Бухенвальд – лагерь смерти

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа


Цель мероприятия: сформировать у учащихся представление о политике фашизма в отношении покорённых народов, которых они относили к “низшим расам”.

Задачи мероприятия:

  • Восстановить картину жизни и смерти узников концлагеря Бухенвальд.
  • Развивать чувство сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста; воспитать неприятие насилия.

Оснащение урока:

Эпиграф:

“Чтобы мир защитить, взявшись за руки дружно,
мы о прошлой войне не должны забывать”.

Ход мероприятия

(Звучит “Бухенвальдский набат”).

(Слайд 1, 2, 3. “Колокол Бухенвальда”.)

Вступительное слово учителя:

В список знаменательных дат апреля мировое сообщество занесло День памяти узников концлагерей. С этой датой связывается понятие Холокост – так в Израиле называют Шоа или Катастрофу. Холокост – слово греческое, означающее всесожжение, сожжение до конца.

(Слайд 4. “Вид концлагеря”.)

Ведущий 1. Теоретик германского расизма профессор Г. Гюнтер обосновал превосходство немецкой расы над другими. К низшим расам он отнёс: славян, цыган, евреев. Низшие расы подлежали полному уничтожению. Уже к 1939 г. в Германии было построено 6 крупных концлагерей, в том числе Дахау, Бухенвальд, Равенсбрюк. К 1942 г. в оккупированных европейских странах добавилось еще 9: Маутхаузен, Освенцим, Майданек... В Риге, Киеве, Бобруйске выросли новые лагеря уничтожения. В 1943 г. только в Германии имелось 20 крупных и 65 мелких лагерей на 600 тысяч заключенных. А в маленькой Эстонии – 20 небольших лагерей. Был такой лагерь и в Тихорецке, в юго-западной его части.

Ведущий 2. Что такое концлагерь? Это территория, огороженная несколькими рядами колючей проволоки, по которой пропущен электрический ток, со смотровыми вышками, где дежурят охранники с пулемётами. На территории располагаются бараки для заключённых и крематории.

(Слайд 5. “Кровавая дорога”.)

А начиналось всё с транспортировки заключённых в товарных вагонах, где они стояли в такой тесноте, что даже люди, потерявшие сознание от жажды, голода, холода (или жары) и недостатка воздуха, не падали – это было невозможно. Далее арестованных пересаживали в крытые грузовики. И наконец – пеший марш: истощенных, обезумевших людей гнали пинками, пощечинами, ударами сапог и дубинок к воротам концлагеря: отставших, упавших забивали насмерть, затаптывали, расстреливали в упор... Только наиболее выносливые, а стало быть работоспособные, переступали порог лагерного ада. С этого и начинался “конвейер смерти”.

(Слайд 6. “Чёртова дорога”.)

Ведущий 3. У ворот лагеря на вновь прибывших набрасывалась свора эсесовцев. И опять направо и налево сыпались удары, зуботычины, пинки. Кое-кто бросал в беззащитных людей камни, кое-кто плевал. А все остальные смеялись. Длинноволосых и бородатых таскали за волосы и за бороды

Без “этапа” и церемонии “встречи” нацистский концлагерь был бы невозможен, ведь с самого начала следовало превратить узника в дрожащую, истерзанную плоть, лишить воли и способности сопротивляться.

(Слайд 7. “Ворота концлагеря”.)

Ведущий 4. Утром и вечером тысячи несчастных проходили через эти ворота. На их железной решётке издевательская надпись “Каждому – своё”. Прикованные к воротам и решёткам на окнах, без пищи, полностью зависимые от произвола эсесовцев, узники, отбывая наказание, стояли дни и ночи, а некоторые до своего смертного часа.

После такого приёма – сортировка. Заключенных гнали к парикмахеру, где всех и мужчин, и женщин брили наголо, потом в душ (часто душ заменяли “купанием” в грязной лохани с дезинфекционной жидкостью). За это время узника успевали обобрать – одежду связывали в узлы, ценности – от денег до обручального кольца, от часов до крестика или распятия – прятали якобы до “освобождении”, на самом деле это была добыча эсэсовцев, которую они тут же делили.

(Слайд 9. “Предметы украшения.)

Добычей было всё: волосы, которыми набивали матрасы, человеческий жир, из которого варили мыло, татуированная кожа, из которой делали абажуры и сумочки, сувениры делались даже из высушенных человеческих голов.

(Слайд 10. “Аппель-плац”.)

Ведущий 1. Лагерные будни были таковы: Сирена... Подъем... За зданием с воротами находится широкий Апель-плац (площадь для построения). Здесь утром и вечером во время переклички часами должны были стоять узники – молодые, старики и даже дети! Многим узникам эти изнурительные переклички принесли смерть. Однажды они простояли 18 часов подряд на ледяном ветру, голодные, трясясь в лихорадке, полураздетые.

(Слайд 11. Уничтожение трудом”.)

