Контрольно-оценочная деятельность учителя истории в условиях подготовки к ЕГЭ

Разделы: История и обществознание


“Знать мало – надо применять, хотеть мало – надо делать”.

И. Гёте.

Тестирование является одной из важных и эффективных форм контрольно– оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Сейчас тестирование связывается, прежде всего, с единым государственным экзаменом, который уже стал объективной реальностью. С ней можно не соглашаться, но ее надо принимать и готовить учащихся к тому, что их знания будут проверяться при помощи тестов разных видов с различной формой ответа и уровнем сложности.

При помощи тестов ЕГЭ по истории проверяются следующие знания:

  1. Знание дат.
  2. Знание фактов.
  3. Знание понятий и терминов.
  4. Знание причин и следствий.
  5. Группировка фактов, характерных признаков явлений.
  6. Поиск информации в источнике.
  7. Выявление общих черт и различий сравниваемых исторических событий, процессов.
  8. Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов.

Тесты позволяют провести итоговый и текущий контроль знаний, выявить усвоение важнейших исторических понятий, дат и фактов, помогают учителю выполнить его обучающие и корректирующие функции.

Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания.

Исходя из собственного опыта и уровня подготовки учащихся, учитель использует тесты на различных этапах урока:

  1. При изучении новой темы в качестве закрепления изученного на уроке;
  2. В качестве текущей и итоговой проверки знаний;
  3. Для самостоятельной работы в школе и дома.

Это позволяет учителю разнообразить занятия, осуществлять дифференцированный подход в обучении.

На сегодняшний день в плане подготовки учащихся к ЕГЭ по истории или обществознанию при создании теста обычно ставиться задача – включить в него основное, главное – что учащиеся должны знать и уметь после изучения данной темы. Знание – это основное содержание любой учебной дисциплины, в том числе и истории.

Суть тестовых заданий , например в уровне А, заключается в том, что они требуют четкого, заранее известного учителю ответа. В уровне В ученик должен уметь, работая с историческим источником, определить дату, событие, историческую личность. Особенно трудно даются учащимся тесты с вопросами хронологии, так как им необходимо знать конкретные даты важнейших исторических событий.

Порой ученик должен обладать энциклопедическими знаниями, чтобы решить тесты, предлагаемые в сборниках по ЕГЭ. Основная задача учителя на сегодняшний день давать не только знания, но и научить учеников самостоятельно пользоваться этими знаниями, решая тесты ЕГЭ. Поэтому сама жизнь вынуждает учителя использовать метод тестирования для проверки знаний учащихся как можно чаще, прививая иммунитет к тестам.

Виды тестов, используемых мной в работе, разнообразны – вот некоторые из них:

  1. Выбери правильный ответ /даты, хронология, факты, понятия, термины/;
  2. Соотнеси события и даты;
  3. Соотнеси события и исторические личности;
  4. Соотнеси страны и памятники культуры;
  5. Страны и правители;
  6. Определи хронологическую последовательность событий;
  7. Определи пропущенное слово;
  8. Убери лишнее; и т д.

Объективность и достоверность полученных результатов тестирования зависит от того, насколько правильно учащиеся поняли задание. Поэтому перед каждым заданием учитель объясняет, как его выполнить.

Оценивается тест по определенной схеме в уровне А – 1 балл, в уровне В – 2 балла, в уровне С от 2 до 5 баллов. Поэтому оценка зависит от количества допущенных ошибок, например, в тесте 10 заданий:

1-2 ошибки – “5”;
3-4 ошибки – “4”;
5-7 ошибок – “3”;
8-10 ошибок – “2”.

Условия оценивания доводятся до ученика.

В заключении своей статьи мне хотелось бы добавить, что для устранения негативного синдрома, связанного с оценочной процедурой, учителю необходимо шире использовать методику самоконтроля, основанную на тестировании и выставлении баллов.

Презентация