Цель мероприятия: сформировать у учащихся представление о политике фашизма в отношении покорённых народов, которых они относили к “низшим расам”.
Задачи мероприятия:
- Восстановить картину жизни и смерти узников концлагеря Бухенвальд.
- Развивать чувство сопереживания и сострадания к жертвам Холокоста; воспитать неприятие насилия.
Оснащение урока
:- фотографии времён геноцида;
- презентация “Бухенвальд – лагерь смерти”;
- аудиозапись Моцарта “ Реквием”.
- аудиозапись “Бухенвальдский набат”
Эпиграф:
“Чтобы мир защитить, взявшись за руки дружно,
мы о прошлой войне не должны забывать”.
Ход мероприятия
(Звучит “Бухенвальдский набат”).
(Слайд 1, 2, 3. “Колокол Бухенвальда”.)
Вступительное слово учителя:
В список знаменательных дат апреля мировое сообщество занесло День памяти узников концлагерей. С этой датой связывается понятие Холокост –
так в Израиле называют Шоа или Катастрофу. Холокост – слово греческое, означающее всесожжение, сожжение до конца.(Слайд 4. “Вид концлагеря”.)
Ведущий 1. Теоретик германского расизма профессор Г. Гюнтер обосновал превосходство немецкой расы над другими. К низшим расам он отнёс: славян, цыган, евреев. Низшие расы подлежали полному уничтожению. Уже к 1939 г. в Германии было построено 6 крупных концлагерей, в том числе Дахау, Бухенвальд, Равенсбрюк. К 1942 г. в оккупированных европейских странах добавилось еще 9: Маутхаузен, Освенцим, Майданек... В Риге, Киеве, Бобруйске выросли новые лагеря уничтожения. В 1943 г. только в Германии имелось 20 крупных и 65 мелких лагерей на 600 тысяч заключенных. А в маленькой Эстонии – 20 небольших лагерей. Был такой лагерь и в Тихорецке, в юго-западной его части.
Ведущий 2. Что такое концлагерь? Это территория, огороженная несколькими рядами колючей проволоки, по которой пропущен электрический ток, со смотровыми вышками, где дежурят охранники с пулемётами. На территории располагаются бараки для заключённых и крематории.(Слайд 5. “Кровавая дорога”.)
А начиналось всё с транспортировки заключённых в товарных вагонах, где они стояли в такой тесноте, что даже люди, потерявшие сознание от жажды, голода, холода (или жары) и недостатка воздуха, не падали – это было невозможно. Далее арестованных пересаживали в крытые грузовики. И наконец – пеший марш: истощенных, обезумевших людей гнали пинками, пощечинами, ударами сапог и дубинок к воротам концлагеря: отставших, упавших забивали насмерть, затаптывали, расстреливали в упор... Только наиболее выносливые, а стало быть работоспособные, переступали порог лагерного ада. С этого и начинался “конвейер смерти”.
(Слайд 6. “Чёртова дорога”.)
Ведущий 3. У ворот лагеря на вновь прибывших набрасывалась свора эсесовцев. И опять направо и налево сыпались удары, зуботычины, пинки. Кое-кто бросал в беззащитных людей камни, кое-кто плевал. А все остальные смеялись. Длинноволосых и бородатых таскали за волосы и за бороды
Без “этапа” и церемонии “встречи” нацистский концлагерь был бы невозможен, ведь с самого начала следовало превратить узника в дрожащую, истерзанную плоть, лишить воли и способности сопротивляться.
(Слайд 7. “Ворота концлагеря”.)
Ведущий 4. Утром и вечером тысячи несчастных проходили через эти ворота. На их железной решётке издевательская надпись “Каждому – своё”. Прикованные к воротам и решёткам на окнах, без пищи, полностью зависимые от произвола эсесовцев, узники, отбывая наказание, стояли дни и ночи, а некоторые до своего смертного часа.
После такого приёма – сортировка. Заключенных гнали к парикмахеру, где всех и мужчин, и женщин брили наголо, потом в душ (часто душ заменяли “купанием” в грязной лохани с дезинфекционной жидкостью). За это время узника успевали обобрать – одежду связывали в узлы, ценности – от денег до обручального кольца, от часов до крестика или распятия – прятали якобы до “освобождении”, на самом деле это была добыча эсэсовцев, которую они тут же делили.
(Слайд 9. “Предметы украшения.)
Добычей было всё: волосы, которыми набивали матрасы, человеческий жир, из которого варили мыло, татуированная кожа, из которой делали абажуры и сумочки, сувениры делались даже из высушенных человеческих голов.
(Слайд 10. “Аппель-плац”.)
Ведущий 1. Лагерные будни были таковы: Сирена... Подъем... За зданием с воротами находится широкий Апель-плац (площадь для построения). Здесь утром и вечером во время переклички часами должны были стоять узники – молодые, старики и даже дети! Многим узникам эти изнурительные переклички принесли смерть. Однажды они простояли 18 часов подряд на ледяном ветру, голодные, трясясь в лихорадке, полураздетые.
(Слайд 11. Уничтожение трудом”.)
