“Знать мало – надо применять, хотеть мало – надо делать”.
И. Гёте.
Тестирование является одной из важных и эффективных форм контрольно– оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Сейчас тестирование связывается, прежде всего, с единым государственным экзаменом, который уже стал объективной реальностью. С ней можно не соглашаться, но ее надо принимать и готовить учащихся к тому, что их знания будут проверяться при помощи тестов разных видов с различной формой ответа и уровнем сложности.
При помощи тестов ЕГЭ по истории проверяются следующие знания:
- Знание дат.
- Знание фактов.
- Знание понятий и терминов.
- Знание причин и следствий.
- Группировка фактов, характерных признаков явлений.
- Поиск информации в источнике.
- Выявление общих черт и различий сравниваемых исторических событий, процессов.
- Соотнесение единичных фактов и общих исторических явлений, процессов; указание характерных черт событий, явлений, процессов.
Тесты позволяют провести итоговый и текущий контроль знаний, выявить усвоение важнейших исторических понятий, дат и фактов, помогают учителю выполнить его обучающие и корректирующие функции.
Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания.
Исходя из собственного опыта и уровня подготовки учащихся, учитель использует тесты на различных этапах урока:
- При изучении новой темы в качестве закрепления изученного на уроке;
- В качестве текущей и итоговой проверки знаний;
- Для самостоятельной работы в школе и дома.
Это позволяет учителю разнообразить занятия, осуществлять дифференцированный подход в обучении.
На сегодняшний день в плане подготовки учащихся к ЕГЭ по истории или обществознанию при создании теста обычно ставиться задача – включить в него основное, главное – что учащиеся должны знать и уметь после изучения данной темы. Знание – это основное содержание любой учебной дисциплины, в том числе и истории.
Суть тестовых заданий , например в уровне А, заключается в том, что они требуют четкого, заранее известного учителю ответа. В уровне В ученик должен уметь, работая с историческим источником, определить дату, событие, историческую личность. Особенно трудно даются учащимся тесты с вопросами хронологии, так как им необходимо знать конкретные даты важнейших исторических событий.
Порой ученик должен обладать энциклопедическими знаниями, чтобы решить тесты, предлагаемые в сборниках по ЕГЭ. Основная задача учителя на сегодняшний день давать не только знания, но и научить учеников самостоятельно пользоваться этими знаниями, решая тесты ЕГЭ. Поэтому сама жизнь вынуждает учителя использовать метод тестирования для проверки знаний учащихся как можно чаще, прививая иммунитет к тестам.
Виды тестов, используемых мной в работе, разнообразны – вот некоторые из них:
- Выбери правильный ответ /даты, хронология, факты, понятия, термины/;
- Соотнеси события и даты;
- Соотнеси события и исторические личности;
- Соотнеси страны и памятники культуры;
- Страны и правители;
- Определи хронологическую последовательность событий;
- Определи пропущенное слово;
- Убери лишнее; и т д.
Объективность и достоверность полученных результатов тестирования зависит от того, насколько правильно учащиеся поняли задание. Поэтому перед каждым заданием учитель объясняет, как его выполнить.
Оценивается тест по определенной схеме в уровне А – 1 балл, в уровне В – 2 балла, в уровне С от 2 до 5 баллов. Поэтому оценка зависит от количества допущенных ошибок, например, в тесте 10 заданий:
1-2 ошибки – “5”;
3-4 ошибки – “4”;
5-7 ошибок – “3”;
8-10 ошибок – “2”.
Условия оценивания доводятся до ученика.
В заключении своей статьи мне хотелось бы добавить, что для устранения негативного синдрома, связанного с оценочной процедурой, учителю необходимо шире использовать методику самоконтроля, основанную на тестировании и выставлении баллов.