию для них полезно давать частями: вначале буклетом, знакомя с общими намерениями, а затем более подробно. (Приложение 4)
После составления плана, дети стали привлекать взрослых к строительству. Большой проект по строительству замка вместил краткосрочные малые подпроекты “Самоцветы” (проблема: как сделать цветными льдинки с помощью природных материалов), “Ледяные дорожки” (проблема: как правильно заливать каток), “Следоходы”. (Приложение 3)
Завершающим мероприятием проекта стало развлечение, проведённое старшими детьми для детей среднего возраста.
Сценарий детского развлечения “В чертогах Снежной королевы”
(Проводится во время прогулки)
Задачи: вызвать интерес к зимней тематике, совершенствовать процесс развития двигательных способностей, развивать эмоциональную сферу ребёнка, способствовать становлению нравственной позиции ребёнка: воспринимать прекрасное, беречь красоту природы, творить добро самому.
Подготовительная работа:
– проектирование площадки в стиле замка;
– опыты по замораживанию ледяных фигурок;
– чтение сказки Г.Х.Андерсена “Снежная королева;
Оборудование: оборудованная площадка для зимних игр, атрибуты для детей: мальчикам – колпачки Сантаклаусов, девочкам – коронки снежинок; музыкальное сопровождение: магнитофон, фрагменты “Щелкунчик” Н.П.Римский-Корсаков, перетяжка для попадания в цель, малые мячи, разноцветные ледяные формы (сок моркови, свеклы, малины или клюквы, укропа; настой шафрана или лаврового листа, зверобоя)
Герои: взрослые педагоги в роли Сказочницы, Снежной Королевы, дедушки Мороза.
Введение в образ.
Сказочница встречает детей на входе в королевство.
– Для того, чтобы войти во владения Снежной королевы, нужно превратиться в её верных слуг.
Девочки надевают коронки снежинок, а мальчики – колпачки.
– А теперь за мной пойдём по волшебной тропинке под зимнюю мелодию и попадём в сказку.
Звучит мелодия из оперы “Щелкунчик”, дети друг за другом идут за Сказочницей к замку, где спит Снежная королева. Располагаются полукругом.
Психогимнастика. (дети выполняют движения согласно услышанному).
Белый.
– Посмотрите, как всё белым-бело кругом –
И белый снег и белый дом (приседают и подпрыгивают)
И белый мишка здесь лежит, (имитируют сон)
Хозяйка белая здесь спит. (Образ королевы
Дыхни на варежку скорей,
Увидишь белый иней в ней. (Дышат на рукавичку)
Холодный белый цвет вокруг,
И север ближе стал к нам вдруг. (Кружатся)
Голубой.
– Взгляни на небо – высота (поднимаются на носочки к небу)
Голубизна для глаз легка,
И рядом с белым – голубой (машут руками поочерёдно)
Холодным цветом был с тобой.
Синий.
– Замёрзли поле и моря, (приседают, разводя руки в стороны)
Покрыта синим льдом река,
А синий – строгий цвет, друзья (дуют паром как мороз)
Он дует холодом не зря.
Нахмурил брови и сердит, (руки на пояс, повороты туловища в стороны)
На небе ночью он глядит.
А если звёздочки блеснут, (руки в стороны, ноги прыжком поставить на
ширине плеч – звёздочка)
Морозно будет тут.
Фиолетовый.
– Цвет фиолетовый красив,(руки вперёд – ножницы)
Сиянья Севера прилив.
Играет красками зима – (похлопывают себя руками по плечам)
Цветами “холода” полна.
– Какие холодные цвета вы вспомнили у Снежной королевы в замке? Если правильно произнесёте, разбудите хозяйку дворца.
Дети называют цвета и Снежная королева просыпается.
Игра на эмоции.
С.К. – Кто посмел мены потревожить? Кто ходит в моём морозном царстве?
Кто смеётся на моей волшебной поляне? Что за маленькие гномики сюда пожаловали?
Сказочница – Это твои верные слуги, его величество. Мы проходили мимо и решили поприветствовать вас. Друзья, надо выразить слова восхищения.