Работа по 10–14 часов... Работаешь в каменоломне. Камень хватай быстро и не мелкий, а килограммов 20–30. И бегом наверх. Старайся в середине быть – эсэсовец за смену убивает 7 человек из передних и задних. Снова поверка, на сей раз вечерняя, которая продолжалась, как правило, бесконечно долго... Короткий сон... Сирена... Подъем...

Ведущий 2. (Слайд 12. “Мученики концлагеря”.)

Жили в бараках. Типовой барак предполагал размещение 250 узников, но в них помещалось до 1000 человек.

(Слайд 13. “Бараки”.)

Отопление в бараках отсутствовало. По несколько месяцев заключённые не мылись и не имели возможности менять бельё.

(Слайд 14. “В бараке”.)

Организм заключённых систематически истощался из – за голода и недоброкачественной пищи.

Рацион на одного человека составлял:

– утором: пол литра чёрного хлебного кофе без сахара или настойки из трав;
– в обед: литр супа из листовой капусты или иного сорняка, зимой из кормовой моркови или свёклы;
– вечером такая же жидкость, что и утром и около 200 граммов хлеба наполовину из древесных опилок.

(Слайд 15. “Узники в нечеловеческих условиях”.)

Ведущий 3. Иногда ради развлечения узников заставляли ползти с котелком в зубах, в котелок набивался песок и есть то, что туда было налито, было невозможно

(Слайд 16. “Крематорий”.)

Тысячами узники умерщвлялись в газовых камерах и сжигались в печах крематориев.

(Слайд  17. “Печи крематория.)

Печи не затухали ни днём, ни ночью. В немецких концлагерях за годы войны побывало 18 миллионов человек разных национальностей. 11 миллионов из них уничтожены.

(Слайд 18. “Дети”.)

Больше всех пострадал еврейский народ: из 9-ти миллионов было уничтожено 6 млн. человек, в том числе 1,5 млн. детей, у которых выкачивали кровь для раненых немецких солдат.

(Слайд 19. “Люди – подопытные животные”.)

Ведущий 4. Бывший узник Бухенвальда Балашевский показал на Нюрнбергском процессе:

“В бараке № 50 я видел фотоснимки ожогов фосфором, сделанные в бараке N9 46. Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что пришлось испытать этим людям, когда их тело прожигалось до костей. Через три месяца, когда был закончен этот опыт, все оставшиеся в живых были ликвидированы...”.

(Слайд 20. Погибшие в Бухенвальде.)

Данные статистики:

(Слайд 21. Статистика.)

  • в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. человек;
  • в лагере Белжец было убито более 600 тыс. человек;
  • в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. человек.
  • в лагере Майданек уничтожено 1 млн 600 тыс. человек.
  • в лагере Освенцим – более 4 млн человек.

Шеф гестапо Гиммлер благодарил коменданта Освенцима за то, что тот сумел организовать истребление 6 тысяч человек в день, имея всего 4 газовые камеры.

Учитель:

Эти цифры, эти факты не могут не ужасать! Чтобы подобное не повторилось, мы, должны помнить то, что пережили наши деды и прадеды. Ведь и в наше время создаются организации типа “Гитлерюгенд” в Германии, Прибалтике, на Украине и даже в России. Раздаются награды палачам концлагерей в Украине Галичина. А это угроза всем нам.

(Слайд 22. “Огонь”.)

(Звучит “Реквием” Моцарта.)

Чтец 1.

Помните! Через века,
через года, –
помните!
о тех,
кто уже не придёт
никогда,
помните!
Не плачьте! В горле
сдержите стоны, горькие стоны. Памяти
павших
будьте
достойны!..
Вечно
достойны!

Чтец 2.

Хлебом и песней,
мечтой и стихами,
жизнью
просторной, каждой
секундой, каждым
дыханьем
будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся, –
помните!
Какою
ценой
завоёвано счастье, – пожалуйста,
помните!

Чтец 3.

Песню свою
отправляя в полёт, –
помните!
О тех,
и то уже никогда
не споёт, –
помните!
Детям своим расскажите о них,
чтобы
запомнили!
Детям
детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!

Чтец 4.

К мерцающим звёздам
ведя корабли,
о погибших помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди земли.
Убейте
войну, прокляните войну,
люди земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт
никогда, –
заклинаю, – помните!

Список литературы

  1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России XX в. – н.XXI в.”.Просвещение, 2009 г.
  2. Н.В.Загладин “Отечественная история. XX. Мнемозина, 1997 г.
  3. Тень Холокоста. Материалы второго международного симпозиума “Уроки Холокоста и современная Россия” (Москва 4–7 мая 1997 г.) Москва, 1998 г.
  4. Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии. Составитель доктор исторических наук, профессор Ф.Д.Свердлов. Москва, 1996 г.
  5. Д. Мельников, Л. Чёрная “Империя смерти”. Москва. 1989.