Занятие по развитию речи в средней группе "Путешествие на лужок"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель. Упражнять детей в четкой артикуляции звука (у); побуждать произносить звук в звукосочетаниях в разной тональности с разной громкостью (по подражанию).

Материал. Цветы на ковре, игрушка-корова, карточки, солнышко, корзина с перышками, атрибут маски кота.

Ход занятия

Воспитатель. - Ребята, мы с вами отправляемся в путешествие на поезде.

Дети строятся за воспитателем, кладут руки на плечи впереди стоящего.

Вот поезд наш едет,
Колеса стучат.
Чу-чу, чу-чу.
Паровоз вперед бежит и гудит. У-у-у.

Воспитатель. - Ребята, посмотрите, куда мы с вами приехали. Здесь такие красивые цветочки, мы оказались с вами на лужке. Посмотрите, как улыбается нам солнышко, давайте, и мы ему улыбнемся.

Артикуляционная гимнастика. Упражнение "Улыбка". Удерживаем губы в улыбке (зубы не видны).

Раздается звук дудочки.

Воспитатель. - Ребята, что это за звуки?

Дети.- Эта дудочка.

Воспитатель.- Правильно это звучит дудочка, в дудочку можно дудеть. Что можно делать?

Дети.- Дудеть.

Воспитатель.- Вытянули губки

И дудим на дудке.

Артикуляционная гимнастика. "Дудочка".

Вытягиваем губы вперед длинной трубочкой. Упражнение вырабатывает движение губ вперед, укрепляет мышцы, способствует подвижности губ.

-А как у Максима звучит дудочка. Давайте, покажем, как звучит большая дудочка, маленькая дудочка.

Дети выполняют задание.

Воспитатель. - Ребята, дудочка кого-то позвала на лужок.

Сюрпризный момент. Игрушка-корова с карточками.

- Кто это?

Дети: Корова.

Воспитатель, Как она разговаривает?

Дети: Му-Му.

Воспитатель. Она мычит Давайте скажем мычит.

А корова у нас не простая, она умеет загадывать загадки.

Только ее нужно попросить, поможете мне.

- Коровушка, коровушка загадай нам загадки. Вместе с детьми попросить.

Из игрушки-коровы, достается .

1 первая картинка "Лошадь"

Кто это, как лошадка разговаривает?

Дети: Иго-иго-го-го. Она ржет.

Артикуляционная гимнастика "Лошадка".

Дети, улыбаясь, открывают рот и щелкают кончиком языка, показывая, как лошадка цокает копытами. Упражнение укрепляет мышцы языка, растягивает подъязычную связку (уздечку).

Ребенок читает стихотворение "Я люблю свою лошадку". А.Барто.

- Ребята попросим коровушку загадать нам еще загадку, вместе с детьми обращаемся к игрушке-коровке.

Коровушка, коровушка

Загадай нам загадку.

2 карточка "Кошка"

- Кто это как она разговаривает, мяукает. Скажем вместе, мяукает.

Ребенок читает потешку "Как у нашего кота шубка очень хороша."

Обращаемся к коровушке за еще одной загадкой.

Коровушка, коровушка

Загадай загадку.

3 картинка "Петух".

- Кто это? Петушок, как он разговаривает? Ку-ка-ре-ку. Он кукарекает.

Ребенок рассказывает потешку" Петушок золотой гребешок".

- Ребята, а у коровушки для вас есть еще одна картинка.

4 картинка "Медведь"

- Кто это. Медведь умеет вот так разговаривать ы-ы-ы, он рычит.

А медведь любит мед. Посмотрите, как он его слизывает ( вытягиваем язычок делаем слизывающие движения по ладошке) а от удовольствия он издает вот какие звуки ур-ур-ур.

Ребенок читает потешку "Мишка косолапый", дети выполняют движения.

Понравились вам ребята загадки от нашей коровушки. Давайте мы расскажем стихотворение. Речь с движением. Стихотворение В.Степанова "Про корову".

На лугу ходила всех накормила.
Бабке Малаше дала простокваши,
Деду Егору сметаны гору,
Внучке Еленке молока с пенкой,
А лохматому Дружку дала корова творожку.
Всех накормила.
Показывают " рожки".
Руками подвязывают платочек.
Показывают бороду у деда.
Кулачками трут щечки.
Виляют "хвостиком".
Разводят руки в стороны.

Пойдемте дальше гулять по лужку. Ребята что это? (На цветочке стоит корзина накрытая салфеткой). Дети заглядывают в корзину. Там лежат перышки.

-Ребята, а чьи они? Дети отвечают .

Игра "Угадай, кто так говорит?"

  • Ку-ку-ку - кукушка
  • Уу-уу-уу - филин
  • Ку-ка-ре-ку - петух

- Правильно это птички оставили перышки, а мы можем с ними поиграть.

Игра "Подуем на перышки".

Предложить подуть на них, произнося " Фу-у-у", - и посмотреть, как они летают. Затем дети, поднимают упавшие перышки. Игра повторяется 3-4 раза.

- Ребята понравилось вам на лужке? А нам уже пора отправляться назад, нас поезд зовет Ту-тууу.

Используемая литература.

1. Барто А. Стихи для детей.-М.,2001.

2. Дурова Н.В. Фонематика.-М..Издательство "Мозаика-Синтез", 2002.

3. Истоки. Базисная программа развития ребенка-дошкольника.-М.. Издательский дом "Карапуз", 2001.

4. Ладушки.-М.. "АСТ-ПРЕСС КНИГА", 2003.

5. Степанов В. Чтение по слогам.-Издательство "Фламинго".- 2002.-20с.