Цель. Упражнять детей в четкой артикуляции звука (у); побуждать произносить звук в звукосочетаниях в разной тональности с разной громкостью (по подражанию).
Материал. Цветы на ковре, игрушка-корова, карточки, солнышко, корзина с перышками, атрибут маски кота.
Ход занятия
Воспитатель. - Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие на поезде.
Дети строятся за воспитателем, кладут руки на плечи впереди стоящего.
Вот поезд наш едет,
Колеса стучат.
Чу-чу, чу-чу.
Паровоз вперед бежит и гудит. У-у-у.
Воспитатель. - Ребята, посмотрите, куда мы с вами приехали. Здесь такие красивые цветочки, мы оказались с вами на лужке. Посмотрите, как улыбается нам солнышко, давайте, и мы ему улыбнемся.
Артикуляционная гимнастика. Упражнение "Улыбка". Удерживаем губы в улыбке (зубы не видны).
Раздается звук дудочки.
Воспитатель. - Ребята, что это за звуки?
Дети.- Эта дудочка.
Воспитатель.- Правильно это звучит дудочка, в дудочку можно дудеть. Что можно делать?
Дети.- Дудеть.
Воспитатель.- Вытянули губки
И дудим на дудке.
Артикуляционная гимнастика. "Дудочка".
Вытягиваем губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.
-А как у Максима звучит дудочка. Давайте, покажем, как звучит большая дудочка, маленькая дудочка.
Дети выполняют задание.
Воспитатель. - Ребята, дудочка кого-то позвала на лужок.
Сюрпризный момент. Игрушка-корова с карточками.
- Кто это?
Дети: Корова.
Воспитатель, Как она разговаривает?
Дети: Му-Му.
Воспитатель. Она мычит Давайте скажем мычит.
А корова у нас не простая, она умеет загадывать загадки.
Только ее нужно попросить, поможете мне.
- Коровушка, коровушка загадай нам загадки. Вместе с детьми попросить.
Из игрушки-коровы, достается .
1 первая картинка "Лошадь"
Кто это, как лошадка разговаривает?
Дети: Иго-иго-го-го. Она ржет.
Артикуляционная гимнастика "Лошадка".
Дети, улыбаясь, открывают рот и щелкают кончиком языка, показывая, как лошадка цокает копытами. Упражнение укрепляет мышцы языка, растягивает подъязычную связку (уздечку).
Ребенок читает стихотворение "Я люблю свою лошадку". А.Барто.
- Ребята попросим коровушку загадать нам еще загадку, вместе с детьми обращаемся к игрушке-коровке.
Коровушка, коровушка
Загадай нам загадку.
2 карточка "Кошка"
- Кто это как она разговаривает, мяукает. Скажем вместе, мяукает.
Ребенок читает потешку "Как у нашего кота шубка очень хороша."
Обращаемся к коровушке за еще одной загадкой.
Коровушка, коровушка
Загадай загадку.
3 картинка "Петух".
- Кто это? Петушок, как он разговаривает? Ку-ка-ре-ку. Он кукарекает.
Ребенок рассказывает потешку" Петушок золотой гребешок".
- Ребята, а у коровушки для вас есть еще одна картинка.
4 картинка "Медведь"
- Кто это. Медведь умеет вот так разговаривать ы-ы-ы, он рычит.
А медведь любит мед. Посмотрите, как он его слизывает ( вытягиваем язычок делаем слизывающие движения по ладошке) а от удовольствия он издает вот какие звуки ур-ур-ур.
Ребенок читает потешку "Мишка косолапый", дети выполняют движения.
Понравились вам ребята загадки от нашей коровушки. Давайте мы расскажем стихотворение. Речь с движением. Стихотворение В.Степанова "Про корову".
На лугу ходила всех накормила.
Бабке Малаше дала простокваши,
Деду Егору сметаны гору,
Внучке Еленке молока с пенкой,
А лохматому Дружку дала корова творожку.
Всех накормила.Показывают " рожки".
Руками подвязывают платочек.
Показывают бороду у деда.
Кулачками трут щечки.
Виляют "хвостиком".
Разводят руки в стороны.
Пойдемте дальше гулять по лужку. Ребята что это? (На цветочке стоит корзина накрытая салфеткой). Дети заглядывают в корзину. Там лежат перышки.
-Ребята, а чьи они? Дети отвечают .
Игра "Угадай, кто так говорит?"
- Ку-ку-ку - кукушка
- Уу-уу-уу - филин
- Ку-ка-ре-ку - петух
- Правильно это птички оставили перышки, а мы можем с ними поиграть.
Игра "Подуем на перышки".
Предложить подуть на них, произнося " Фу-у-у", - и посмотреть, как они летают. Затем дети, поднимают упавшие перышки. Игра повторяется 3-4 раза.
- Ребята понравилось вам на лужке? А нам уже пора отправляться назад, нас поезд зовет Ту-тууу.
Используемая литература.
1. Барто А. Стихи для детей.-М.,2001.
2. Дурова Н.В. Фонематика.-М..Издательство "Мозаика-Синтез", 2002.
3. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника.-М.. Издательский дом "Карапуз", 2001.
4. Ладушки.-М.. "АСТ-ПРЕСС КНИГА", 2003.
5. Степанов В. Чтение по слогам.-Издательство "Фламинго".- 2002.-20с.