Тип урока: урок введения нового материала. Урок – исследование.
Цели:
- провести наблюдение над именем прилагательным, как части речи;
- выявить особенности изменения имен прилагательных;
- распознавать имена прилагательные среди других частей речи;
- развивать наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;
- развивать орфографическую зоркость;
- продолжить работу по воспитанию самостоятельности, взаимоуважения, бережного отношения к природе.
Оборудование:
- презентация в виде слайдов;
- компьютер; проектор, экран
- предметные картинки (иголка с ниткой, дятел);
- таблицы с опорными словами;
- задание на карточках для работы в парах;
- задание на карточках для самостоятельной работы;
- задание на карточках для дифференцированной работы;
- фразеологический словарь;
- тестовые задания;
- карточки с номерами 1, 2.3 для обратной связи;
- кружки с изображением лица для рефлексии;
- учебник: Бунеев Р.Н. Русский язык. Учебник для 3-го класса в 2-х. Часть 2.-М. : Баласс, 2005.
Ход урока
Организационный момент.
Презентация. (Слайд 1)
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать.
– Вот и мы с вами сегодня будем исследователями.
– А кто такие исследователи?
2. Введение в раздел. Формулирование темы и цели урока.
– Чтобы узнать, что мы будем исследовать отгадайте мою загадку:
(Слайд 2)
Конь…, хвост…
– Почему вы ее не поняли?
– Помогли вам имена существительные догадаться, о чем идет речь?
– Послушайте еще раз: (открываются слова во втором слайде – стальной, льняной).
(Слайд 3)
Конь стальной, хвост льняной.
– Что это? (Иголка и нитка.) (Предметная картинка.)
– Какие слова помогли отгадать загадку?
– Почему эти слова помогли отгадать загадку? (Потому что они указывают на
признаки.)
– Кто из вас догадался, что же мы будем исследовать на сегодняшнем уроке? (Имя
прилагательное.)
– Сформулируйте тему урока.
(Слайд 4)
Определение имени прилагательного.
– Давайте определим задачи нашего урока.
(Слайд 5)
– Определить особенности имени прилагательного как части речи;
– Установить, как они изменяются.
На доске схема, она постепенно будет заполняться по ходу урока: (Слайд 6)
3. Актуализация опорных знаний. Наблюдение над признаками имен прилагательных.
а) Упражнение 304. (Коллективная работа. Выполняется устно.)
(Ученики определяют по признакам предметы: сад, небо, песня.)
– Какой вывод мы можем сделать ?
Вывод: данные слова называют, какой это предмет, разные признаки одного и того же предмета. (Слайд 7)
(На доске заполняется первая часть схемы: обозначают признак предмета.)
4. Открытие “новых” знаний.
а) Словарная работа. Учитель дает установку на запоминание следующих слов. (Слова записаны на доске в столбик . Учитель читает значение каждого слова, дети находят это слово и называют . Затем доска закрывается, учащиеся пишут слова с непроверяемым написанием по памяти в столбик.)
(Слайд 8)
- – Этот предмет может быть зимним, осенним, резиновым. (Сапоги.)
- – этот человек выступает в цирке, снимается в кино. (Артист.)
- – По её проезжей части ездят машины, вы любите гулять на …. (Улица.)
- – С этим предметом ходят в лес. (Корзина.)
- – Ребёнок, который учится в школе. (Ученик.)
- – Она может быть трудной или легкой, классной или домашней. (Работа.)
- – Он может быть стеклянным, одноразовым, пластиковым. (Стакан.)
- – Этот фрукт содержит очень много витамина С, мы с ним пьем чай, но он очень кислый. (Лимон.)
- – Верхняя одежда, бывает зимнее, осеннее. (Пальто.)
(Взаимопроверка.)
(Слайд 9)
– Встаньте те ребята, кто записал все слова правильно, отметьте в тетради знаком +.
Постановка проблемы.
– Какое слово лишнее, почему? (Разные варианты.)
– Что объединяет эти слова? (Имена существительные, слова с непроверяемым
написанием.)
– А почему имена существительные получили такое название? (Потому что они
обозначают все то, что существует.)
– А что означает слово прилагательное? (Предположения детей.)
– К чему оно прилагается? (Гипотезы.)
б) Наблюдение над связью имени прилагательного с именем существительным.
– Давайте это исследуем. Подберите по одному имени прилагательному к каждому слову.
(Учащиеся записывают рядом с именем существительным имя прилагательное.)
– (Фронтальная проверка – чтение орфографическое.)
– Вывод: действительно, имя прилагательное прилагается к имени существительному.
– Давайте это проверим по учебнику с.69, упр.308 (учащиеся читают текст).
(На доске дополняется схема – связь с именем существительным.) (Слайд 10).
Проблемный вопрос: как вы думаете, почему имена прилагательные связаны именно с именами существительными, а не с другой частью речи? (Ребята высказывают свои версии.) (Не может быть признака без предмета.)
– Продолжаем исследование. Установите между ними связь с помощью вопроса.
– Какой вывод можете сделать?
Вывод: имена прилагательные отвечают на вопросы: какой?, какое?, какая?, какие?
(Дополняется схема вопросами.) (Слайд 11).
Работа в парах. (Задание дано на карточках.)
Вставьте прилагательные так, чтобы в сочетании с указанными существительными они употреблялись в прямом и переносном значениях:
нора хитрость |
хвост холод |
||
перстень характер |
услуга шуба |
||
иней медальон |
нервы прутья |
(Когда ребята справятся с заданием, то они встают.)
