Особенности формирования социокультурной компетенции на уроках французского языка и во внеурочной деятельности через использование ИКТ

Разделы: Иностранные языки


В соответствии с Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 г. школа призвана обеспечить [1]:

– историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;

– воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов;

– формирование культуры мира и межличностных отношений;

– формирование целостного миропонимания современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений.

Основной целью обучения иностранным языкам в средней школе является развитие личности школьника, способного участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.

Стратегической целью иноязычного образования в условиях школы является развитие и воспитание поликультурной личности, способной и готовой осуществлять продуктивное межкультурное и межличностное общение с носителями языка, представлять отечественную культуру и познавать иноязычную культуру в процессе диалога культур. Эта цель предполагает особый акцент на социокультурной (культуроведческой) составляющей иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК).

В общем плане социокультурная компетенция (СКК) включает в себя:

  • знание учащимися национально-культурных особенностей стран изучаемого языка, правил речевого и неречевого поведения в типичных ситуациях;
  • умение осуществлять свое речевое поведение в соответствии с этими знаниями и собственными ценностными оринтациями.

Таким образом, развитие социокультурной компетенции способствует как формированию иноязычной коммуникативной компетенции в целом, так и формированию составляющих ее компонентов.

В содержании СКК рассматриваются следующие компоненты:

  • лингвострановедческий,

предполагает овладение безэквивалетной лексикой (в рамках изучаемых тем, предметов речи) и способов ее передачи на родном языке; фоновой лексикой, реалиями, характерными для используемых в процессе обучения текстов; способами передачи реалий родного языка на иностранном языке (в рамках изучаемых тем, предметов речи)

  • социолингвистический,

предполагает умение осуществлять выбор лингвистической формы и способа языкового выражения, адекватный условиям акта коммуникации, т.е. ситуации общения, целям и намерениям, социальным ролям партнеров по общению.

  • культурологический

заключается в овладении учащимися национально – культурной спецификой страны изучаемого языка и умением строить свое речевое и неречевое поведение в соответствии с этой спецификой. Предполагает овладение сведениями: о стране, изучаемого языка, о ее географическом положении, природных условиях, достопримечательностях, о государственном устройстве, о национальных особенностях быта и культуры страны изучаемого языка, об особенностях речевого и неречевого поведения носителей иностранного языка.

Социокультурное развитие учащихся способствует:

  • пониманию взаимосвязи между сложившимися образцами поведения и традициями, ценностями, отношениями, присущими культуре изучаемого языка;
  • пониманию взаимосвязи между идеологией и продуктами материальной и духовной культуры страны изучаемого языка;
  • осознанию роли родного языка и культуры в развитии общечеловеческой культуры;
  • формированию аналитического подхода к изучению зарубежной культуры в сопоставлении с культурой своей страны;
  • развитию у учащихся языковой культуры описания реалий страны изучаемого языка и реалий российской жизни на иностранном языке;
  • формированию оценочно-эмоционального отношения к миру.

Социокультурное образование средствами иностранного языка в средней школе закладывает основы для:

  • переноса позитивного опыта изучения стран изучаемого языка при последующем самостоятельном изучении других языков и, соответственно, других культурных сообществ;
  • дальнейшего развития социокультурной компетенции в рамках избранного профиля обучения [2].

Формирование культуроведческой компетенции предполагает формирование определенных качеств личности обучающегося, к числу которых относятся:

  • открытость (свобода от предубеждения по отношению к представителям иной культуры);
  • терпимость (терпимом отношении к проявлениям чуждого, непривычного нам в других культурах);
  • готовность к общению (желание и возможность вступать в активное общение с представителями иной социокультурной общности);
  • речевой и социокультурный такт и вежливость.

Требования к результатам обучения ИЯ в средней школе в области социокультурной компетенции[3].

Учащиеся должны:

  • понимать роль владения иностранными языками в современном мире;
  • иметь представление о сходстве и различиях в традициях своей страны и стран изучаемого языка;
  • иметь представление о культуре стран изучаемого языка;
  • знать национально-культурные особенности речевого и неречевого поведения в своей стране и странах изучаемого языка;
  • применять эти знания в различных ситуациях.

Отсутствие или недостаточная сформированность социокультурной компетенции является причиной возникновения ошибок социокультурного характера и, как следствие дискоммуникации, т. е. нарушения хода иноязычного общения.

Как показывает опыт, в изучении иностранного языка многих учащихся в первую очередь привлекает возможность принимать участие в общении на социально значимые темы. Такая социокультурная тематика, отвечающая возрастным особенностям обучающихся, хорошо представлена в УМК “Твой друг французский язык” издательства “Просвещение”.

