Определение имени прилагательного

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок введения нового материала. Урок – исследование.

Цели:

  • провести наблюдение над именем прилагательным, как части речи;
  • выявить особенности изменения имен прилагательных;
  • распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
  • развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • презентация в виде слайдов;
  • компьютер; проектор, экран
  • предметные картинки (иголка с ниткой, дятел);
  • таблицы с опорными словами;
  • задание на карточках для работы в парах;
  • задание на карточках для самостоятельной работы;
  • задание на карточках для дифференцированной работы;
  • фразеологический словарь;
  • тестовые задания;
  • карточки с номерами 1, 2.3 для обратной связи;
  • кружки с изображением лица для рефлексии;
  • учебник: Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х. Часть 2.-М. : Баласс, 2005.

Ход урока

Организационный момент.

Презентация. (Слайд 1)

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.

– Вот и мы с вами сегодня будем исследователями.
– А кто такие исследователи?

2. Введение в раздел. Формулирование темы и цели урока.

– Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте мою загадку:

(Слайд 2)

Конь…, хвост…

– Почему вы ее не поняли?
– Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?
– Послушайте еще раз: (открываются слова во втором слайде – стальной, льняной).

(Слайд 3)

Конь стальной, хвост льняной.

– Что это? (Иголка и нитка.) (Предметная картинка.)
– Какие слова помогли отгадать загадку?
– Почему эти слова помогли отгадать загадку? (Потому что они указывают на признаки.)
– Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке? (Имя прилагательное.)
– Сформулируйте тему урока.

(Слайд 4)

Определение имени прилагательного.

– Давайте определим задачи нашего урока.

(Слайд 5)

– Определить особенности имени прилагательного как части речи;
– Установить, как они изменяются.

На доске схема, она постепенно будет заполняться по ходу урока: (Слайд 6)

3. Актуализация опорных знаний. Наблюдение над признаками имен прилагательных.

а) Упражнение 304. (Коллективная работа. Выполняется устно.)

(Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня.)

– Какой вывод мы можем сделать ?

Вывод: данные слова называют, какой это предмет, разные признаки одного и того же предмета. (Слайд 7)

(На доске заполняется первая часть схемы: обозначают признак предмета.)

4. Открытие “новых” знаний.

а) Словарная работа. Учитель дает установку на запоминание следующих слов. (Слова записаны на доске в столбик . Учитель читает значение каждого слова, дети находят это слово и называют . Затем доска закрывается, учащиеся пишут слова с непроверяемым написанием по памяти в столбик.)

(Слайд 8)

  • – Этот предмет может быть зимним, осенним, резиновым. (Сапоги.)
  • – этот человек выступает в цирке, снимается в кино. (Артист.)
  • – По её проезжей части ездят машины, вы любите гулять на …. (Улица.)
  • – С этим предметом ходят в лес. (Корзина.)
  • – Ребёнок, который учится в школе. (Ученик.)
  • – Она может быть трудной или легкой, классной или домашней. (Работа.)
  • – Он может быть стеклянным, одноразовым, пластиковым. (Стакан.)
  • – Этот фрукт содержит очень много витамина С, мы с ним пьем чай, но он очень кислый. (Лимон.)
  • – Верхняя одежда, бывает зимнее, осеннее. (Пальто.)

(Взаимопроверка.)

(Слайд 9)

– Встаньте те ребята, кто записал все слова правильно, отметьте в тетради знаком +.

Постановка проблемы.

– Какое слово лишнее, почему? (Разные варианты.)
– Что объединяет эти слова? (Имена существительные, слова с непроверяемым написанием.)
– А почему имена существительные получили такое название? (Потому что они обозначают все то, что существует.)
– А что означает слово прилагательное? (Предположения детей.)
– К чему оно прилагается? (Гипотезы.)

б) Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.

– Давайте это исследуем. Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову.

(Учащиеся записывают рядом с именем существительным имя прилагательное.)

– (Фронтальная проверка – чтение орфографическое.)

– Вывод: действительно, имя прилагательное прилагается к имени существительному.

– Давайте это проверим по учебнику с.69, упр.308 (учащиеся читают текст).

(На доске дополняется схема – связь с именем существительным.) (Слайд 10).

Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (Ребята высказывают свои версии.) (Не может быть признака без предмета.)

– Продолжаем исследование. Установите между ними связь с помощью вопроса.
– Какой вывод можете сделать?

Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы: какой?, какое?, какая?, какие?

(Дополняется схема вопросами.) (Слайд 11).

Работа в парах. (Задание дано на карточках.)

Вставьте прилагательные так, чтобы в сочетании с указанными существительными они употреблялись в прямом и переносном значениях:

нора
хитрость
хвост
холод
перстень
характер
услуга
шуба
иней
медальон
нервы
прутья

(Когда ребята справятся с заданием, то они встают.)

(Слайд 12)

– Кто справился правильно, отметьте в тетради знак +.

в ) Наблюдение над изменением имени прилагательного.

– Вспомните, какие признаки имеют имена существительные? (Постоянный – род, непостоянный – изменяются по числам.)
– Я думаю, что если имена прилагательные связаны с именами существительными, то и признаки у них будут такие же. А вы как думаете?(Предположения.)
– Я предлагаю провести соревнование “Кто больше подберет слов?”, выполнив упражнение 305.