Работа по 10–14 часов... Работаешь в каменоломне. Камень хватай быстро и не мелкий, а килограммов 20–30. И бегом наверх. Старайся в середине быть – эсэсовец за смену убивает 7 человек из передних и задних. Снова поверка, на сей раз вечерняя, которая продолжалась, как правило, бесконечно долго... Короткий сон... Сирена... Подъем...
Ведущий 2. (Слайд 12. “Мученики концлагеря”.)
Жили в бараках. Типовой барак предполагал размещение 250 узников, но в них помещалось до 1000 человек.
(Слайд 13. “Бараки”.)
Отопление в бараках отсутствовало. По несколько месяцев заключённые не мылись и не имели возможности менять бельё.
(Слайд 14. “В бараке”.)
Организм заключённых систематически истощался из – за голода и недоброкачественной пищи.
Рацион на одного человека составлял:
– утором: пол литра чёрного хлебного кофе без сахара или настойки из трав;
– в обед: литр супа из листовой капусты или иного сорняка, зимой из кормовой
моркови или свёклы;
– вечером такая же жидкость, что и утром и около 200 граммов хлеба наполовину из
древесных опилок.
(Слайд 15. “Узники в нечеловеческих условиях”.)
Ведущий 3. Иногда ради развлечения узников заставляли ползти с котелком в зубах, в котелок набивался песок и есть то, что туда было налито, было невозможно
(Слайд 16. “Крематорий”.)
Тысячами узники умерщвлялись в газовых камерах и сжигались в печах крематориев.
(Слайд 17. “Печи крематория.)
Печи не затухали ни днём, ни ночью. В немецких концлагерях за годы войны побывало 18 миллионов человек разных национальностей. 11 миллионов из них уничтожены.
(Слайд 18. “Дети”.)
Больше всех пострадал еврейский народ: из 9-ти миллионов было уничтожено 6 млн. человек, в том числе 1,5 млн. детей, у которых выкачивали кровь для раненых немецких солдат.
(Слайд 19. “Люди – подопытные животные”.)
Ведущий 4. Бывший узник Бухенвальда Балашевский показал на Нюрнбергском процессе:
“В бараке № 50 я видел фотоснимки ожогов фосфором, сделанные в бараке N9 46. Не нужно быть специалистом, чтобы понять, что пришлось испытать этим людям, когда их тело прожигалось до костей. Через три месяца, когда был закончен этот опыт, все оставшиеся в живых были ликвидированы...”.
(Слайд 20. Погибшие в Бухенвальде.)
Данные статистики:
(Слайд 21. Статистика.)
- в лагере смерти Собибор было убито 250 тыс. человек;
- в лагере Белжец было убито более 600 тыс. человек;
- в лагере Треблинка – убито более 750 тыс. человек.
- в лагере Майданек уничтожено 1 млн 600 тыс. человек.
- в лагере Освенцим – более 4 млн человек.
Шеф гестапо Гиммлер благодарил коменданта Освенцима за то, что тот сумел организовать истребление 6 тысяч человек в день, имея всего 4 газовые камеры.
Учитель:
Эти цифры, эти факты не могут не ужасать! Чтобы подобное не повторилось, мы, должны помнить то, что пережили наши деды и прадеды. Ведь и в наше время создаются организации типа “Гитлерюгенд” в Германии, Прибалтике, на Украине и даже в России. Раздаются награды палачам концлагерей в Украине Галичина. А это угроза всем нам.
(Слайд 22. “Огонь”.)
(Звучит “Реквием” Моцарта.)
Чтец 1.
Помните! Через века,
через года, –
помните!
о тех,
кто уже не придёт
никогда,
помните!
Не плачьте! В горле
сдержите стоны, горькие стоны. Памяти
павших
будьте
достойны!..
Вечно
достойны!
Чтец 2.
Хлебом и песней,
мечтой и стихами,
жизнью
просторной, каждой
секундой, каждым
дыханьем
будьте достойны!
Люди!
Покуда сердца
стучатся, –
помните!
Какою
ценой
завоёвано счастье, – пожалуйста,
помните!
Чтец 3.
Песню свою
отправляя в полёт, –
помните!
О тех,
и то уже никогда
не споёт, –
помните!
Детям своим расскажите о них,
чтобы
запомнили!
Детям
детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
Чтец 4.
К мерцающим звёздам
ведя корабли,
о погибших помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди земли.
Убейте
войну, прокляните войну,
люди земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт
никогда, –
заклинаю, – помните!
Список литературы
- А.А.Данилов, Л.Г.Косулина “История России XX в. – н.XXI в.”.Просвещение, 2009 г.
- Н.В.Загладин “Отечественная история. XX. Мнемозина, 1997 г.
- Тень Холокоста. Материалы второго международного симпозиума “Уроки Холокоста и современная Россия” (Москва 4–7 мая 1997 г.) Москва, 1998 г.
- Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии. Составитель доктор исторических наук, профессор Ф.Д.Свердлов. Москва, 1996 г.
- Д. Мельников, Л. Чёрная “Империя смерти”. Москва. 1989.