Информационное, лингвистическое и экстралингвистическое наполнение содержательно-тематических блоков обеспечивается аутентичными материалами как текстового, так и аудиовизуального характера, что позволяет решать цели, заявленные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по иностранным языкам:

  • развивать понимание аутентичных иноязычных текстов (аудирование и чтение),
  • дать возможность учащихся овладеть новыми языковыми средствами в соответствии с темами и сферами общения в коммуникативных целях; а также в области социокультурной компетенции, а именно увеличить объем знаний за счет информации социокультурного характера (в том числе фоновой и безэквивалентной лексики, национальными реалиями);
  • расширить объем знаний о социокультурной специфике стран изучаемого языка, совершенствовать умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике с учетом ситуаций общения, умение адекватно понимать и интерпретировать лингвокультурные факты.
  • обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представить её средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.

Поскольку обучение иностранному языку в условиях школы происходит вне естественной языковой среды, в такой ситуации способами формирования социокультурной компетенции служат:

  • чтение,
  • аудирование,
  • письмо,
  • говорение,

т.е. все виды речевой деятельности.

Формирование социокультурной компетенции на уроках французского языка я осуществляю через применение ИКТ.

Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование их на уроках иностранного языка, оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения, повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, их качество знаний, уровень информационной культуры, расширяет кругозор обучаемых, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся.

В информационно-образовательную среду входят:

  • УМК “Твой друг французский язык”,
  • печатные издания,
  • электронные приложения к учебнику,
  • Интернет-ресурсы УМК,
  • видеодемонстрации,
  • обучающие программы по французскому языку,
  • образовательные ресурсы России,
  • образовательные ресурсы Франции, Бельгии,
  • встречи с людьми, побывавшими в стране изучаемого языка.

Современный УМК “Твой друг французский язык” насыщен аутентичными текстами, энциклопедическими справками, богатейшим историческим материалом о нашей стране и стране изучаемого языка, культуре Франции, а так же современными сведениями о жизни французских сверстников. Используемый в УМК иноязычный культуроведческий материал отвечет возрастным особенностям, когнитивным и коммуникативным возможностям школьников.

Содержание изучаемых тем близко и понятно учащимся:

  • Школа
  • Музыка
  • Животные
  • В городе
  • У нас и у них
  • Семейный альбом
  • Свободное время
  • Мир подростков
  • Путешествие
  • Круг знакомств
  • Искусство
  • Проблемы подростков

Подобранная лексика учит общению, как в формальной, так и неформальной обстановке, знакомит с правилами поведения в различных ситуациях.

Благодаря наличию в кабинете иностранного языка компьютера с выходом в Интернет, на уроке мы с учащимися работаем на сайтах, предложенных авторами УМК.

Так, при изучении темы “Искусство” мы отправляемся в путешествие с помощью сайта http://www.louvre.fr на экскурсию по выставочным залам Лувра. Ученики знакомятся с залами музея, получают информацию о работе музея, стоимости входного билета. Переходя из зала в зал, происходит знакомство с картинами великих художников, скульпторов.

При изучении темы “Кинематограф” с помощью сайта http://www.futuroscope.com мы посетили киноцентр Футуроскоп, узнали какой фильм можно посмотреть в ближайшее время, сколько стоит билет и как его приобрести.

Сайт http://www.penturefle.ovh.org/. помог нам получить необходимую информацию о художниках при изучении темы “Живопись” в 7 классе.

Подобные виртуальные экскурсии очень полезны. Они помогают моим ученикам делать для себя открытия в стране изучаемого языка, знакомят с культурой страны изучаемого языка, учат находить полезную информацию на иноязычных сайтах и использовать её при подготовке проектов, исследований. Для некоторых детей подобные уроки – “окно” в мир, так как дома у некоторых из них нет компьютера, у других нет выхода в Интернет.

Работу с Интернет-ресурсами при обучении иностранному языку я провожу не только в средних и старших классах, но и в начальной школе.

Уже со 2-го класса начальной школы я знакомлю учащихся с детскими французскими обучающими сайтами. Так, с помощью сайта http://www.stephyprod.com/musiques-enfants/musique-gratuite-du-mois.htm ребята учатся петь народные и современные детские французские песни. Можно не только скачать песню, но и спеть её в режиме караоке с просмотром мультфильма. Для тех, кто любит рисовать предложены раскраски по сюжету изучаемой песни. Здесь можно найти полезный материал для проведения фонетической разминки с использованием поговорок, стишков. Кто любит разыгрывать сценки, найдёт здесь материал для постановки детской сказки.

Сайт http://lexiquefle.free.fr/ позволяет выучить лексику по предложенным темам, закрепить материал в различного рода упражнениях. Лексика озвучена носителями языка.

Сайт http://www.studyfrench.ru/позволяет повторить грамматические темы и пройти тестирование в режиме он-лайн, найти страноведческую информацию, познакомиться с французскими скороговорками и песнями.

Использование ИКТ эффективно на всех стадиях педагогического процесса:

  • на этапе предъявления учебной информации обучающимся;
  • на этапе усвоения учебного материала в процессе интерактивного взаимодействия;
  • на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);
  • на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;
  • на этапе коррекции и самого процесса обучения, и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации.

