Цели:
- познакомить детей с творчеством С. Воронина;
- формировать навык выразительного чтения;
- учить находить нужный отрывок в тексте;
- способствовать развитию внимания, памяти, речи учащихся;
- воспитывать нравственные качества.
Оборудование: портрет С. Воронина, художественные книги С. Воронина; рисунки яблок, тарелок
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы урока
- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Сергея Алексеевича Воронина и прочитаем его произведение "Храбрый клоун"
Речевая разминка. Работа со скороговоркой
белые бараны били в барабаны
- Прочитайте скороговорку и скажите, какой звук повторяется?
- Прочитаем скороговорку с увеличением скорости
-Покажем контраст голоса-произнесём так как произнёс бы медведь, мышка.
- Произнесите так, как говорите, когда плачете, смеётесь.
II. Проверка домашнего задания.
- Какое задание выполняли дома? (выучить стихотворение, нарисовать свою родную картину-выставка на доске)
Чтение наизусть стихотворения А Фета "Чудная картина". (3 человека)
Итак, какую картину А. Фет называет "чудной", "родной"? Расскажите.
- Расскажите какие для вас картины природы родные и чудные. (рассказывают у доски о своих рисунках) (3 человека)
III. Слово об авторе
- Пришло время познакомиться с творчеством нового писателя, произведение которого мы будем читать.
Сергей Алексеевич Воронин родился в 1913 году в г. Любиме. Работал сотрудником газеты "Смена".
Широк круг литературных интересов Воронина. Он писал о людях, которые прокладывали дорогу и тропы в неизведанной таежной чаще, рабочих и тружениках деревни, врачах и инженерах, учителях и художниках, писателях и рыбаках. Всем произведениям писателя присуща глубинная связь его героев с родной землей, их любовь к природе.
Воронин сам очень любил красоту родной земли. Описания природы в его произведениях очень подробны, он стремился больше узнать о тайнах природы. Ещё Сергей Алексеевич писал сказки, которые очень интересны маленьким читателям.
IV. Подготовка к восприятию
- Вот вы описали свои любимые природные картины, а есть ли у вас любимые игрушки?
- Какие?
- Что для вас значат игрушки? (Друзья.)
- Пофантазируйте, чем могут заниматься игрушки, когда вас нет дома.
Словарная работа
Истерзанный - растрепанный; исстрадавшийся, измученный, в полном беспорядке.
IV. Изучение нового материала.
1. Первичное чтение сказки учителем.
- Определить- сказка, рассказ, басня?
- Почему решили, что это сказка?
- Понравилась ли вам эта сказка?
- Какой эпизод сказки вас особенно взволновал? Почему?
Физкультминутка
Подняться, потянуться,
Согнуться, разогнуться.
В ладоши - три хлопка,
Головою - три кивка.
2. Подготовка к чтению вслух
- чтобы вам легче было читать трудные слова, давайте выполним несколько упражнений c.114 1-4 упражнение
3. Чтение отрывка сказки учащимися вслух
4. Беседа по содержанию.
- Куда женщина принесла куклу?
- О чем она попросила мастера?
- Что кричала кукла, когда мастер шил колпак и туфли?
- Почему кукла так реагировала? (не хотел быть клоуном, он очень дорожил и гордился честью солдата и воина, для неё важно было оставаться солдатом)
- Что вместо меча мастер вложил в руки у куклы?
- С каким чувством солдат хлопнул тарелками, когда осмотрел себя? (досады)
- Для кого этот звон отчаяния показался музыкой? (для куклы Светланы)
- Что удивило солдата в кукле Светлане?
- Прочитайте предложение, где автор говорит об этом.
- Как вы думаете, что успел повидать на своём веку солдат?
V. Подведение итогов урока.
- Почему мастер переделал клоуна снова в солдата? (он понял, что эта кукла храбрая , мужественная и может защитить слабого, как настоящий солдат)
- Кто из вас может назвать себя храбрым?
- Скажите, храбрость и мужество заключаются только в том, чтобы кого-то спасать и защищать?
- А в чём ещё? (в умении признавать свои ошибки, признаваться в совершении плохого поступка и осознавании его?) - если затрудняются, то задать, чтобы спросили у родителей.
Домашнее задание: приготовить пересказ.
Выставление оценок
У вас на столах лежат яблоки. Сейчас положите яблоки в одну из тарелок:
- мне понравилось на уроке
- мне не всё понравилось
- мне не понравилось на уроке