(Учащиеся сначала самостоятельно читают задание к упражнению).

1-й ряд выполняют по заданию к 1-ой картинке, 2-й ряд ко второй картинке, 3-й ряд – к третьей. (К доске по одному ученику от каждого ряда выходят цепочкой и записывают имя прилагательное к своему рисунку.)

(Проверка фронтальная.)

Дополнительное задание к упражнению:

  • Понаблюдать за именами прилагательными, как они изменяются (по одному ученику у доски с комментированием).

Ландыш весенний, лесной, красивый, пахучий, чудесный.

Ученик: проверим , изменяются ли прилагательные по числам:
Весенний – весенние
Лесной – лесные
Красивые – красивые
Делаем вывод: имена прилагательные изменяются по числам
. (Дополняется схема на доске.)

– А теперь поработайте в парах. Перед вами карточки с заданием. Сначала выполните задание самостоятельно, потом обсудите друг с другом и сделайте вывод.

1-й вариант: запишите имена прилагательные с именами существительными, данными в скобках. Подчеркните орфограммы.

Весенний (ручеек, листва, дни. солнышко).

2-й вариант: запишите имена прилагательные с именами существительными, данными в скобках. Подчеркните орфограммы.

Голубой (небо, простор, лента, колокольчики).

Вывод: имена прилагательные изменяются по родам. (Дополняется схема на доске.)

(Слайд 13 )

– Обобщите все, что мы сегодня исследовали. (1-й ученик рассказывает об имени прилагательном, остальные дополняют, если необходимо.)
– Сравните с именем существительным. (Общее – самостоятельная часть речи, изменяются по числам. Различаются тем, что имена прилагательные отвечают на другие вопросы, изменяются по родам.)
– Давайте проверим наши выводы по учебнику с. 69. (Читают определение в учебнике.)

5. Закрепление изученного материала.

а) Самостоятельная работа.

Разноуровневые задания: (на карточках даны задания).

1-й уровень. Найди неверно употребленные словосочетания. Запиши верный ответ.

Дружеский коллектив, дружная улыбка, цветастый фильм, цветной сарафан, дружелюбные ребята.

2-й уровень. Допиши прилагательные в тексте. (На доске картинка дятла.)

Мы увидели на дереве дятла. Какой он -----------------------! Головка и спинка -----------------. На затылке ярко ------------------ шапочка. На ---------------------------- крыльях ---------------------- пятнышки и полоски.

3-й уровень. Прочитай фразеологизмы о людях. Впиши в квадратик букву, соответствующую значению выражения.

В рубашке родился

Мухи не обидит

Семи пядей во лбу

Сухим из воды выйдет

За смертью посылать

Плясать под чужую дудку .

а) умный, мудрый;

б) счастливый, удачливый;

в) добрый, мягкий, сердечный;

г) изворотливый, ловкий;

д) бесхарактерный, безвольный;

е) медлительный, нерасторопный

Проверка.

– Кто выбрал задание 1-го уровня?
– Проверка по образцу
– Кто согласен? Не согласен?
– Поставьте +, если верно.
– Кто выбрал задание 2-го уровня?
– Прочитайте текст.
– Проверьте написание.
– Поставьте +, если верно.
– А кто из вас видел дятла? Какие его особенности знаете? (Длинный хвост, тонкий сильный клюв, достает личинки и насекомых.)
– Как его еще называют? (Санитаром леса.)
– Как люди заботятся о птицах?
– Кто выбрал 3-й уровень?
– Что такое фразеологизмы?
– Где можно посмотреть толкование крылатых выражений, если вы его не знаете? (Во фразеологическом словаре. Показ словаря.)
– Проверьте свою работу, сравнив ее с образцом.
– Поставьте +, если верно.
– Назовите еще крылатые выражения, которые можно отнести к чертам характера человека. (Попался на удочку, делать спустя рукава.)

6. Итог урока. Рефлексия.

а) Тестовые задания . (Обратная связь, работа с карточками 1, 2, 3.)

(Слайд 14):

  • Имя прилагательное:
  1. Член предложения;
  2. Часть слова;
  3. часть речи.

(Слайд 15)

Имена прилагательные:

  1. Изменяются по родам;
  2. Не изменяются по родам;
  3. Изменяются по родам и числам.

(Слайд 16)

Укажите имена прилагательные множественного числа:

  1. Смуглая;
  2. Дремучий
  3. Знойные.

(слайд 17)

Укажите имена прилагательные женского рода:

  1. Морозная;
  2. Блестящий;
  3. Летнее.

– Вы хорошо работали на уроке, молодцы. Из вас получатся настоящие исследователи.
– У кого на поля все +, принесите тетради на проверку для оценивания.
– А какое задание у вас вызвало наибольший интерес, а какое затруднение?
– Как вы себя чувствовали на уроке?
– Нарисуйте соответствующую мимику на лице, выражающее ваше настроение от работы на уроке. (Оценивание учащихся.

7. Домашнее задание.

Упражнение 2 или упражнение 1 страница 87-88. Выучить определение стр.69.

(Слайд 18)