– Придумайте быстро, что вы видите красивого здесь? Произносите холодно.
(Например: Какой прекрасный воздух у вас – холодный и чистый!
Какая красивая корона у вас, моя королева – холодная!..)
С.К. – Какие приятные, холодные слова. Хорошо, я покажу Вам свои владения, только не шумите и ступайте мягко, чтобы не нарушить покой в моём королевстве.
Дети друг за другом идут за Снежной королевой. Звучит вальс снежинок.
С.К.– Здесь у меня ларец со снежинками, которыми я посыпаю землю, леса и поля. (дети имитируют снежинок)
– Здесь закрыты в сундуке льдинки для рек, озёр и прудов. (дети постукиваются плечами друг об друга)
– В этом ларце хранится ветер для метелей и вьюг. (дети бегут, как будто их подгоняет ветер – порывами)
– За этим замком спрятаны звезды для зимнего неба. (дети берут снег в рукавички и хлопают в ладоши, чтобы снег осыпался)
– А этот сундук мой любимый. В нём сидит мороз – холодный нос. Это он разносит из сундуков мои зимние запасы. Сейчас он должен вернуться, новый год уже закончился у людей. Не поторопить ли нам его?
Сказочница. – Спасибо вам за гостеприимство. Мы пойдём ему на встречу.
С.К. – Хорошо. Я устала от шума, мне нужен покой и холод. Прощайте.
(Снежная королева уходит, а сказочница и дети зовут Деда мороза. Он выезжает на лыжах из-за угла здания и машет рукавицей.)
Зимние игры – эстафеты.
Д.М. – Не заморозила Вас Снежная королева, дорогая Сказочница? Не холодно ли моим ребяткам в зимнем замке? Надо немного разогреться, поиграть и посоревноваться.
1. Попади в цель снежком. (Дети малыми мячами стараются попасть в вертикальные мишени разной формы)
2. “Сугробы волнуются раз, два, три. Зимние звери в лесу замри…”
3. Игра “Догоняю, догоню”
Художественное конструирование из льдинок.
– Много я вам дарил подарков в этом году. И хочу, чтобы вы мне на память тоже подарок оставили. Есть у меня тайный мешочек, а в нём волшебные фигурки. Если вы сложите рисуночек на снегу из них, то разгадаете тайну.
Дети выкладывают узоры из разноцветных замороженных льдинок.
Звучит музыка.
– Молодцы.
Закончили работу на славу, а теперь
Разойдитесь и против солнца повернитесь, (становятся спиною к солнцу)
Лёд сверкает янтарём и гранатом, серебром,
Эти ценные цвета нам природа принесла.
Лёд морковный – как янтарь, а свекольный – как гранат,
Лёд клубничный – аметист, а шафран как жёлтый лист,
Изумрудный – зелен лёд, зверобой – ценитель мод
Он в сиреневый колор перекрасил мой убор.
– Смогли Деду морозу угодить. Буду я вспоминать вас целый год до следующего. И вы меня не забывайте, не болейте, закаляйтесь!
А сейчас пора домой вам возвращаться. До свиданья, Сказочница.
(дети прощаются с Дедом Морозом, а Сказочница выводит их из замка и снимает головные атрибуты. Возвратившись с прогулки, организовывается самостоятельная деятельность в творческих центрах: конструкторском, изобразительном и театральном)
Завершающим этапом проекта выступает обдумывание результатов и внутреннего впечатления от совершённой работы. На этот раз педагог предложил собеседование в кругу семьи по основным вопросам: Что удалось узнать? Что понравилось больше всего? Чего не сделали для проекта и можно сделать в следующем? Данную форму работы можно проводить и с педагогом – психологом в малых подгруппах. Показателями работы может стать не только глубокое познавательное развитие, но и социальная адаптация ребёнка и формирование основ нравственной личности.
Литература:
Расширение познаний детей об окружающем мире в ходе исследовательских проектов. Молодчая Т.В./ материалы фестиваля “Открытый урок” 2010 г.