Уроки с ИКТ, уроки-путешествия в страну изучаемого языка являются без сомнения мощным стимулом в развитии познавательной активности школьников, повышении мотивации к изучению такого “не популярного” на данный момент французского языка.

Примером и результатом познавательной активности являются проекты – презентации учащихся к урокам по изучаемым темам и просто по темам, которые заинтересовали ребят и связаны с Францией и французским языком.

Презентации включают в себя развивающий и воспитательный аспекты. При работе над презентацией у учащихся развивается воображение, творческое мышление, самостоятельность и другие качества личности. Также участники создания презентации при её защите учатся не только коммуникабельности, умению общаться друг с другом, но и учатся проявлять уважение и внимание к другим членам группы, к их труду. У учащихся воспитывается уважительное отношение к чужому мнению, к создателю презентации. Ребята учатся лучше понимать друг друга, проявлять чувство товарищества, взаимоподдержки, учатся осознавать свою культуру через контекст культуры иноязычных стран.

Формирование социокультурной компетенции происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Интеграция урочной и внеурочной деятельности расширяет сферу применения иностранного языка, приводит к тому, что формируется широкая и разнообразная творческая образовательная среда. У обучающихся с её помощью запускаются внутренние механизмы развития личности.

Использование в школе точно выстроенной, выверенной системы интеграции урочной и внеурочной деятельности позволяет эффективно формировать социокультурную компетенцию учащихся.

Учащиеся нашей школы в рамках внеурочной деятельности по иностранному языку принимают активное участие в следующих мероприятиях:

  • неделя иностранного языка

Так, в рамках недели иностранного языка 2008 г. учащиеся собирали материал и оформляли презентации в программе Power Point по теме “Страна изучаемого языка”.

В этих презентациях они знакомили учеников школы с теми фактами, событиями, которые их заинтересовали. Просмотр был организован для всех желающих в фойе школы. Это позволило расширить кругозор учащихся, познакомить их с культурой европейских стран, их обычаями.

2009 г. – конкурс рождественских открыток и поделок.

Познакомившись с традициями празднования Рождества, обычаями встречи этого праздника, с оформлением поздравительной открытки ученики сами изготовили открытки и написали текст поздравления. В качестве помощи для поиска необходимой информации были предложены не только печатные издания, но и Интернет-ресурсы.

  • интеллектуальный марафон,
  • школьная и городская предметная олимпиада,
  • конкурс исследовательских работ,
  • городские языковые конкурсы,
  • международный конкурс “Золотое руно”.

Мой опыт работы показывает, что применение ИКТ на уроках иностранного языка и во внеурочное время значительно повышает мотивацию учащихся к изучению языка, повышает интерес к стране изучаемого языка, нравам и обычаям французов, позволяет индивидуализировать процесс обучения. Заметно повышается самостоятельная активность учащихся по поиску необходимой информации средствами Интернет, оформление её в презентацию для дальнейшей демонстрации одноклассникам, участия в языковых конкурсах. Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых, способствует формированию социокультурной компетенции.

В помощь учителю иностранного языка

Богатые образовательные ресурсы Интернет предлагают учителю иностранного языка организовать своих учащихся для участия в дистанционных олимпиадах, викторинах, конкурсах, телекоммуникационных проектах

Обучающие сайты по французскому языку:

Телевидение:

  • www.france24.com – международное французское телевидение
  • www.direct8.fr – французское телевидение
  • www.pariscap.com – парижское телевидение
  • www.tv5.org. – французское телевидение
  • www.elysee.fr. - Елисейский дворец, видео
  • www.publicsenat.fr. Кроме разных интервью есть интересные передачи в Библиотеке Медичи.

Газеты онлайн:

Радио

  • http://www.rfi.fr– Международное французское радио
  • http://fr.wikipedia.org – интернет-энциклопедия на французском языке может быть полезна как источник информации, а также в качестве источника текстов для рефератов и т.п. на французском языке.
  • www.infrance.ru – один из лучших форумов, где можно пообщаться с теми, кто увлечен французским языком.
  • www.lingvo.yandex.ru – неплохой словарь на Яндексе.
  • http://fr.yahoo.com – YAHOO! FRANCE один из крупнейших новостных и почтовых порталов (интерфейс на французском языке будет дополнительным стимулом при изучении языка, можете завести "французский" почтовый ящик вида имя@yahoo.fr – такой адрес будет легко запомнить франкоговорящим, поскольку сервисы Yahoo! популярны у них).

Библиографический список

  1. http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/doktrin1.htm – Национальная доктрина образования Российской Федерации.
  2. http://www.ed.gov.ru/d/ob-edu/noc/rub/standart/mp/04.doc- Методическое письмо “О преподавании иностранного языка в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования”.
  3. Примерные программы по учебным предметам, иностранный язык 5-9 классы.–М: Просвещение, 2010.– с.12.