(Слайд 12)
– Кто справился правильно, отметьте в тетради знак +.
в ) Наблюдение над изменением имени прилагательного.
– Вспомните, какие признаки имеют имена существительные? (Постоянный – род,
непостоянный – изменяются по числам.)
– Я думаю, что если имена прилагательные связаны с именами существительными, то
и признаки у них будут такие же. А вы как думаете?(Предположения.)
– Я предлагаю провести соревнование “Кто больше подберет слов?”, выполнив
упражнение 305.
(Учащиеся сначала самостоятельно читают задание к упражнению).
1-й ряд выполняют по заданию к 1-ой картинке, 2-й ряд ко второй картинке, 3-й ряд – к третьей. (К доске по одному ученику от каждого ряда выходят цепочкой и записывают имя прилагательное к своему рисунку.)
(Проверка фронтальная.)
Дополнительное задание к упражнению:
- Понаблюдать за именами прилагательными, как они изменяются (по одному ученику у доски с комментированием).
Ландыш весенний, лесной, красивый, пахучий, чудесный.
Ученик: проверим , изменяются ли прилагательные по числам:
Весенний – весенние
Лесной – лесные
Красивые – красивые
Делаем вывод: имена прилагательные изменяются по числам. (Дополняется
схема на доске.)
– А теперь поработайте в парах. Перед вами карточки с заданием. Сначала выполните задание самостоятельно, потом обсудите друг с другом и сделайте вывод.
1-й вариант: запишите имена прилагательные с именами существительными, данными в скобках. Подчеркните орфограммы.
Весенний (ручеек, листва, дни. солнышко).
2-й вариант: запишите имена прилагательные с именами существительными, данными в скобках. Подчеркните орфограммы.
Голубой (небо, простор, лента, колокольчики).
Вывод: имена прилагательные изменяются по родам. (Дополняется схема на доске.)
(Слайд 13 )
– Обобщите все, что мы сегодня исследовали. (1-й ученик рассказывает об имени
прилагательном, остальные дополняют, если необходимо.)
– Сравните с именем существительным. (Общее – самостоятельная часть речи,
изменяются по числам. Различаются тем, что имена прилагательные отвечают на
другие вопросы, изменяются по родам.)
– Давайте проверим наши выводы по учебнику с. 69. (Читают определение в
учебнике.)
5. Закрепление изученного материала.
а) Самостоятельная работа.
Разноуровневые задания: (на карточках даны задания).
1-й уровень. Найди неверно употребленные словосочетания. Запиши верный ответ.
Дружеский коллектив, дружная улыбка, цветастый фильм, цветной сарафан, дружелюбные ребята.
2-й уровень. Допиши прилагательные в тексте. (На доске картинка дятла.)
Мы увидели на дереве дятла. Какой он -----------------------! Головка и спинка -----------------. На затылке ярко ------------------ шапочка. На ---------------------------- крыльях ---------------------- пятнышки и полоски.
3-й уровень. Прочитай фразеологизмы о людях. Впиши в квадратик букву, соответствующую значению выражения.
В рубашке родился
Мухи не обидит Семи пядей во лбу Сухим из воды выйдет За смертью посылать Плясать под чужую дудку . |
а) умный, мудрый; б) счастливый, удачливый; в) добрый, мягкий, сердечный; г) изворотливый, ловкий; д) бесхарактерный, безвольный; е) медлительный, нерасторопный |
Проверка.
– Кто выбрал задание 1-го уровня?
– Проверка по образцу
– Кто согласен? Не согласен?
– Поставьте +, если верно.
– Кто выбрал задание 2-го уровня?
– Прочитайте текст.
– Проверьте написание.
– Поставьте +, если верно.
– А кто из вас видел дятла? Какие его особенности знаете? (Длинный хвост, тонкий
сильный клюв, достает личинки и насекомых.)
– Как его еще называют? (Санитаром леса.)
– Как люди заботятся о птицах?
– Кто выбрал 3-й уровень?
– Что такое фразеологизмы?
– Где можно посмотреть толкование крылатых выражений, если вы его не знаете? (Во
фразеологическом словаре. Показ словаря.)
– Проверьте свою работу, сравнив ее с образцом.
– Поставьте +, если верно.
– Назовите еще крылатые выражения, которые можно отнести к чертам характера
человека. (Попался на удочку, делать спустя рукава.)
6. Итог урока. Рефлексия.
а) Тестовые задания . (Обратная связь, работа с карточками 1, 2, 3.)
(Слайд 14):
- Имя прилагательное:
- Член предложения;
- Часть слова;
- часть речи.
(Слайд 15)
Имена прилагательные:
- Изменяются по родам;
- Не изменяются по родам;
- Изменяются по родам и числам.
(Слайд 16)
Укажите имена прилагательные множественного числа:
- Смуглая;
- Дремучий
- Знойные.
(слайд 17)
Укажите имена прилагательные женского рода:
- Морозная;
- Блестящий;
- Летнее.
– Вы хорошо работали на уроке, молодцы. Из вас получатся настоящие
исследователи.
– У кого на поля все +, принесите тетради на проверку для оценивания.
– А какое задание у вас вызвало наибольший интерес, а какое затруднение?
– Как вы себя чувствовали на уроке?
– Нарисуйте соответствующую мимику на лице, выражающее ваше настроение от работы
на уроке. (Оценивание учащихся.
7. Домашнее задание.
Упражнение 2 или упражнение 1 страница 87-88. Выучить определение стр.69.
(Слайд 18)